Движущие силы глобализации логистике
Доналд Дж. Бауэрсокс выделяет пять движущих сил глобализации логистики:
-экономический рост,
-опора на логистическую цепочку,
-регионализация рынка,
-технологический прогресс,
-дерегулирование .
Экономический рост. После окончания второй мировой войны компании многих промышленно развитых стран ежегодно демонстрировали двузначные темпы роста доходов и прибыли.
Со временем численность населения в индустриально развитых странах стабилизировалась и рост замедлился.
Новым путем к наращиванию доходов и прибыли для фирм стало более активное освоение мирового рынка.
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние следующие факторы:
• развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
• научно-техническая революция, благодаря которой обновился основной капитал, появились новые отрасли экономики и ускорилось реконструирование старых;
• активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
• регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
• либерализация торговли многих стран, образование свободных экономических зон, предполагающее отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин;
• развитие процессов торгово-экономической интеграции, предусматривающих устранение региональных барьеров, формирование общих рынков и зон свободной торговли;
• обретение политической независимости бывшими колониальными странами и трансформация отдельных из них в так называемые «новые индустриальные страны» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Опора на логистическую цепочку. Объем занятого капитала можно сократить, передав «на сторону» многие логистические функции. В 80-х годах использование сторонних специалистов по логистике превратилось в общепринятую практику.
Оплата качественные международных логистических услуг (экспедирование груза, транспортировка, ведение документации) стало нормой.
Регионализация рынка. Эволюция рынка ведет к образованию 3 глобальных регионов: Европы (ЕС), Северной Америки (NAFTA), и страны Азиатско-Тихоокеанского кольца. Развитию внутрирегиональной торговли способствуют снижение и отмена таможенных пошлин, ослабление таможенных ограничений, внедрение единых стандартов танспортной документации и общих систем транспортировки и грузопереработки.
Технологический прогресс. Развитие средств связи и информационных технологий содействовало расширению международной хозяйственной деятельности, выводу на новый уровень логистических операций. Когда не существовали электронные технологии, функциональный цикл от заказа (например партии кросовок Адидас) до их доставки составлял не менее 9 месяцев., с внедрением современных информационных технологий, укоривших передачу заказов, составление производственных, транспортных графиков, расчеты с покупателями и тд сократилась до 3х месяцев.
Дерегулирование.Финансов. Международные электронные платежи, отмена золотовалютного стандарта (и соответственно - уход от фиксированных курсов обмена).
Дерегулирование транспорта. Раньше существовало строгое регулирование транспорта (например, судоходные компании не имели права владеть автомобилями для осуществления перевозок по суше). Виды транспорта тоже были ограничены, как и тарифные ставки. Ограничения распространялись также на погрузочные и транспортные операции перевозчиков в зарубежных странах. Так, диапазон услуг, предоставляемых иностранным грузоперевозчиком, определялся не рыночными силами, а правилами государственного регулирования.
Приватизация. Прежде многие компании, занимающиеся международными перевозками, находились в государственной собственности под управлением национальных правительств, поскольку рассматривались как инструмент развития внешней торговли и стратегический ресурс государства на случай войны. Один из таких примеров — авиакомпания Air France.
Разрешение проблемы ограничений, связанных с каботажными перевозками.