Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.
Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.
Понятие: Таможенная политика (ТП)- это часть внешнеэкономической политики государства (ВЭД). ТП- это система экономических, политических, организационных и других мероприятий, которые проводятся государством и направлены на регулирование таможенных отношений. Задачи:1) Развитие товарообмена между странами; 2)Экономическое и политическое влияние на рынок стран-партнеров; 3) Содействие предпринимательству в РФ; 4)Обеспечение экономической безопасности РФ. Принципы:1) Уважение прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности; 2)Международное сотрудничество; 3)Построение таможенных органов на основе единоначалия; и др.
Предмет и метод таможенного права.
Таможенное право-то комплексная отрасль российского права. Она представляет собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела .Предмет таможенного права-это общественные отношения, носящие комплексный характер, который выражаетсяв следующем: 1) Общественные отношения в сфере таможенного дела подразделены на группы и регулируются нормами права разных отраслей права: конституционного, административного, трудового, уголовного, международного права.; 2)Доминирующую роль (главную) играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью, и которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права; 3) Для каждой группы отношений характерны обособленность, неоднородность. Методы таможенного права- 1) императивный, т.е властный- государство устанавливает правила для всех участников внешнеэкономической деятельности; 2) диспозитивный-например, используется при уплате и рассрочке.
Система и источники таможенного права. Действие актов таможенного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Система таможенного прававключает в себя главные 2 части: Общую и Особенную. В Общую часть входят -- понятие и содержание таможенного дела, понятие таможенной политики, ее целей, таможенной территории РФ и др. Особенная часть включает ---правовое регулирование таможенного контроля, таможенных платежей, перемещение грузов через таможенную границу и др. Источники таможенного права - этоофициально- документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся: 1) Конституция РФ- в соответствии с Конституцией РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин и сборов для свободного перемещения товаров, а ограничения их перемещения могут вводиться только на основании федеральных законов; 2) Федеральные законы-к ним можно отнести Таможенный Кодекс, ФЗ «О таможенном тарифе» и др. 3) Нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств-- например, Указ Президента «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ» и др; 4) Международные договоры и соглашения.
Таможенные правоотношения. Субъекты таможенных правоотношений.
Таможенные правоотношения- это общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и урегулированные нормами таможенного права. К субъектам таможенных правоотношенийотносятся: 1) Таможенные органы- это органы государственной исполнительной власти. Они являются правоохранительными органами, поэтому наделены властными полномочиями. Таможенные органы состоят из следующих звеньев: а)Федеральная таможенная служба (ФТС) б) Региональные таможенные управления (РТУ)-они починяются ФТС и они занимаются рассмотрением жалоб; в)Таможни-они подчиняются РТУ и исполняют постановления, оформляют товары, взыскивают платежи;г)Таможенные посты; д) Специализированные органы -учебные заведения, лаборатории и т.д.
Принципы таможенного права.
Таможенное право-то комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела .Предмет таможенного права-это общественные отношения, носящие комплексный характер. Принципы таможенного права:1)Законность; 2)Полномасштабное и четкое таможенное регулирование--т.е все товары подлежат таможенной регистрации и нормы, содержащие сведения об оформлении товаров, должны быть доступны для всех; 3) Эффективность (полезность) таможенно-правовых средств и инструментов; 4) Учет международного таможенного опыта.
Виды декларации.
Декларирование представляет собой заявление лица таможенному органу сведений о себе и о товарах и транспортных средствах, перемещаемых им через таможенную границу РФ. Таможенная декларация подается в сроки не позднее 15 дней со дня прибытия товара на таможенную территорию РФ.Виды декларации:
1) Устная- в ряде случаев при перемещении товаров через границу физическими лицами , информация о товаре д.б. точная; 2) Письменная (основная)-. : 3) Электронная форма (на магнитных носителях) (сопровождает письменную), когда товар декларируется с использованием грузовой таможенной декларации)..4) Конклюдентная-т.е декларирование по умолчанию и применяется физическими лицами с предоставлением им красного (когда товар обязательно нужно декларировать, например, произведения искусства) или зеленого коридора .Декларация должна содержать все 4 блока заполнения декларации, т.е. 1)-й блок -это сведения об отправителе; 2)-й блок - это сведения о получателе; 3)-й блок -это сведения о товаре; 4)-й блок- это экономические сведения (стоимость, льготы по уплате таможенной пошлины и т.д).Декларация бывает : 1) Полная , т.е заполняются все 4 блока информации (сведения об отправителе; сведения о получателе; сведения о товаре; сведения экономического характера); 2) Неполная (или временная) - речь идет о декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, газ, мазут и т.п.)и по линии электропередач.. Неполная декларация (или временная) - это документ, в котором заявлены сведения, необходимые для выпуска товара, поэтому в этих случаях должен быть известен товар, его количество, код товара, страна его происхождения, фактурная и таможенная стоимость. При подаче неполной декларации декларант обязуется после поступления всего товара на территорию РФ, предоставить полную декларацию. Срок ее подачи для российских товаров составляет 80 дней, а для иностранных- 45 дней.
20 . Порядок осуществления процедуры внутреннего таможенного транзита.
