Роль логистики в распределении товаров

Тема 1

Тема 3

Тема 4

Логистическая функция складирования продукции в системе распределения

Любое предприятие, имеющее склад, а тем более складскую сеть, сталкивается со множеством логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера. При этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.

Планирование в складском хозяйстве начинается с решения стратегических задач, касаюшихся структуры складской сети, необходимой для достижения целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов.

Фактически формирование складской сети должно помочь фирме максимально охватить рынок продаж, приспособиться к изменениям окружающей среды с минимальными потерями от упущенных продаж.

Главная стратегическая проблема в логистике складирования — формирование складской сети. На данном этапе планирования предприятие практически создает оптимальную ЛС, которая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, связанные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, а с другой — гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне. Этот этап также можно назвать этапом микропроектирования.

Стратегия формирования складской сети требует решения следующих основных задач:

— выбор стратегии складирования запасов связан с выбором формы собственности складов;

— определение числа складов, обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов;

- размещение складской сети как региона, так и конкретного места расположения каждого склада:

- выбор форм снабжения складов в складской сети (централизованное или децентрализованное).

Оптимальное решение перечисленных задач закладывает фундамент эффективного функционирования самого предприятия и его конкурентоспособности на рынке.

Вторая проблема складирования в системе распределения связана с формированием складского хозяйства и инфраструктуры. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры склад­ских зон и их объемно-планировочных решений.

Залогом эффективного функционирования складского хозяйства является:

* разработка схемы генплана складов,

* правильный выбор вида склада (здания или сооружения);

* расчет мощности скида с учетом перспективы развития фирмы;

* оптимальный выбор системы складирования, обеспечивающей максимальное использование складских мощностей при условии минимизации общих затрат на ее создание.

Управление логистическим процессом на складе является особой задачей в рамках логистики складирования, решение которой связано с:

— обеспечением управления логистическим процессом на складе;

— координацией со смежными службами, обеспечивающими продвижение продукции через склад (службы закупки, маркетинга, продаж и т.д.);

— организацией грузопереработки на складе.

Решение любой задачи логистики складирования требует комплексного и методического (в строго перечисленной последовательности) подхода. Решая локальные задачи без ориентации на методологию, нельзя обеспечить оптимальных условий функционирования склада.

Формирование складской сети и складского хозяйства представляет со­бой комплексную проблему, включающую такие вопросы, как: прогнозиро­вание спроса и планирование объемов продаж, определение рынков продаж и связанного с этим анализа и планирования складских мощностей в выб­ранных регионах продаж, вопросы развития складов собственных или арен­дуемых мощностей, определение числа складов, позволяющих обеспечить соответствующее приближение запасов к потребителям и их пространствен­ное размещение.

Тема 5

Тема 8

Методические указания по выполнению курсовых работ

Методические указания по выполнению курсовой работы по

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение изащита курсовых работ студентами специальности 080506 «Логистика» является одним из этапов подготовки специалистов по логистике.

Цель выполнения курсовой работы - закрепление и углубление теоретических знаний и практического опыта по специальности, приобретение навыков самостоятельного решения вопросов по логистике распределения.

Курсовая работа должна быть самостоятельным исследованием студента, - иметь достаточно высокий теоретический уровень. Содержать анализ научной литературы и нормативной документации, результаты проведенного анализа современного состояния предприятий, оценку их конкурентоспособности, а также практические выводы и рекомендации, направленные на улучшение сбытовой деятельности организаций.

Оформление курсовой работы

Общий объем курсовой работы без приложений должен составлять 35-45 страниц рукописного текста или 30-40 страниц печатного текста с учетом таблиц и рисунков на стандартных листах писчей бумаги формата А4, и сброшюрованных в папке или скоросшивателе. Число строк на странице должно составлять 29±1, а число знаков в строке должно быть в среднем 60±20 (вместе с пробелами). Размер шрифта — 14; Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм, привое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм. Титульный лист пишется крупным шрифтом черного цвета. На первых страницах работы дается содержание, в соответствии с которым она выполнена, и указываются страницы начала изложения каждого из разделов, подразделов и т.д. При изложении материала заголовки должны быть выделены, подчёркивание не допускается. Не допускается изложение материала без четкого подразделения в соответствии с содержанием курсовой работы. Текст должен быть написан разборчиво и грамотно.

