Характер расселения жителей города

Количество передвижений само по себе не определяет объем работ транспорта. Объем работы городского пассажирского транс­порта, как известно, измеряется пассажиро-километрами, и. следо­вательно, для его определения необходимо знать количество пас­сажиров и среднюю дальность поездки. Дальность передвижения к какому-либо пункту находится в прямой зависимости от характера расселения жителей города. Решающее влияние на характер рассе-

ления оказало место приложения труда. Это связано с тем, что пе­редвижения от места проживания к месту работы отличаются наи­большей массовостью, частотой, регулярностью и обязательно­стью. Отсюда вытекает естественное стремление людей расселяться по возможности ближе к месту приложения труда. Сущностью за­кона трудового тяготения является желание человека до минимума сократить затраты времени на передвижения. В начале 1930-х гг. А. X. Зильберталь впервые определил функциональную зависи­мость между количеством передвижений и средней их дальностью. В соответствии с этой зависимостью количество расселяющихся уменьшается по закону убывающей прогрессии по мере удаления от места работы. В середине 1930-х гг. П. В. Шелейховский пред­ложил математическую модель расселения, в которой мерой тяго­тения стали затраты времени на передвижения, а не расстояние. За основу была принята логарифмическая функция

Характер расселения жителей города - student2.ru

где t - затраты времени на передвижение;

Т - предел расселения по времени относительно центра тяго­тения (Т = 60; 45 и 30 мин).

Определенное распространение получила степенная зависи­мость

Характер расселения жителей города - student2.ru

где а - эмпирический коэффициент.

Согласно этим исследованиям в зоне до 20-минутной удален­ности от места работы должно проживать 70-80% всех расселяю­щихся. Обследования фактического расселения, проведенные в различных городах, с одной стороны, подтвердили наличие опреде­ленной зависимости между затратами времени и долей расселяю­щихся, а с другой стороны, не подтвердили значительной населен­ности зон, наиболее близко расположенных к центру тяготения.

Очевидно, для того чтобы в теоретических посылках прибли­зиться к реальным условиям расселения, необходимо учесть, что по мере удаления от рассматриваемого фокуса тяготения не только

происходит уменьшение «потенциала тяготения», связанное с уве­личением трудности сообщения, но и одновременно возрастает се­литебная емкость зон (табл. 3.1), т. е. увеличивается возможность расселения в них жителей города.

Таблица 3.1 Трудность сообщения и селитебная емкость зон

Показатель   Концентрические зоны времени  
I И III IV V VI
Трудность сообщения, мин Относительная плошадь зоны 0-15 1 15-20 25-35 5 35-45 7 45-55 9 55-60 11

Принимая, что доля расселяющихся в каждой зоне прямо пропорциональна ее селитебной емкости и обратно пропорцио­нальна квадрату трудности сообщения, выражая радиусы зон в по­казателях времени, М. С. Фишельсон получил следующую функ­цию расселения:

Характер расселения жителей города - student2.ru

где ti - максимальная трудность сообщения i-й зоны, мин.

Анализ результатов расчетов по каждой гипотезе и сопостав­ление их с результатом обследования фактического расселения (табл. 3.2.) показывает, что ни одна из них не отражает в достаточ­ной степени реальную картину расселения жителей.

Таблица 3.2 Расселение жителей городя по отношению к месту работы

Гипотеза Процент расселятотиуся по зонам нремепи
расселения 0-Ю 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 >60 Всего
Теоретическая по:                
А. X. Зильберталю - -
Г. В. Шелейховскому -
М. С. Фишельсону 18,1 27,8 19,4 14,1 11,3 9,3 -

Окончание табл. 3.2

Гипотеза Продет расселяющихся но зонам времени
расселения 0-10 10-20 20-30 ЗО-40 40-50 50-60 >60 Всего
Фактическая по:                
Ташкенту 9,9 22,7 19,4 14,1 10,1 10,1 8,5
Санкт-Петербургу 3,6 6,1 19,2 44,7 16,2 7,3 2,9
Новокузнецку 26,5 13,8 6,2 2,7 0,8

Поэтому при расчетах транспортных нагрузок в существующем городе необходимо корректировать теоретическую кривую расселе­ния по результатам обследования с учетом местных условий.

где Lmin - нижнее пороговое расстояние, до которого все передви­жения осуществляются пешком;

Lmax - верхнее пороговое расстояние, свыше которого все пе­редвижения осуществляются с помощью транспорта.

Таблица 3.3

Расчетный коэффициент пользования транспортом

Категория передвижении Kтр при дальности передвижения, км
>1 1,0-1,5 1,5-2 2-2,25 2,5-3
Трудовые Культурно-бытовые 0,3 0,15 0,65 0,4 0,9 0,65 0,3 0,9


Наши рекомендации