Вот это педаль тормоза. Почти как в автомобиле. Но у разных типов самолетов она расположена по-разному.

Государственная комиссия пришла к выводу: кто-то из пилотов того самого ЯК-42 на взлете нечаянно давил на педаль тормоза.

СНХ Есаян

Именно поэтому самолет долго не мог набрать нужную для взлета скорость. Именно поэтому переднее колесо никак не могло оторваться от поверхности.

А уж когда выяснилось, что второй пилот налетал на ЯК-42 всего шестьсот с небольшим часов – все шишки посыпались именно на него.

Людмила Жевелова (вдова) Раскопали где-то, что он якобы лечился где-то, что у него пропадала чувствительность ног, я впервые об этом слышу.

49-летнего Игоря Жевелова считали одним из лучших пилотов Сибири. В авиации – почти 30 лет. Работал в Красноярском крае и Заполярье. Был командиром воздушного судна ЯК-40

Андрей Бочкарев, друг Жевелова: Он не раз сажал самолеты на лед и даже на воду, он спас много людей от верной смерти.

Многие годы он пилотировал спецрейсы, перевозившие политиков и популярных артистов.

Андрей Бочкарев, друг Жевелова. У него пассажирами были Орбакайте, Пресняков, Леонтьев и много разных знаменитых людей.

Когда Роман Абрамович был губернатором Чукотки, то летал над бескрайними просторами автономного округа не на своем дорогущем Боинге, а на обычном неприхотливом ЯКе. Его пилотом был Игорь Жевелов.

Допустить, что опытнейший летчик мог допустить такую детскую ошибку, нажать нечаянно на тормоз – очень непросто.

Людмила Жевелова: Да он с закрытыми глазами мог водить этот самолет. Они в тот же день это у них уже второй рейс был, сначала они с утра прилетели из Внуково в Ярославль и прекрасно долетели.

Командир экипажа Александр Соломенцев тоже имел за плечами огромный опыт полетов в самых разных условиях.

Обоих пилотов объединяло одно: раньше они летали на ЯК-40, а потом пересели на ЯК-42.

Инструктор в УТЦ: А у ЯК-40 сюда можно ногу ставить без последствий, у него педали по-другому расположены. А в 42-м как раз нога попадает на педаль тормоза.

Неужели страшная трагедия объясняется так просто?

Экстрасенс Виктор Рогожкин выяснил некоторые детали, которые позволяют иначе взглянуть на все случившееся.

Рогожкин: Каждый человек – это цельная система. Так вот, когда в процессе жизненного опыта, совершения ошибок, накапливается негативный опыт, он это целостность разрушает.

Человек становится уязвимым к внешним воздействиям, легко подвергается влиянию негативной энергии.

Рогожкин: Ой, я что-то чувствовать себя плохо стал, начал уставать, голова болит, дай-ка выпью таблетку. Таблетка, да поможет, на два часа. А потом опять голова заболит, потому что проблема не с головой, а с тем, что человек потерял свою защиту от воздействия негативной энергии. У него организм уже разрушается.

Так где же тот самый момент, когда кто-то из пилотов утратил защиту от внешнего негативного излучения?

Чтобы разобраться во всем, Виктор Рогожкин изучает запись, сделанную бортовым самописцем того самого ЯК-42. Вот пилоты задают необходимые для взлета параметры.

Запись:

11:51:32. Сколько тебе? Девять?

11:51:35. Восьмерку, наверное.

11:51:36. Восемь с половиной.

Рогожкин: Вот смотрите. С самой первой минуты они начинают друг с другом спорить. Один говорит девять, другой, нет восемь. И сошлись на 8 с половиной, как будто, знаете, где-то на рынке поторговались и сошлись.

Легкая пикировка продолжается и дальше.

11:58:42. К: Экипаж, взлетаем. Рубеж - 190.

11:58:44. Э: Надо рубеж 200.

11:58:46. К: Взлет 200.

И даже когда наступает критический момент – они продолжают спорить.

11:59:42. К: Взлетный! Стабилизатор!

11:59:47. 2П: Че ты делаешь-то?!

11:59:48. К: Взлетный!!!

11:59:49. 2П: На х** ты!

Рубен Есаян: Второй пилот все время оспаривает решения и команды первого пилота. В авиации это недопустимо. Решения принимает один человек.

В документах комиссии по расследованию катастрофы такое поведение было названо «несогласованностью действий». Но у Виктора Рогожкина более глубокое понимание ситуации.

Рогожкин: Понимаете, и тот и другой они командирами экипажей отлетали много лет. И каждый из них привык отдавать приказы, а не подчиняться. Каждый считал, что он лучше всех знает, как надо правильно взлетать. Вот как говорится, гордыня обуяла. И никто не хотел смирить эту гордыню.

(повторяем, можно чуть зарапидить звук, чтобы звучало более отчетливо)

11:59:42. К: Взлетный! Стабилизатор!

11:59:47. 2П: Че ты делаешь-то?!

11:59:48. К: Взлетный!!!

11:59:49. 2П: На х** ты!

Гордыня – не только библейский смертный грех. Это ошибка, которая проделала брешь в биополе каждого из пилотов.

Рогожкин: Они стали уязвимы, понимаете, для эмоций ненужных, лишних. Для злости. И, естественно, в таком состоянии человек можно легко потерять контроль и стать проводником той самой негативной энергии.

Так кто из двоих надавил на педаль тормоза? По своей ли воле он это сделал?

Рогожкин: Я вам так скажу: я знаю, кто это был. Но из уважения к родственникам погибших эту информацию я разглашать не буду. Скажу лишь одно: это с одинаковой вероятностью мог быть любой из них, потому что они оба совершили ошибки и оба оказались уязвимыми.

Экстрасенс Рогожкин считает: это не были ошибки пилотирования – все гораздо глубже. К такому трагическому финалу оба летчика шли уже давно.

Рогожкин: Самокритичность, осознание – это начало избавления от своих ошибок. К сожалению, они до самого последнего момента так ничего не осознали.

Каждый хотел быть первым. Никто не хотел уступать.

В годовщину трагедии под Ярославлем Следственный комитет России предъявил обвинение одному из бывших руководителей расформированной компании ЯК-сервис. По версии следствия, тот подделал документы и позволил управлять самолетом неподготовленному экипажу, а также не проводил обучение пилотов.

Рогожкин: Это обычная практика, выпустить пар, найти виновного и наказать его. Никто не хочет смотреть на корень проблемы. Никто не хочет осознавать.

(печальный нарез из фотографий и видео погибших парней и мужчин)

Каждому из нас приходится когда-то расплачиваться за чужие ошибки. Страшно, когда плата оказывается такой высокой.

Ярославский «Локомотив» до сих пор не оправился от своей потери. Ему так не хватает этих отчаянных парней, которые так любили хоккей.

(кладет цветы, печаль, быстрая нарезка из фото радостных хоккеистов)

Ведущий 15 (около мемориала)

Наши рекомендации