Такие сокращения как «явл.», «пр-но», «%», «t» вместо слов «является», «производство», «процент», «температура» не допускаются. Общепринятые сокращения, такие как кг, км, % и. т. д. можно использовать с цифровыми выражениями, например, 5 км, 3 % или в таблицах при обозначении размерности отдельных значений показателей, приведенных в них. Все цифровые или физические показатели необходимо обозначать в системе СИ или одновременно в ранее существовавших единицах и в системе СИ. Все цифровые или другие обобщающие данные представляются в виде таблиц. Таблицы и рисунки имеютсквозную нумерацию. Размерность указывается в соответствующих графах или строках таблицы, в зависимости от ее содержания и построения. В процессе изложения материала студент обязан делать ссылки на литературные источники, из которых взяты соответствующие сведения (в квадратных скобках указывается номер того источника, под которымон находится в списке использованной литературы).

Заканчивается работа выводами и предложениями, списком использованных источников, перечнем приложений, датой окончания и личной подписью студента. Страницы работы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту в нравом верхнем углу без точки, включая приложения.

Титульный лист включаются в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ростовский государственный экономический университет

«РИНХ»

Факультет Коммерции и маркетинга

Кафедра Коммерции и логистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ____________________________________________________ на тему __________________________________________________________

______________________

Выполнил(а) студент (ка)

______________________

(Фамилия, имя, отчество)

______________________

(факультет, группа)

______________________

руководитель работы

(должность, фамилия, имя,

отчество)

Ростов-на-Дону

Приложение 2.

Тематика курсовых работ

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем, который проводит практические занятия по дисциплине "Логистика распределения". Для выбора студентам предлагается следующая примерная тематика курсовых работ:

Примерная тематика курсовых работ

1. Понятие и сущность логистики распределения. Задачи и функции логистики распределения.

2. Логистические посредники в распределении. Организация интегрированного взаимодействия логистических посредников.

3. Управление распределением в рамках интегрированной цепи поставок продукции.

4. Сущность и содержание процессов распределения. Роль логистики в распределении товаров.

5. Понятие канала и цепи распределения продукции. Классификация каналов распределения.

6. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции.

7. Логистические решения в складировании.

8. Размещение распределительных центров и товарных складов.

9. Альтернативы складирования товарных запасов.

10. Цели управления и виды запасов в системе распределения.

11. Проблемы формирования товарного ассортимента и управления товарными запасами торговых посредников.

12. Роль тары и упаковки в распределительной логистике.

13. Организация и управление системой транспортировки.

14. Пакетные и контейнерные технологии как основные направления товародвижения в логистике распределения.

15. Характеристика затрат на перевозку грузов. Организация перевозок собственным и наемным транспортом.

16. Логистические издержки в системе распределения.

17. Логистические информационно-компьютерные технологии в распределении.

18. Выбор транспортной организации-перевозчика в логистике распределения.

19. Системы управления товарными запасами и критерии их оптимизации.

20. Понятие и сущность логистического сервиса.

21. Состояние и перспективы развития логистического сервиса.

22. Параметры и характеристика логистического обслуживания в распределении.

22. Взаимосвязь логистики и маркетинга в системе распределения.

23. Концепция управления интегрированной цепью поставок – преимущества.

24. Управление заказами и обслуживание клиентов.

4. Методические указания (рекомендации)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ЛОГИСТИКИ

РЕФЕРАТ/ДОКЛАД

Ростов – на –Дону

Г.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Логистика распределения»:

