Определяется средняя ордината

Определяется средняя ордината - student2.ru , мм,

где SFпол – суммарная площадь всех участков диаграммы, расположенных над осью абсцисс, мм2; SFотр - под осью абсцисс, мм2; lД - длина диаграммы, мм.

Для многоцилиндрового двигателя строится график суммарной тангенциальной силы, приложенной к коленчатому валу от всех цилиндров. Справочные данные для построения графика суммарной тангенциальной силы приведены в приложении 2, а на рис. 5.7...5.9 приведены примеры графиков тангенциальной силы четырёхтактных двигателей.

При построении графика суммарной тангенциальной силы рядного двухцилиндрового двигателя (рис. 5.7) на общий график тонкими линиями наносятся графики тангенциальных сил 1-ого и 2-ого цилиндров, смещенные по оси абсцисс на 180° (при порядке работы цилиндров 1-2-0-0). Ординаты обоих графиков алгебраически складываются и строится кривая суммарной тангенциальной силы Tсум=f(a). При построении графика Tсум=f(a) для рядного трёхцилиндрового двигателя наносятся графики T=f(a) от каждого из трёх цилиндров, смещённых относительно друг друга на 240°.

Для рядных четырёхцилиндровых двигателей на графике (рис. 5.8) в интервале углов поворота 0...180° наносятся кривые тангенциальных усилий, приложенных к четырём шейкам вала (смещённые по фазе на 180°).

В указанном интервале путем алгебраического суммирования определяются значения и строится кривая суммарной тангенциальной силы. В интервалах углов поворота 180...360° и т.д. повторяется кривая только суммарной тангенциальной силы.

Аналогично строится график суммарной силы для рядных шестицилиндровых двигателей, при этом суммирование тангенциальных сил от шести цилиндров осуществляется в интервале углов поворота 0...120° (наносится на график со сдвигом по фазе на 120°). В интервале углов 120...240°и т.д. на графике повторяется кривая только суммарной силы.

Для V - образных двигателей вначале строится график суммарной тангенциальной силы, приложенной к шейке коленчатого вала от левого и правого цилиндров (рис. 5.9а). Построение графика аналогично построению графика суммарной тангенциальной силы двухцилиндрового рядного двигателя. При этом сдвиг по фазе графиков левого и правого цилиндров зависит от угла развала цилиндров (см. прилож. 2).

График суммарной тангенциальной силы для V - образных двигателей (рис. 5.9б) строится путём алгебраического суммирования тангенциальных сил,

Определяется средняя ордината - student2.ru

Рис. 5.9. График тангенциальной силы многоцилиндрового двигателя

а – левого и правого цилиндров (сдвиг по фазе 90°);

б – суммарная сила – период изменения 240°.

приложенных ко всем шейкам вала (см., например, четырёхцилиндровый рядный двигатель, рис. 5.8). Интервал суммирования по углу поворота коленчатого вала (периодичность изменения суммарной силы) и количество совмещенных (суммарных) графиков для различных двигателей приведены в приложении 2.

Для многоцилиндровых V-образных двигателей (в особенности для двигателей с неравномерным чередованием рабочих ходов - вспышек), рекомендуется табличный метод определения значений суммарной тангенциальной силы. Для этого составляется таблица (см. табл. 5.3), в которую для каждого значения угла поворота кривошипа первого цилиндра заносятся соответствующие значения тангенциальной силы каждого цилиндра в следующем порядке.

Таблица 5.3

a, град Тангенциальные силы, Н
T1 T2 T3 ... Ti TS

В столбец T1 заносятся значения тангенциальной силы одного (первого) цилиндра, полученные в результате предыдущего расчета. В столбец T2 для второго цилиндра заносятся те же значения, но смещенные по углу (фазе), который легко определяется по известному порядку работы цилиндров и углу (углам) чередования вспышек в цилиндрах. Аналогично заносятся значения тангенциальных сил для всех остальных цилиндров. После заполнения таблицы для каждого значения a подсчитывается значение суммарной силы TS и строится график TS = f(a) (см. рис. 5.9).

После построения графика суммарной тангенциальной силы многоцилиндрового двигателя определяется средняя ордината ri в (мм) (см. методику определения средней ординаты от одного цилиндра), определяющая среднее значение суммарной тангенциальной силы

Tсум.ср=rim1 , Н,

где m1=T/lh, Н/мм - принятый масштаб по оси ординат;

lh – высота диаграммы, мм.

