Функции и цели информационной системы логистики

На сегодняшний день информационная логистика в широком понятии уже не существует. Информационная логистика, которая существовала до эпохи коммуникационных технологий своей целью ставила обеспечение материалопотока. Современная информационная логистика изучает информацию как материалопоток, который имеет как ценовые, так и транспортные характеристики, и уже не является частью общей логистики, а ставит перед собой цели более частные. Изучение такой логистики требует отдельного пособия. В данном пособии рассматривается информация как элемент обеспечения материалопотока.

Цели создания информационной системы:

- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы

- обеспечение работникам нормального трудового процесса

- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании

- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.

Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения информационной системы:

- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных)

- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)

- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач)

- конфиденциальность

- адаптивность к изменяющимся запросам

- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации)

- открытость системы (для пополнения данных)

В составе системы действуют эксперты и моделирующие комплексы на основе вычислительной техники. Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме. Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:

- информационно-справочный режим

- режим сортировки и группировки

- аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки 2-х более характеристик разной принадлежности.

- расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям)

- советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов)

- обучающий режим

- оптимизационный

Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем приведено в таблице 6.

Таблица 6 – Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем

Содержание задачи Информационное обеспечение
1.1 Сбор фактических данных, первичный анализ производства и потребления 1.2 Анализ динамики производства Статистические данные о фактическом производстве и поставках продукции за ряд периодов. Характеристики предприятий и продукции
2.1 Анализ спроса на данный вид продукции по данному виду предприятий 2.2 ФСА продукции с точки зрения данного потребителя 2.3 Анализ эластичности спроса на данный вид продукции по данной группе потребителей в зависимости от цены Статистика поставок данной продукции на данном предприятии, заявочная потребность отказа в поставке. Данные о поставках конкурентов Функциональная структура производства на предприятии заказчика.Статистика поставок и цен продукции и аналогов
3.1 Анализ возможностей поставки на данную группу предприятий других видов продукции Данные о потребностях предприятий-заказчиков, технологические возможности поставщика
4.1 Анализ новых рынков сбыта Данные об использовании продукции на других предприятиях. Данные о производстве конкурентов
5.1 Анализ и прогноз функционирования предприятия. Анализ сбыта и технологических скачков производства Данные о технологии, предметах и средствах труда, данные о сбыте
6.1 Общая задача формирования оптимальной номенклатурной производственной программы предприятия 6.2 Обобщенный анализ технологических, сбытовых и сырьевых возможностей производства 6.3 Определение стратегии предприятия по кадрам, по производству и по продвижению продукции Данные о технологических процессах, предметах и средствах труда, кадровом составе, финансовом состоянии, данные о возможностях привлечения рабочей силы нужной квалификации, капиталовложения. Данные о различных посреднических организациях
7.1 Общий анализ и прогноз производства и сбыта данной продукции Данные о производстве и сбыте по всем изготовителям и потребителям


Основные направления программы работ по реализации функций логистики на предприятии:

- Выбираются технические средства для выполнения программного задания

- Устанавливаются требования к качественным характеристикам, и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов

- Определение базовых методов формирования программных заданий

- Выбор организационной формы осуществления программных заданий

- Составление сетевой модели выполнения этапов и работ

- Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий

- Организация контроля, учета и оценки хода работ.

Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатуры товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий

Базы знаний - отличаются высокой структурированностью данных. Называется расширенно-декларативно-процедаральный подход к представлению данных.

В системе математического обеспечения информационной системы представлены следующие модели:

- Модель факторного анализа. Строится на базе информации о деятельности изучаемых объектов и предназначена для количественной оценки вкладов различных факторов в диагностику результирующих показателей.

- Модель обобщения информации. Предназначена для построения интегральных показателей в соответствии с целями анализа.

- Модель прогноза. Для определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности.

- Модель принятия оптимальных решений.

Факторный анализ помогает решить следующие задачи:

- модель эластичности спроса по цене и качественным параметрам изделия

- модель деятельности потребителей, поставщиков и конкурентов

Модели обобщения информации:

- интегральной оценки конкурентоспособности и реализуемости товара

- модель оценки риска плановых и хозяйственных решений.

Наши рекомендации