  1. Сущность и содержание процессов распределения. Роль логистики в распределении товаров.
  2. Понятие и сущность логистики распределения, ее задачи и функции.
  3. Управление распределением в рамках интегрированной цепи поставок продукции.
  4. Взаимосвязь логистики и маркетинга.
  5. Концепция управления интегрированной цепью поставок – преимущества.
  6. Логистические посредники в распределении.
  7. Организация интегрированного взаимодействия логистических посредников.
  8. Понятие канала и цепи распределения. Классификация каналов распределения.
  9. Основные логистические системы распределения и их участники.
  10. Цели управления и виды запасов в системе распределения.
  11. Проблемы формирования товарного ассортимента и управления запасами торгово-посреднических фирм.
  12. Системы управления товарными запасами и критерии их оптимизации.
  13. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции.
  14. Логистические решения в складировании.
  15. Размещение распределительных центров и товарных складов.
  16. Альтернативы складирования материальных запасов.
  17. Роль тары и упаковки в логистике распределения.
  18. Грузовая единица в логистической системе.
  19. Штриховое кодирование грузов.
  20. Пакетные и контейнерные технологии как основные направления товародвижения в логистике распределения.
  21. Организация и управление системой транспортировки.
  22. Транспортная характеристика грузов и грузовых перевозок.
  23. Характеристика затрат на перевозку грузов.
  24. Организация перевозок собственным и наемным транспортом.
  25. Выбор транспортной организации – перевозчика.
  26. Доходы, издержки и прибыль в логистической системе распределения.
  27. Группировка логистических издержек в системе распределения.
  28. Проблемы учета и выделения составляющих затрат на осуществление сбытовой деятельности.
  29. Управление заказами и обслуживание клиентов.
  30. Логистические информационно-компьютерные технологии в распределении.
  31. Понятие и сущность логистического сервиса.
  32. Состояние и перспективы развития логистического сервиса.
  33. Параметры и характеристика логистического обслуживания в распределении.
  34. Оценка качества сервиса в системе распределения.

Задание № 1 (ситуационная задача).

Выберите для внедрения систему распределения из трех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения по следующим параметрам (табл 1). Аргументируйте ответ с помощью систем, характеризующих затраты.

Таблица.1 Значения параметров сравниваемых систем распределения

Показатель Система 1 Система 2 Система 3
Годовые эксплуатационные затраты, у.е.
Годовые транспортные затраты, у.е.
Единовременные затраты, у.е. 50 000 60 000 40 000
Срок окупаемости системы, у.е. 5,2 5,5 4,9  

Задание № 2 (ситуационная задача).

Выберите для внедрения систему распределения из трех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения показателей (табл. 2).

Таблица 2. Значения параметров сравниваемых систем распределения

Показатель Система 1 Система 2 Система 3
Годовые эксплуатационные затраты, у.е.
Годововые транспортные затраты, у.е.
Единовременные затраты, у.e.
Срок окупаемости системы, у.е. 6,3 1,5 2,9

Задание № 3 (ситуационная задача).

Выберите для внедрения систему распределения из четырех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения показателей (таблица 3).

Таблица 3. Значения параметров сравниваемых систем распределении

Показатель Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Издержки по содержанию товарных запасов, у.е./год 28 000 30 000 19 000
Издержки по реализации товарной продукции, у.е /год 10 000
Годовые транспортные затраты, у.е. 27 000 45 000 25 000 18 000
Единовременные затраты, у.е. 100 000 80 000 110 000 150 000
Срок окупаемости системы, у.е. 5,7 6,0 7,2 6,8

Задание № 4 (хозяйственная ситуация).

Фирма-производитель, выпускающая лакокрасочные материалы, расположена на расстоянии 200 км от фирмы В, реализующей продукцию аналогичного качества. Обе фирмы определяют свои производственные затраты на уровне 5 долл. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза 0.2 долл./км. Чтобы расширить границы рынка, фирма А решила использовать склад S, находящийся на расстоянии 80 км от ее производственногопредприятия и на расстоянии 120 км от фирмы В. Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 0,4 долл. на товарную единицу.

Вопрос. Как повлияет использование склада на изменение границ рынка?

Задание № 5 (хозяйственная ситуация).

Определите границы рынка для производителей продукции А (ценой 50 долл.) и В (ценой 52 долл.), находящихся на расстоянии 400 км друг от друга. При этом производитель В имеет распределительный склад PC на расстоянии 150 км от своего производственного предприятия и 250 км — от производителя А. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 10 долл. на товарную единицу. Цена доставки товара для обоих производителей равна 0,5 долл./км.

Тема 1

Роль логистики в распределении товаров

Термин «распределение», использованный в названии данной функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако, не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот основные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

В литературе существует множество подходов к определению сущности распределительной логистики, и все они различны. Обобщая их, сущность распределительной логистики можно определить как процесс управления физическим распределением продукции из сферы производства в сферу потребления с использованием оптимальных каналов распределения с целью наиболее полного удовлетворения требований потребителей, минимума издержек обращения.

