Определение, понятие, задачи и функции логистики.
Понятие логистика уходит корнями в греческое слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. В течение времени понятие логистики видоизменялось, так в Византии на рубеже первого тысячелетия считалось, что ее задачей является вооружение армии, снабжение ее военным имуществом. Многие работы по логистики были написаны военными специалистами. В начале XIX века французский военный специалист А. Жомини дал следующие определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Расцвет применения логистики в военном деле произошел во время второй мировой войны. Хорошо развитый математический и понятийный аппарат логистики дал возможность в западных странах применение ее в бизнесе.
На сегодняшний день логистика развивается по двум основным направлениям. Первое связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при достатке товара от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом, когда необходимо обеспечить не только товародвижение, но и другие процессы, связанные с обслуживанием потребителя. Из современной логистики выделяют и такой раздел как информационная логистика, где на первое место выходит не товар, а информация, потоками которой необходимо управлять. Учитывая все эти аспекты, определение логистики может иметь следующий вид.
Логистика – это наука управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
Необходимо уточнить, что под материальным потоком подразумеваются находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции
По мнению различных ученых данная наука имеет различные объекты своего исследования, при этом ее разносторонность является следствием применение моделей и методов логистики для множества задач бизнеса. В вкратце основное функциональное окружение логистической системы может выглядеть так:
- закупка сырья и материалов;
- планирование материально-технического снабжения;
- планирование выпуска продукции;
- совершенствование качества продукции;
- планирование и управление производством;
- управление складской системой;
- планирование сбыта;
- рынок сбыта, маркетинг;
- формирование и управление структурой сервиса;
- организация обслуживания клиента;
- планирование финансов;
- текущая финансовая деятельность;
- структура кадровой системы;
- планирование и управление кадрами.
Новизна логистики заключается в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством. Также новелла состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. Логистика управляет компромиссами, которые позволяют достичь зачастую противоположные цели участников логистической цепочки.
Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизации интересов всех участников процесса товародвижения и представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергетического эффекта. Поэтому такую структуру на предприятии принято называть логистической системой. Логистическая система – это сложная организационно завершенная система, которая состоит из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.
Логистика состоит из различных функциональных областей, таких как: закупка, маркетинг, транспорт, информация и т.д. Все эти области между собой связаны различными процессами обеспечения работы и зависят друг от друга. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы и задаваемых значениями показателей, являющихся ее выходными параметрами.
В логистической цепи (линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы, осуществляющих логистические операции по доведению материального потока), т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продуктов и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, коммуникации и средства связи, системы управления и кадры.
К задачам макрологистики можно отнести вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещение складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной и складской схемы доставки товаров. Макрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий.
В современных условиях, когда конкуренция на рынках очень высокая фирмы не могут работать в рамках ежедневных задач. Ориентация на будущие цели привела к тому, что компании ведут стратегическое управление. Поэтому к планированию в организации относятся очень строго, и главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. Из этой задачи вытекает решение следующих проблем:
- соответствие материальных и информационных потоков;
- контроль над материальным потоком и передача необходимой информации;
- определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
- разработка способов управления операциями движения товаров;
- установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
- определение объемов производства, транспортировки и складирования;
- расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики выделяют два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
Логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из направлений – оперативное планирование, призванное сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Наиболее развитые системы такие как: «Точно во время» приводят организации к нулевым запасам со всеми преимуществами «работы с колес».
Сильное воздействие на бизнес логистики происходит при переходе от рынка продавцов к рынку покупателей. Так называемый подход потребителя характерен тем, что все процессы от производства до доставки и обслуживания становятся ориентированными на конечного покупателя, который платит за данный товар или услугу. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм – изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное согласованного графика поставок. Поэтому фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке. Особенно важным данный фактор стал при производстве широкого ассортимента на одном конвейере. Так сформировалась система «Точно во время». При этом необходимо учесть интенсивное развитие таких направлений науки и техники как: использование теории систем и построенных на ее основе методик решения экономических задач, развитие компьютерной и коммуникационной техники и их повсеместное использование в сферах логистики, создание стандартов, которые унифицировали правила и нормы по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности.
В литературе некоторые исследователи выделяют четыре уровня логистики. Эти уровни развития логистики основаны на вовлечение различных областей деятельности организации, таких как изображено на рисунке 1.
Сфера закупок и снабжения | Управление материалами в сфере производства | Сфера физического распределения | ||||
Источник сырья | Склади-рование | запасы сырья | Производство | запасы готовой проду-кции | Склади-рование | Заказчики |
Рисунок 1 – Области деятельности организации
Для первого уровня характерно вовлечение в логистику только хранение готовой продукции и ее транспортировка. Целью логистики становится непосредственное реагирование на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.
Второй уровень развития имеет более широкое действие логистической системы на предприятии - это управление потоком готовой продукции от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя.
Задачами логистики становятся: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики, использование компьютерной техники (не высокий уровень интеграции).
Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. Такая система дополняется следующими функциями: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья и незавершенного производства, проектирование систем логистики. К неконтролируемой логистикой области относится только повседневное управление предприятием.
Четвертый уровень развития логистики начал успешно внедряться еще в последнем десятилетии двадцатого века. Для него характерно интегрирования процессов планирования и контроля операций логистики с операции маркетинга, сбыта, производства и финансов. В этом случае управление основывается на долгосрочном стратегическом планировании.
Переход от одного уровня к другому имеет только прогрессивный тип и может быть как поступательным, так и скачкообразным, при возникновении благоприятных условий.
Современные предприятия иногда пользуются услугами внешних фирм – аутсорсингом в области логистики, тем самым минимизируют издержки в области распределения готовой продукции и позволяют сосредоточиться на основном виде деятельности фирмы. Очень часто подобные фирмы, занимающиеся аутсорсингом, работают на конкретном сегменте логистических услуг - это связано с тем звеном логистической цепи, которым ранее отдел, до отделения от основной фирмы, занимался.