Концептуальные подходы к логистике
Исследователи отмечают определенную периодичность эволюции подходов к логистике. Так первым периодом (дологистический период), который развивался до 50-х годов ХХ столетия, называют время, когда управление материальным потоком носило фрагментарный характер. Транспорт рассматривался отдельно и даже иногда как инородный отдел в организации не связанный с материально-техническим обеспечением. В этот период происходит быстрое развитие транспорта, особенно безрельсового. Предпочтение при оптимизации логистики отдавалось оптимизации перевозок, т.е. минимальные транспортные издержки. Возникает необходимость контроля над перевозками и экспедированием грузов, проверки грузовых счетов, упаковки, взвешивания, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Высокая разнообразия работ управляющих по грузоперевозкам стала основой дальнейшего развития логистики. Появление логистики как отдельной науки было основано на смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения и в использовании комплексного подхода к вопросу движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. При фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдаются необходимые последовательности деятельности и увязки в действиях различных подразделений фирм. Логистика формирует комплексный подход, предполагая согласование процессов связанных с материальными потоками, производством и маркетингом. Еще одной новизной логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. Все это привело к формированию классической логистики, период которой начинается с 1960-х годов, характеризуется созданием логистических систем вместо обособленной организации оптимальных перевозок на фирме.
В рамках этого периода выделяют три подхода, отличавшихся сферой применения компромиссов. Область действия компромиссов при первом подходе являлись затраты на отдельные логистические операции фирмы. Главный критерий – минимум затрат на материальное распределение. Выгодным считалось увеличение издержек на одно звено логистической цепи, если при этом эффект от экономии на других звеньях превышал лишние расходы (пример: увеличение затрат на транспорт, экономия на управлении запасами и складирования).
Другой подход характеризуется извлечением максимальной прибыли фирмы от логистических операций, который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос, что не учитывал предыдущий подход. Последний подход в период развития классической логистики считается подход, основанный на критерии формировании оптимальной системы распределения, при котором максимальная прибыль от логистических операций появляется у всех фирм участниц. Таким образом, акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.
Логистика второго поколения, или так называемая неологистика, является уже третьим периодом в развитии логистики, начавшемся в 1980-х годах. Данный период характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Фактором необходимости развития данного периода стала динамично изменяющаяся внешняя среда. Фирмы не обладали такими функциональными зонами ресурсов, которой было достаточно для реакции на изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Поэтому для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Подход к построению системы логистики на основе данных требований называют комплексным. Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели – достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.
Межфункциональные компромиссы развивались также в связи с тесным взаимодействий издержек на управление и функционирования различных областей деятельности предприятия. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на другие функциональные зоны предприятия. Критерий минимума общих издержек товародвижения и производства требует нахождение определенных компромиссов между интересами всех структурных подразделений фирмы в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами.
Перед менеджерами по управлению материальными потоками стоит сложная задача баланса издержек на обслуживания и качество самого обслуживания. Поскольку одна и та же задача может быть выполнена различными путями при неодинаковых затратах и уровнях эффективности, то более точная и обоснованная оценка взаимосвязей и расходов средствами логистики может оказать решающее воздействие на прибыльность компании. Сложность оптимальных соотношений интересов различных подразделений фирм продемонстрирована на рисунке 2.
Поскольку удельный вес затрат на хранения и транспорт в общей структуре затрат велик, то минимум общих затрат на выполнения заказа находится над точкой пересечения линии b и c.
На реальном предприятии логистическая модель будет более сложной, так как будут учитываться большее количества требований. Они связаны с особенностью выпускаемой продукции, типа предприятия, стратегии и тактики фирмы. Стратегия предприятия необходимо для точного определения маркетинговых и рыночных целей, при выполнении которых необходимо задействовать на логистическую систему.
Зависимость затрат на размещение продукции (перевозку и хранения) от времени выполнения поставок представлен на рисунке 3, где видно, что для достижения минимального времени поставок наиболее целесообразно их осуществлять через сеть промежуточных складов, расположенных вблизи заказчиков, где для этого создаются необходимые запасы. При складской форме поставок данная модель демонстрирует падение затрат до определенного момента в связи с увеличением времени поставок, а затем, с удлинением цикла поставок, затраты практически не меняются. Транзитная форма поставок характеризуется более тесной связью затрат с возможным временем поставок, причем до определенного момента более эффективной оказывается складская форма, а при несрочных или ритмичных поставках – транзитная форма.