Таким образом, распределительная логистика представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными покупателями, то есть в процессе оптовой/розничной продажи товаров.

Объекты изучения в распределительной логистике — экономические потоки на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.

На уровне предприятия, то есть на микроуровне, распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:

3 планирование процесса реализации;

4 организацию получения и обработки заказа;

5 выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организацию выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

6 организацию отгрузки продукции;

7 организацию доставки и контроль над транспортированием;

8 организацию послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

1. выбор схемы распределения материального потока;

2. определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

3. определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

К функциям распределительной логистики относятся следующие:

1. оценка емкости рынка сбыта;

2. изучение требований покупателей к ассортименту и качеству поставляемой продукции;

3. проведение количественной и качественной приемки готовой продукции и предпродажной подготовки товаров;

4. оказание потребителям сервисных услуг;

5. создание складского и тарного хозяйства, системы хранения, переработки и транспортировки готовой продукции;

6. управление товарными запасами.

Территориальная и временная разобщенность требует значительных дополнительных затрат на доставку до потребителя товаров и оказания услуг клиентам.

Совокупность стадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей и средств поставки товаров согласно условиям договора, обоснованию способов и видов складирования этих товаров представляет собой процесс распределения. С распределением связаны все решения, которые могут иметь место при организации потоков, сопровождающих движение товара от производителя до конечного потребителя и пользователя.

Распределительная сеть, как видно из рисунка, может включать следующих субъектов: распределительные органы фирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. В качестве сбытовых посредников, как правило, выступают оптовые и розничные предприятия, обладающие экономической и юридической самостоятельностью. Эти предприятия разрабатывают самостоятельную, независимую от фирмы-производителя распределительную политику и мероприятия по ее проведению. Тогда как органы фирмы-производителя, например, отделы по продаже и реализации товара, не имеют такой самостоятельности.

Задачи системы распределения товаров и услуг могут быть стратегическими и тактическими.

Стратегические задачи связаны в основном с организационно-коммерческой функцией распределения, с формированием и организацией каналов сбыта. К ним относятся следующие задачи: прогнозирование и планирование перспективных, потенциальных каналов и путей сбыта; обоснование и выбор прямого или непрямого типа сбыта товаров, т. е. «без» или «с» включением промежуточных звеньев (субъектов) на пути товара от производителя к потребителю (прямая поставка самой фирмой-производителем; оптовой или розничной организацией).

Стратегические задачи также имеют место при организации физического перемещения товара к потребителю. К ним относятся задачи маркетинг-логистики, которые связаны с выбором оптимальных каналов и путей сбыта, размещением складов (их функции, количество и емкость), а также с разработкой маркетинговых мероприятий по эффективному сопровождению товарных потоков от производителя к потребителю.

Тактические задачи распределения касаются: работы с уже существующими клиентами; реализации программ по привлечению новых покупателей; поиска и отбора коммерческих предложений на поставку товара или предоставление услуг; организации стимулирования оплаты заказов; установления путей следования коммивояжеров, их численности, мотивации и контроля; проверки деятельности внешней службы фирмы-производителя, в частности, наличия и достаточности товарных запасов, необходимости презентации товара, мероприятий по поддержке сбыта; установления структуры и величины как общих затрат, так и затрат по каждой составляющей расходов, связанных с физическим распределением товара, а также сравнения этих затрат с уровнем сервиса поставки; анализа и развития компьютерного обеспечения в системе распределения для оперативного отслеживания спроса и предложения, а также развития самообслуживания, системы учета и контроля над объемами продаж и ценами реализованных товаров для принятия оперативных решений.

Тема 2

Логистические каналы и сети в распределении

Для характеристики договорных и коммуникативных связей субъектов распределительной сети используется термин «канал распределения». Традиционно большинство зарубежных и отечественных исследователей рассматривают канал распределения как совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Использование каналов распределения производителем основывается на следующих предпосылках:

1. необходимости и возможности экономии финансовых средств при распределении продукции;

2. развитии производства за счет сэкономленных средств;

3. организации продажи товара более эффективным способом;

4. увеличении объемов реализации и на более доступной продаже товара на целевых рынках.

