Цели, задачи и функции закупочной логистики

ТЕМА 4. ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК

План.

1. Цели, задачи и функции закупочной логистики

2. Организация закупочной деятельности

3. Этапы организации процесса закупок.

4. Определение потребности в материальных ресурсах

5. Выбор поставщика

Цели, задачи и функции закупочной логистики

Закупочная логистика - это управление материальными потока­ми в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплекту­ющих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Появление термина «закупочная логистика» не случайно. За ру­бежом сфера деятельности по обеспечению предприятия (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами ма­териальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабже­нием). Эта же область производственной деятельности в отечествен­ной практике до сих пор называется материально-техническим снаб­жением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали опреде­лять как закупочную логистику.

Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что организация должна получать необходимое по качеству и коли­честву сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного постав­щика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хоро­шим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. В соответствии с этим можно выделить:

1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, по-ставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых дЛя работы предприятия. Дефицит сырья и комплектующих может при­вести к остановке производства и соответственно к большим наклад, ным расходам - росту эксплуатационных затрат в связи с постоян­ными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиен­тов к срокам доставки продукции.

2. Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока мате­риальных ресурсов и готовой продукции является создание и хране­ние крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предпола­гают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвес­тировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50% общей стоимости активов.

3. Поддержание и повышение качества. Производство продук­ции или предоставление услуг должно отвечать принятым требова­ниям, что ведет к росту производственных расходов до значительно­го уровня.

4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функ­ции закупок зависит от способности находить поставщиков и разви­вать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5. Приобретение по возможности многофункциональных това­ров. Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, кото­рое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделия­ми, предприятие получит преимущество за счет: первоначальной низ­кой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с со­держанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повыше­ние конкуренции среди поставщиков.

6. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наимень­шей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

7. Повышение конкурентоспособности. Организация будет кон­курентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связан­ные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополни­тельного времени и т.д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибыоции, внедрение достиже­ний технического прогресса и т.п.

8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями предприятия. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками организации: отделен технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т.д.

9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации предприятия (промышленное, торговое, сервисное), степени развития и (или) сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, конкурентоспособности.

Достижение этих целей в области управления закупками (закупоч­ной логистики) требует выполнения различных стандартных функций.

- определение потребности в материальных ресурсах;

- исследование рынка закупок;

- выбор поставщиков;

- осуществление закупок;

- контроль поставок;

- подготовка бюджета закупок;

- координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с по­ставщиками.

Наши рекомендации