Выбор вила транспорта и определение потребности в подвижном составе
Чтобы обеспечить перевозку пассажиров на маршрутах, следует определить вид и размерный ряд подвижных единиц городского пассажирского транспорта. Основным фактором, определяющим выбор вида транспорта, является мощность пассажиропотоков на маршрутах-кандидатах. Для малых и средних городов эта задача сводится к решению вопроса о достаточности использования на маршрутах только автобусов, или на отдельных, наиболее загруженных, направлениях необходимо сочетание автобуса с другими видами транспорта.
При выборе вида транспорта по мощности пассажиропотока на картограмме отыскивается сечение с максимальной загрузкой и подбирается вид транспорта, провозная способность которого соответствует этой мощности. Следует иметь в виду, что выбранная величина мощности пассажиропотока должна быть характерна для всей транспортной сети. Поэтому назначается несколько расчетных сечений, на которых увеличивается пассажиропоток. Далее необходимо определить провозную способность различных марок подвижного состава отдельных видов транспорта, исходя из нормативной вместимости и намечаемого интервала движения.
Максимально часовой пассажиропоток на данном направлении, т. е. загрузку рассматриваемого участка (Амах), сравнивают с провозной способностью разных видов транспорта (Qmax):
Если это условие выполняется, тогда предварительный выбор вида транспорта считается законченным. Иногда этому условию удовлетворяет несколько видов транспорта, в этом случае говорят о разных вариантах решения транспортной проблемы. Если условие (5.8) не выполняется, т. е. расчетный пассажиропоток не может быть освоен одним видом транспорта, тогда необходимо рассмотреть вариант использования двух, трех или четырех видов городского пассажирского транспорта. Рассмотрим пример: в одном из сечений транспортной сети максимальный пассажирский поток Лтах = 25 тыс. пас./ч. Сравнивая эту величину с провозной способностью различных видов транспорта:
1) автобус Qmax = 4-14; 2) троллейбус Qmax = 6-12; 3) трамвай Qmax = 6-21; 4) метрополитен Qmax = 30-52 тыс. пас./ч, убеждаемся, что данный пассажиропоток может быть освоен, например, метрополитеном, однако загрузка его подвижного состава даже в часы «пик» составит от 50 до 80%. Поэтому для перевозки пассажиров на данном участке транспортной сети целесообразно использовать два вида наземного транспорта, например, автобус и троллейбус, автобус и трамвай, троллейбус и трамвай. Таким образом, возникает, формируется несколько вариантов видов транспорта, обеспечивающих перевозку расчетного количества пассажиров.
Дополнительным критерием выбора вида транспорта могут служить суммарные затраты времени на передвижение (Fmax):
где Lmах - максимальная дальность поездки, км;
Vc - скорость сообщения, км/ч;
to tп - время ожидания и затраты времени на пешеходные подходы к остановочным пунктам, мин.
Согласно СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» затраты времени не должны превышать в городах с населением до 100 тыс. чел. - 30 мин, 250 тыс. чел. -
35 мин, 500 тыс. чел. - 37. 1000 тыс. чел. - 40 мин, 2000 тыс. чел. -45 мин, свыше 2000 тыс. чел. - 60 мин.
где toб - время полного оборота подвижного состава на маршруте, включая стоянки на конечных пунктах, ч. При этом: |
Зная вид транспорта, можно установить потребность в подвижном составе для каждого маршрута:
здесь lм - длина маршрута, км;
Vэ - эксплуатационная скорость, км/ч.
Если известен расчетный интервал времени движения /р, мин, тогда количество подвижных единиц на маршруте в час «пик» составит:
Инвентарный парк по видам и маркам подвижного состава определяется с учетом надежности работы транспортных средств, которая может быть выражена через коэффициент выпуска транспорта на маршрут (Кв):
Окончательный выбор вида и типов подвижного состава может быть сделан только на основании технико-экономического сравнения разработанных вариантов освоения пассажиропотоков различными транспортными средствами.