5. Организации или лица, составляющие канал, осуществляют следующие основные функции в системе распределения товара:

6. маркетинговые исследования и сбор информации для стратегического и тактического планирования сбыта продукции и услуг;

7. стимулирование сбыта;

8. взаимодействие с потенциальными покупателями;

9. изучение требований покупателей с целью адаптации товара к меняющимся потребностям;

10. организацию связи и изучение потенциальных потребителей продукции;

11. планирование и организацию системы товародвижения (транспорт, складирование, контроль);

12. финансирование движения потоков товаров по выбранному пути распределения;

13. компенсацию возможных рисков, связанных с функционированием канала поставки товара.

Поскольку перечисленные функции могут быть возложены и выполнены как фирмой-производителем, так и посредническо-сбытовой организацией, выбор того или иного участника канала распределения представляет собой вопрос об относительной эффективности канала распределения. Эффективность определяется отношением вероятного эффекта от использования того или иного канала распределения к затратам на создание и эксплуатацию этого канала.

От выбранного канала зависит скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.

В зависимости от числа посредников в системе распределения устанавливается уровень канала, в качестве которого может выступать юридическая фирма или физическое лицо, выполняющие функции перемещения товара от производителя к потребителю. Число промежуточных уровней может характеризовать протяженность канала. Канал нулевого уровня, например, не включает посредника, так как производитель с помощью собственных внутренних или внешних образований передает товар непосредственно потребителям.

Выбор альтернативного варианта системы распределения зависит от различных факторов, в сильной степени — от назначения, характера товара, финансового потенциала, имиджа фирмы-производителя и т.д. Так, при одно-, двух- и трехуровневом каналах в систему распределения встраиваются один, два и три посредника (соответственно розничный, оптовый и мелкооптовый торговец). Но, как правило, розничный торговец работает на рынке потребительских товаров, а на рынке товаров производственно-технического назначения — агент по сбыту, или брокер. Мелкооптовый торговец покупает товары у крупных оптовых баз и перепродает их предприятиям розничной торговли или непосредственно через свою сеть — потребителю.

Концепция интегрированной цепи поставок в логистике ориентирует на выбор не одного какого-либо канала из всех возможных, а наилучшей комбинации этих каналов, принимая во внимание не сиюминутную выгоду, а развитие долгосрочных взаимоотношений с бизнес-партнерами.

Каждый канал распределения имеет свои преимущества и недостатки.

Для фирмы-производителя стремление не привлекать посредников, с одной стороны, приводит к росту транспортно-складского хозяйства и соответствующих издержек, а с другой — укрепляет и координирует связи с потребителями. Соответственно, увеличение числа посредников, используемых фирмой - производителем, снижает ее затраты по транспортировке и хранению товара, но одновременно лишает ее непосредственного взаимодействия с потребителями, снижает эффективность использования обратных связей с клиентами.

Использование фирмой-производителем двухканальной связи, когда она привлекает прямые и непрямые каналы или возлагает на посредника не только сбыт товара, но и послепродажное обслуживание, значительно повышает устойчивость и эффективность связей между производителем и потребителем, поскольку посредник в этом случае информирует производителя о динамике потребностей покупателя и величине спроса.

Количество уровней канала и состав его субъектов (членов) имеют важное значение при формировании канала распределения.

В литературе по логистике наряду с данным термином, используются также категории «логистический канал» и «логистическая цепь» («цепь поставки», «цепь распределения»).

Логистический канал определяется как частично упорядоченное множество, состоящее из потребителя, поставщиков, посредников, перевозчиков, страховщиков и других лиц, участвующих в товародвижении.

Логистическая цепь – линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвующих в доведении конкретной партии продукции до потребителя.

Анализ данных определений позволяет сделать вывод о том, что логистическая цепь является подмножеством логистического канала, т.е. принципиальная разница заключается в уровне агрегирования звеньев в цепи и канале. В частности, канал не является линейно-упорядоченным множеством звеньев логистической системы и имеет эшелонированную (ветвящуюся) структуру.

Тема 3

Наши рекомендации