Процедура внутреннего таможенного транзита .- это система норм, которая позволяет перемещать иностранныетовары по территории РФ из места прибытия в место таможенного оформления или (и) из одной из одной зоны таможенного контроля в другую. Это перемещение осуществляется под таможенным контролем. Товар движется без таможенного оформления по всей территории РФ, но предварительно товар проверяется на безопасность. Таможенный контроль может осуществляться в виде :1) Таможенного сопровождения т.е при ввозе товара через таможенный пункт оформляется документ ввоза-доставки и товар направляется в таможенный орган. Таможенное сопровождение подлежит оплате, поэтому это дополнительные затраты для декларантов или в виде 2) Установления маршрута- т.е. с указанием места и срока доставки. Эти сведения указываются в документе контроля –доставки .
Виды таможенных ставок.
Правовой основой для этого является ФЗ «О таможенном тарифе». Регулировать качество и количество поступающих таможенных платежей можно с помощью тарифа. Таможенный тариф- это свод ставок таможенных пошлин, применяемым к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ( ТН ВЭД).. Ставки таможенных пошлин являются едиными для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ. Виды ставок таможенных пошлин: 1) Автономные ставки –они являются наиболее высокими, вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения; 2) Конвенционные ставки –они имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры; 3)Преференциальные ставки –они предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами. В зависимости от метода их исчисления ставки таможенных пошлин м.б.: а) Адвалорные- т.е исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товара ( например, 5% ); б)Специфические ставки- т.е. исчисляемые в установленном размере за единицу товара (например, 2 евро за 1 литр спиртовой продукции) ; в) Комбинированные- т.е сочетают и проценты и размер . Кроме перечисленных ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: 1) Антидемпинговые пошлины –они применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономических ущерб национальным товаропроизводителям; 2)Компенсационные пошлины –они применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции; 3 )Картельные пошлины –они применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
Авансовые платежи.
Авансовые платежи – это денежные средства в валюте РФ или в иностранной валюте, внесенные плательщиком в счет предстоящих своих таможенных платежей на денежный счет таможенных органов. 1)Авансовые платежи вносятся в кассу или на расчетный счет таможенных органов. 2) Эти авансовые платежи являются имуществом плательщика, и используются в качестве таможенных платежей только после подачи таможенной декларации. 3)Плательщик имеет право потребовать в письменном виде отчета таможенных органов о расходовании своих авансовых платежей. 4) В случае несогласия плательщика с отчетом проводится совместная сверка расходования авансовых платежей. 5)По результатам этой сверки составляется акт в 2-х экземплярах. 6)Авансовые платежи м.б. возвращены плательщику, если заявление об их возврате подано в течение 3 лет со дня внесения их в кассу или на расчетный счет таможенного органа.
Таможенный контроль.
Таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
Формы таможенного контроля:
• проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
• таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр;
• учет товаров и транспортных средств;
• устный опрос физических и должностных лиц;
• проверка системы учета и отчетности;
• осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Контроль осуществляется в зонах таможенного контроля, которые расположены вдоль таможенной границы РФ в местах таможенного оформления и в местах нахождения таможенных органов.
Таможенный контроль- это совокупность действий и мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения законодательства РФ о таможенном деле. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами. Транзит товаров и транспортных средств м.б. внутренний и международный таможенный транзит. 1) Внутренний таможенный транзит- это таможенная процедура , при которой иностранные товары перевозятся без уплаты таможенных пошлин из места их прибытия на таможенную территорию РФ до места их назначения на территории РФ.
2)Международный таможенный транзит- это таможенная процедура, при которой иностранный товар пересекает территорию РФ (если она является частью пути (следования) товара, при условии , что этот товар не будет использоваться на территории РФ. Таможенный контроль за доставкой товаров при Осуществлении процедуры транзита м.б. осуществлен одной из следующих мер: а) Таможенное сопровождение; б) Определение маршрута следования; в) Уплата таможенной пошлины.
41. Общие условия производства по делам об административных правонарушениях в области тамож. дела. Производство по делу об административных правонарушениях в области таможенного дела- это деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов или судов по применению административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ.Объектом таможенных правонарушений являются все элементы таможенного дела: порядок перемещения товаров, его оформление,, порядок уплаты таможенных платежей и др.Задачипроизводства по делу- 1) Всесторонне, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела ( обстоятельства дела отражаются в протоколе)4 2) Разрешение дела в соответствии с законом4 3) Исполнение вынесенного постановления; 4) Выявление причин и условий нарушения. При рассмотрении этих дел должны соблюдаться следующие условия: 1) Оперативность-срок рассмотрения дела составляет 15 дней со дня получения протокола и материалов дела. 2)Установление истины-лицо, получившее протокол и материалы дела, самостоятельно устанавливает обстоятельства дела; 3) Состязательность-таможенные органы не являются спорной стороной по делу, но если дело рассматривает суд, то для пояснения обстоятельств по делу представители таможенных органов м.б. приглашены в судебное заседание в качестве третьей стороны. Решение суда таможенный орган обжаловать не может.4) Равенство сторон дела-они имеют равные права по доказыванию. 5) Использование национального языка 6) Публичность и гласность-эти дела рассматриваются в открытых судебных заседаниях.
Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.
Понятие: Таможенная политика (ТП)- это часть внешнеэкономической политики государства (ВЭД). ТП- это система экономических, политических, организационных и других мероприятий, которые проводятся государством и направлены на регулирование таможенных отношений. Задачи:1) Развитие товарообмена между странами; 2)Экономическое и политическое влияние на рынок стран-партнеров; 3) Содействие предпринимательству в РФ; 4)Обеспечение экономической безопасности РФ. Принципы:1) Уважение прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности; 2)Международное сотрудничество; 3)Построение таможенных органов на основе единоначалия; и др.