По величине ri проверяется правильность построения графика суммарной тангенциальной силы и выполнение всего динамического расчёта двигателя. Построение правильно, если

rim1Rhмnн/9550 = Ne,

где R - радиус кривошипа, мм;

hм – механический КПД двигателя, принятый при определении его основных размеров.

Погрешность не должна превышать 3...4%.

Ордината ri откладывается на графике суммарной тангенциальной силы (рис. 5.7…5.9).

Величина суммарной тангенциальной силы, умноженная на радиус кривошипа TсумR является индикаторным вращающим моментом Mi. Переменные значения Tсум при различных углах поворота коленчатого вала a вызывают колебания индикаторного вращающего момента Mi относительно среднего значения Miср, определённого по величине Tсум.ср. Следовательно, угловая скорость коленчатого вала w периодически изменяется (w=f(a)). Неравномерность вращения коленчатого вала двигателя характеризуется степенью неравномерности хода d

Определяется средняя ордината - student2.ru ,

где wmin, wmax - минимальное и максимальное значения угловой скорости коленчатого вала за цикл, с-1; wср - среднее значение угловой скорости за цикл с-1.

Вращающий момент двигателя в каждое мгновение уравновешивается моментом сопротивления Mсопр, приложенном к коленчатому валу, и моментом сил инерции всех движущихся масс. При расчётах момент сопротивления считают постоянным и равным среднему значению индикаторного вращающего момента двигателя, а изменением среднего приведенного момента инерции пренебрегают. Тогда колебания скорости коленчатого вала будут обусловлены только отклонением мгновенного значения Mi от среднего значения Miср. Таким образом, когда вращающий момент Mi больше значения Mсопр=Miср двигатель совершает избыточную работу Lизб, которая определяется по формуле

Lизб=I0dw2, Нм,

где I0 - момент инерции всех масс, приведённых к оси коленчатого вала.

Работа Lизб пропорциональна площади Fизб на графике суммарной тангенциальной силы (рис. 5.8, 5.9).

Тогда, определив площадь Fизб в (мм)2, планиметрированием или подсчётом количества клеток на этой площадке, если график Tизб=f(a) построен на миллиметровой бумаге, подсчитывается работа Lизб

Lизб=mFизб, Нм,

где m=m1m2 - масштаб площади, Нм/мм2.

Для четырёхтактных двигателей масштаб по оси абсцисс

Определяется средняя ордината - student2.ru , м/мм,

где R - радиус кривошипа, м;

lД- длина диаграммы Tсум=f(a), мм.

Задаваясь величиной степени неравномерности вращения d (для автомобильных двигателей d=0,02...0,03, для тракторных двигателей d=0,005...0,015) определяется требуемый момент инерции маховика

Определяется средняя ордината - student2.ru , кг×м2, (5.9)

По величине IМ находится масса маховика. Для маховика, выполненного в виде диска, масса равна

Определяется средняя ордината - student2.ru , кг, (5.10)

где D - диаметр диска, м.

В зависимости от типа и назначения двигателя диаметр диска D принимается в пределах 0,3...0,6 м. Диаметр диска должен быть таким, чтобы обеспечивалась необходимая поверхность трения дисков сцепления. Тракторные дизельные двигатели, как правило, имеют больший, чем автомобильные карбюраторные двигатели, вращающий момент, поэтому сцепление требует повышенной поверхности трения и, следовательно, большего диаметра маховика.

Приложение 1

Значения тригонометрических функций sin(a+b)/cosb

cos(a+b)/cosb при различных l и a.

