Закономерности изменения технического состояния транспортных средств с течением времени
Показатели технического состояния транспортных средств и их отдельных агрегатов, узлов и деталей в течении эксплуатации изменяются от номинальных значений, соответствующих техническим условиям на новое транспортное средство, до предельных значений.
Для обоснования системы рациональной эксплуатации транспортных средств, в том числе их технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР), необходимо знать характер изменения показателей технического состояния в течение периода эксплуатации транспортных средств. Изменение технического состояния транспортных средств удобно рассматривать по вероятности безотказной работы (функция надежности) p(t). Для практического определения функции p(t) используется зависимость:
где N(t) – число транспортных средств (агрегатов), оставшиеся работоспособными в период наработки t;
N0 – первоначальное число используемых машин.
Для оценки надежности транспортного средства можно использовать также вероятность отказов q(t), которая связана с p(t) зависимостью:
График функции p(t) для общего случая показан на рисунке 1.
Кривая 1 построена для транспортных средств, работоспособность которых в процессе эксплуатации не поддерживается (отсутствует ТО) и не восстанавливается (текущие и другие ремонты не производятся).
Кривая 2 – для транспортных средств, которые в процессе эксплуатации подвергаются плановым техническим воздействиям по восстановлению работоспособности.
Рис. 1. Вероятность безотказной работы p(t)
t1 и t2 – наработка, при которой отказы транспортных средств отсутствовали; t3 и t4 – соответственно наработка, при которой отказали почти все транспортные средства).
На изменение параметров технического состояния узла, агрегата или транспортного средства в целом влияет большое число конструктивных, производственных и эксплуатационных факторов.
К конструктивным и производственным факторам относятся качество изготовления, сборки, обкатки, конструктивные особенности и структура отдельных элементов и их взаимосвязь в транспортном средстве, а также физико-механические свойства применяемых материалов (твердость, шероховатость и т.п.).
К эксплуатационным факторам относятся режимы нагрузки, внешние климатические условия, способы и уровень проведения ТО и ТР, интенсивность использования транспортного средства в течение смены, суток, года, индивидуальные особенности водителя, управляющего транспортным средством, и т.д.
От качества и достоверности статистических данных зависит достоверность постановки диагноза и прогнозирования остаточного ресурса.
Для количественной оценки надежности транспортных средств используется также понятие интенсивности отказов. Интенсивность отказов, λ-характеристика, – отношение числа n(t) отказывающих однородных изделий к среднему числу N(t) изделий, исправно работающих в данный отрезок времени Δt: