Движущие силы воспитания

Движущая сила процесса воспитанияразница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности). Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год-два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

Отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.

Воспитание — это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными системами воспитания.

Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности.

В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.

Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является ее собственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя до определенной границы, они переходят в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного состояния в другое, появление новообразований.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, еще одного диалектического закона. "Отрицание отрицания" предполагает органический переход от одного этапа к другому. Аналогом "отрицания отрицания" в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и старение и так далее). Спиралевидным можно назвать и процесс воспитания. На каждом последующем этапе формирования и развития личности воспитанника происходит сохранение существенных ранее примененных его качеств и свойств, а возникшие новообразования, в своею очередь, становятся исходным материалом для образования еще более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические новообразования отрицают ранее сложившиеся, устаревшие.

  1. Методы воспитания. Условия эффективности поощрения и наказания как методов воспитания. (Методы воспитания. Использование методов поощрения и наказания в воспитании учащихся.)

В самом общем виде методы воспитания – это способы достижения цели воспитания.

Методы воспитания – это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, учебной, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности. Прием воспитания – часть метода, отдельное действие (воздействие). Методы и приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных ситуациях, например, беседа – один из основных методов формирования сознания, но может использоваться как методический прием.

Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации.

В науке много классификаций методов, например, по направленности их делят на методы: формирования сознания, организации деятельности и стимулирования поведения. Если классифицировать в зависимости от характера, то выделяются три группы: методы убеждения, методы упражнения и методы поощрения и наказания.

Если сравнить эти группы, то можно убедиться во взаимодополняемости классификаций и многомерности воспитательных методов.

Группы методов по направленности:

Методы формирования сознания Методы организации деятельности Методы стимулирования
Разъяснение Внушение Увещевание Этический рассказ Этическая беседа Диспут Пример Требование Приучение Поручение Воспитывающая ситуация Поощрение Соревнование Наказание Субъективно-прагматический метод

Группы методов по характеру:

Методы убеждений Методы упражнений Методы поощрения и наказания
Внушение Повествование Инструктаж Обращение-призыв Поручение Требование Показ образцов и примеров Создание ситуаций успеха Поощрение Похвала Замечание Наказание Создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики

Рассмотрим основные методы воспитания.

1. Методы убеждения (или методы формирования сознания) являются ведущими в воспитательной работе. Они позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение. Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания. Именно сформированные у воспитанников убеждения определяют их поведение и стимулируют стремление к дальнейшему самовоспитанию. Эта группа методов применяется системно, в комплексе с другими методами.

Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. В отличие от рассказа или объяснения разъяснение всегда ориентировано на конкретного воспитанника или группу и строится с учетом индивидуальных или групповых особенностей.

Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке у них моральных оценок и суждений. Плановые беседы скорее профилактические и работают на перспективу, а неплановые связаны с ретроспективным анализом и выполняют корректирующую функцию. В ходе подготовки к плановой беседе участникам заранее сообщается ее тема, вопросы для обсуждения, рекомендуемая литература. Педагогическое мастерство ведущего беседу проявляется в способности организовать активное обсуждение поставленных вопросов, вызвать эмоциональный отклик, показать связь моральных правил и норм с реальными ситуациями жизни. Особого профессионализма и педагогического такта требуют индивидуальные беседы с теми, кто нарушает этические нормы.

Диспут – спор на интересующую тему. Этот метод формирования взглядов и убеждений позволяет обучить воспитанников правилам доказательного и аргументированного выступления. Главное в диспуте – не вывод, а процесс, помогающий выстраивать свою позицию, дисциплинирует мышление, способствует развитию навыков самовыражения и активного слушания.

Пример – метод наглядно-практического воздействия. Механизмом этого метода является подражание, идентификация. Подражание имеет не только индивидуальные различия (у каждого человека определенная степень внушаемости и подражательности), но и возрастные особенности (у детей выше, чем у взрослых). Пример родителей, педагогов, сверстников, литературных героев дает конкретные образцы для подражания и этим активно формирует сознании, поведение и социальный опыт.

2. Методы упражнений (приучения), или методы организации деятельности воспитанников. Они направлены на формирование единства сознания и поведения. Процесс этот длителен, поэтому и результат применения этих методов отсрочен во времени.

Метод упражнения состоит в многократном повторении требуемого действия. В результате упражнений вырабатываются навыки и привычки – устойчивые формы поведения.

Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений. Существует ряд рекомендаций по применению этой группы методов:

- метод упражнений эффективен только при использовании его с методом убеждений, важно, чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно

- на качество выполнения поручений положительно влияют предъявляемые образцы поведения и примеры для подражания (исторические личности, литературные персонажи, сам педагог)

- при формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения. Причем личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастает, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника)

- важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха

3. Методы поощрения и наказания, или методы стимулирования, используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки. Они направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков.

Наказание – метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. К наказанию нельзя прибегать раньше, чем когда ребенку исполнится 2,5 – 3 года, иначе он не сможет понять его цель. Ребенок должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков.

Поощрение – метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение и похвала.

Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценку и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

С чего начинать? Начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности.

Но важно проявлять осторожность и чувство меры при одобрении. Есть ряд правил: не следует хвалить:

а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.)

б) за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой

в) больше двух раз за одно и то же достижение

г) из жалости

д) из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым

В применении метода наказания также существует ряд рекомендаций – как нельзя наказывать:

- наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально

- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания

- за один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков)

- если время упущено, то запоздало наказывать не следует

- наказан – прощен

- при наказании не допускать оскорбления и унижения личности

- нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание

- не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой

При применении методов поощрения и наказания необходимо основываться на принципе гуманизма, поэтому важно исключить односторонность их применения.

Важно:

- нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных ученических коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще

- использование поощрений и наказаний эффективно только в комплексе с убеждением (предупреждением), поручением (упражнением), примером, требованием

- ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание

- поощрение и наказание должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию. Такт в поощрениях и наказаниях – необходимый элемент

- наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт виновником проступка и коллективом

  1. Стили педагогического общения, факторы выбора стиля. Н.и.тоже

Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с учениками в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учениками и управление общением в детском коллективе.

Педагог должен знать, что на общении строится вся система педагогического воздействия.

Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты».

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов — не система. Позиция лидера — вне группы. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос руководителя — решающий.
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание — с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский стиль
Тон — конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
     

Плюс еще материал по стилям:

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.

Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социальном восприятии, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации – наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Дополнительные стили:

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...»

Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника».

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

А.С.Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...»

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:

а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Наши рекомендации