Развитие комплексного подхода нашло отражение и за пределами организации. Формируется концепция «общественной ответственности», специфика которой в выходе логистической системы за приделы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат. На рубеже веков, когда человечество переходит в так называемый постиндустриальный период развития, логистика становится важным элементом обеспечения общества. Такое общество ориентируется на услуги, а не на обеспечение производства. Также современное общество характеризуется увеличившимся объемом информации, это находит отражение в применение мобильных коммуникационных устройств и развитие соответствующих сервисов. Для обслуживания потребителей главным фактором становится оперативность, мобильность и возможность более точно выполнить желания покупателя. Поэтому в обществе, где на первом месте стоят услуги большую мобильность имеют малые организации, они могут удовлетворять быстро меняющиеся предпочтения клиентов. При этом логистические действия должны быть на соответствующем уровне и при этом в нужном количестве.
Когда обслуживание происходило для массового потребителя, логистическая система могла заключаться в рамках одной организации, в современных условиях малые организации не могут себе это позволить, поэтому логистическую систему приходится строить на основе аутсорсинговых компаний. Которые, в свою очередь могут пользоваться услугами более крупнооптовых логистических фирм. Таким образом, успешная деятельность малой организации напрямую зависит от деятельности других фирм в обществе.
Анализ логистических издержек также претерпел со временем определенные изменения. Методические основы калькуляции издержек заключаются в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг. В середине 1950-х годах во время экономического кризиса в Европе происходит снижение прибылей компании, в организациях начинают обращать внимания на расходы в области операций по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирования, обработку заказов …). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (ЗЧ, послепродажный сервис). Концепция «полных издержек распределения» связана с интеграцией логистических функций и развитием идеи функциональных компромиссов. Данная концепция также включала расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, в том числе и размер товарно-материальных запасов. Но логистика материально-технического обеспечения производства и распределение готовой продукции рассматривались отдельно.
При дальнейшем распространении межфункциональных компромиссов, происходит отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Такой анализ общей величены затрат стали называть «принцип одного зонтика».
Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определялся объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением.
Таким образом, современная система калькуляции издержек рассматривается, как система, определяющая общие затраты на логистику в соответствии с ее целями, так и как сумма расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики. При этом входные и выходные издержки согласуются между собой.
В организациях сейчас применяется матричная модель калькуляции издержек на основе миссии и функциональных издержек, которые необходимо контролировать отдельно. С помощью этой модели можно отобрать наиболее выгодные варианты с точки зрения выбора цели обслуживания (см. рисунок 4). Модель помогает оптимизировать работу на основе выбора между различными вариантами вовлеченных ресурсов.
Миссия | Издержки функциональных областей | Общие издержки миссии | |||
Закупка | Складирование | Перевозки | Другие сферы деятельности | ||
Миссия А | |||||
Миссия В | |||||
Миссия С | |||||
Издержки функциональных областей (центров деятельности) |
Рисунок 4 – Миссии сферы логистики. Миссия А – обслуживание зарубежных рынков, В – удовлетворение требований покупателей относительно размеров и частоты партий, С – удовлетворение спроса внутренних потребителей на основе существующей логистической сети.
Главным критерием оптимизации логистических издержек являются экономические компромиссы. При большом количестве переменных гармонизация интересов достигается путем не расчетов, а сравнением качественных характеристик деятельности фирм. Подход к исчислению издержек, заключался в разработке миссий (определения целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации «продукт – рынок»). Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.
Экономические компромиссы - категория, применяемая в процессе принятия решения по комплексу вопросов предпринимательской деятельности. Выражается в расчетах, отражающих интересы, как различных подразделений фирм, так и всех фирм - участниц логистического процесса. Иногда это сравнение качественных характеристик деятельности фирм.
Компромиссы как метод балансировки расходов, доходов и прибыли фирмы оценивается в двух аспектах:
- с точки зрения воздействия на полные издержки системы;
- по влиянию на доходы от сбыта.
Сфера влияния экономических компромиссов охватывает стратегический, организационный и оперативный уровни решений в области распределения товаров.
Стратегические решения (область проблем фундаментального характера) составляют часть стратегического плана, в котором деятельность фирмы планируется на длительный срок.
Организационный уровень решений касается организации производства и имеет меньший временной период.
На оперативном уровне компромиссы достигаются принятием решений по детализации организационных планов.