a, град Знак l Знак a, град
1/3,4 1/3,6 1/3,8 1/ 4,0 1/ 4,2 1/ 4,4
sin(a+b)/cosb
+ 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
+ 0,2240 0,2212 0,2187 0,2164 0,2144 0,2126
+ 0,4370 0,4317 0,4269 0,4227 0,4187 0,4180
+ 0,6288 0,6215 0,6150 0,6091 0,6088 0,6030
+ 0,7903 0,7818 0,7743 0,7675 0,7614 0,7580
+ 0,9147 0,9060 0,8983 0,8915 0,8854 0,8840
+ 0,9977 0,9899 0,9831 0,9769 0,9714 0,9680
+ 1,0881 1,0322 1,0270 1,0224 1,0182 1,0150
+ 1,0374 1,0342 1,0314 1,0289 1,0267 1,0220
+ 1,0000 1,0000 1,000 1,0000 1,0000 1,0000
+ 0,9323 0,9354 0,9382 0,9407 0,9429 0,9440
+ 0,8413 0,8472 0,8524 0,8570 0,8611 0,8620
+ 0,7343 0,7421 0,7490 0,7551 0,7607 0,7670
+ 0,6774 0,6261 0,6337 0,6400 0,6467 0,6500
+ 0,4953 0,3038 0,5183 0,5181 0,5242 0,5280
+ 0,3713 0,3785 0,3851 0,3909 0,3962 0,3960
+ 0,4270 0,2523 0,2571 0,2614 0,2653 0,2670
+ 0,1233 0,1261 0,1286 0,1309 0,1329 0,1350
+ 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
cos(a+b)/cosb
+ 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 +
+ 0,9759 0,9764 0,9769 0,9763 0,9776 0,9800 +
+ 0,9051 0,9070 0,9086 0,9103 0,9118 0,9100 +
+ 0,9717 0,7950 0,7997 0,8030 0,8061 0,8070 +
+ 0,6427 0,6494 0,6557 0,6614 0,6665 0,6720 +
+ 0,4657 0,4760 0,4851 0,4933 0,5006 0,5025 +
+ 0,2791 0,2859 0,2973 0,3079 0,3175 0,3240 +
+ 0,0718 0,0879 0,1022 0,1149 0,1261 0,1340 +
0,1214 0,1069 0,0906 0,0765 0,0640 0,0507
0,3077 0,2891 0,2728 0,2582 0,2453 0,2340
0,4717 0,4537 0,4379 0,4238 0,4113 0,4040
0,6123 0,5961 0,5819 0,5691 0,5578 0,5560
0,7281 0,7146 0,7027 0,6921 0,6825 0,6635
0,8199 0,9096 0,8004 0,7923 0,7850 0,7820
0,8894 0,8827 0,8764 0,8707 0,8655 0,8650
0,9404 0,9362 0,9324 0,9290 0,9259 0,9350
0,9743 0,9732 0,9706 0,9630 0,9676 0,9655
0,9937 0,9932 0,9928 0,9924 0,9920 0,9900
1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000

Приложение 2

Характерные углы фазы четырехтактных двигателей,

учитываемые при построении графика суммарной тангенциальной силы.

Число, расположение и угол развала цилиндров Угол смещения кривошипов, град Соединение шеек и шатунов по номерам Порядок работы цилиндров Чередование рабочих ходов Периодичность изменения суммарной тангенциальной силы, град
соответствует номерам цилиндров 0-0-1-0
– // – 1-2-0-0 180-360
– // – 1-3-4-2 (1-2-3-4)
– // – 1-5-3-6-2-4
6V – 90 1-4; 2-5; 3-6 1-4-2-5-3-6 90-150
8V – 90 1-5; 2-6; 3-7; 4-8 1-5-4-2-6-3-7-8 180(90)
12V –75 1-7; 2-8; 3-9; 4-10; 5-11; 6-12 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9 75-45

Приложение 3

Краткие сведения по тракторным двигателям

Показатели Д-120 DEUTZ F2L912 Д-144 DEUTZ F4L912 Д-243 CASE 301BD Д-245 Д-260 JOHN DEERE 6404A CMД-62 ЯМЗ-240б PERKINS V8.540
Номинальная мощность, кВт 44,1 59,6 52,9 77,2 116,1
Частота вращения, мин-1 2 200 2 300 2 300 2 200 2 200 2 200 2 100 2 200 2 100 1 900 2 600
Рабочий объем, л 2,08 1,88 4,15 3,77 4,75 4,93 4,75 7,12 6,63 9,15 22,3 8,84
Число и расположение цилиндров 2P 2P 4P 4P 4P 4P 4P 6P 6P 6V–90 12V–75 8V–90
Степень сжатия 16,5 16,1 16,5 16,1 16,0 15,8 15,1 15,1 15,5 15,0 16,5 16,4
Ход поршня, мм 120,7 120,7
Диаметр цилиндра, мм 111,1
Тип камера сгорания неразделенная – непосредственный впрыск
Наличие наддува нет нет нет нет нет нет есть есть есть есть нет нет
Тип охлаждения* В В В В Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
             
* Примечание В – воздушное, Ж – жидкостное        
                                                 

Приложение 4

Наши рекомендации