Из вагонов в суда, на склад (или обратно)
Нормы загрузки судов и вагонов зависят от рода груза (закрытого или открытого хранения), тары, упаковки, типа пакета, типа пакетирующего приспособления, а также от партионности (крупности) перевозимого груза [4-6].
Как правило, в эксплуатационных расчетах учитывается тарифная норма загрузки судна и минимальная весовая норма загрузки вагона, которая зависит от перечисленных причин и является основой для исчисления провозных платежей за доставку груза.
Загрузка речного судна (масса груза в речном судне) устанавливается с учетом коэффициента использования грузовых помещений судна и рассчитывается следующим образом:
, т (26)
где − регистровая грузоподъемность речного судна, т;
− коэффициент использования регистровой
грузоподъемности судна (тарифная норма).
Норма загрузка железнодорожного вагона (масса груза в вагоне) зависит от рода груза, типа вагона, его внутренних грузовых размеров и определяется:
, т, (27)
где - грузоподъемность железнодорожного вагона, т;
- коэффициент использования грузоподъемности
вагона конкретным родом груза (тарифная норма).
Во избежание коммерческого брака в работе порта, оперативные работники порта стараются планировать загрузку судна таким образом, чтобы в него было загружено целое количество вагонов (без разрыва вагонного количества груза, с которым следует документ).
При этом учитывается, чтобы судно было максимально использовано по грузоподъемности и по грузовместимости и чтобы регистровая (паспортная) грузоподъемность судна не была превышена:
, ед., (28)
Пример 3. Если норма загрузки судна =1000 т, норма загрузки вагона = 70 т, то общее расчетное количество вагонов, перегружаемых в судно, составит = 1000 / 70 = 14,28 ед.
Принимается целое количество загружаемых в судно вагонов равное 14, так как при 15 вагонах будет превышена регистровая (паспортная) грузоподъемность судна, а это допускать запрещено.
Поэтому, управленческим персоналом порта для загрузки в судно будет рекомендовано не 14,28 вагонов и не 15, а целое количество вагонов, равное = 14 ед.
Таким образом, окончательная загрузка судна ( ) составит не 1000 т, а 980 т или 14 полных вагонов.
После определения норм загрузки судов и вагонов решаются вопросы организации подачи их на причал и перегрузки вагонов по прямым и складским вариантам - с учетом коэффициента прямой перевалки груза и коэффициента прохождения груза через склад.
Количество вагонов, перегружаемых по прямому вариантув судно (или обратно) может быть определено по формуле:
, ед (29)
Пример 4. Если = 0,6, то = 14(1−0,6) = 5,6 вагонов.
При этом, по варианту вагон−судно может быть перегружено либо 5 либо 6 вагонов.
Принимаем, например, 6 вагонов с загрузкой по 70 т каждый.
Получаем перегрузку по прямому варианту: = 6 х 70 = 420 т.
Из вагонов на склад будут выгружены остальные вагоны, прибывшие в железнодорожном составе:
, ед. (30)
Пример 5. Если = 0,6, = 14 вагонов и = 6 вагонов, то
из вагонов на склад будет перегружено: nв-ск = 14 - 6 = 8 вагонов.
На склад по варианту ваг-ск будут перегружены 8 ваг. или 560 т.
То есть, 8 ваг. с загрузкой по 70 т каждый.
Получаем перегрузку вагонов на склад: nв-ск = 8 х 70 = 560 т.
Общая загрузка судна будет равна 980 т из 14 ваг, или:
= Gв-с + Gск-с = 420 + 560 = 980 тонн.
Таким образом, из склада в судно должны быть перегружены все грузы, которые ранее были выгружены на склад из вагонов для временного хранения и накопления судовой отправки (без разрыва вагонной загрузки), поэтому здесь всегда присутствует равенство, то есть :
, ед. (31)
Таблица 5
Расчет количества грузов, перегружаемых в суда
из железнодорожных вагонов (или обратно)*
Показатель | По вариантам грузовых работ | |||
в−с | ск−с | в−ск | всего | |
Загрузка судна, т | − | − | − | 1000** |
Загрузка вагона, т | − | − | − | |
Перегрузка по вариантам работ: − в судно, т − из вагонов, т | − | − | 980*** | |
Количество вагонов − в судно, ед. − через склад, ед. | − | − | − |
Примечание: * - в табл. 4 дан пример расчета для грузоподъемностей судна и вагона равными: = 1000 т, вагоа = 70 т, коэффициентах использования грузоподъемности судна и вагона = = 1, коэффициенте прямой перевалки груза 1− = 0,4.
** - загрузка судна, рассчитана по тарифной норме загрузки, т;
*** - загрузка судна, рассчитана по количеству вагонов, т.
Расчеты по данному разделу целесообразно представить в табличной форме, см. табл. 5, в которой приводятся все расчеты, выполненные ранее - нормы загрузки судов и вагонов по прямым и складским вариантам.
4.1 Некоторые проблемные вопросы,