Схема зубного аппарата человека
В верхнем и нижнем зубном ряду зубы по форме коронки подразделя ются на: резцы (1,2), клыки (3), малые коренные зубы (4,5) и большие корен ные зубы (зубы мудрости) (6,7,8).
При описании следов зубов в протоколе указывают:
— на каком предмете (веществе) они обнаружены;
— вид объекта и состояние поверхности, на которой находятся следы;
— месторасположение следов на объекте;
— вид следов (следы откуса, надкуса, статические, динамические) и их количество;
— форму и размеры следа в целом;
— количество зубов, которые отобразились в следе (отдельно для верхней и нижней челюстей);
— форму, размеры и взаиморасположение следов каждого зуба;
— характерные особенности следа (промежутки между зубами, отсутствие зубов, дефекты, неправильное расположение отдельных зубов и т. д.);
— способы фиксации и изъятия следов;
— способ упаковки объектов со следами зубов или их копий;
— какие надписи сделаны на упаковке.
Следы на продуктах питания и других предметах изымается непосредственно с этими предметами, с принятием, мер, предохраняющих их от повреждения при транспортировке и хранении.
Предметы со следами зубов, обнаруженные на месте происшествия, следует непосредственно направлять на экспертизу. Однако сделать это не всегда возможно. Поэтому со следов зубов часто изготавливают слепки. Для этого используют силиконовые компаунды либо специальные слепочные материалы — стиракрил, тиодент, сиэласт, «КОС-1» и др.
Сравнительными образцами для трасологического идентификационного исследования служат экспериментальные следы на зубопротезной массе, которые получаются специалистом-дантистом.
Следы транспортных средств.
Транспорт в нашей стране развивается из года в год, увеличивается количество автомашин и мотоциклов. Однако увеличение количества транспортных средств влечет к увеличению дорожно-транспортных происшествий. При осмотре места происшествия нередко в качестве объектов криминалистического исследования выступают следы различных транспортных средств. Особо важное значение приобретают эти следы в случаях, когда возникает необходимость разыскать, а затем отождествить транспортное средство, скрывшееся с места происшествия. Обычно к транспортным средствам относятся: автомашины, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, тракторы, повозки, сани, нарты и т.п.
K следам транспортных средств относятся:
Следы - отображения внешнего строения отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (след колеса на грунте, след бампера на столбе).
Предметы, детали, отделившиеся от транспортного средства (кусок древесины борта, ручка дверцы, стекло фар и подфарников и т.п.), а также вещества, отделившиеся от транспортного средства (смазка, горючее, вода).
Криминалистическое значение этих следов состоит в том, что в результате их осмотра и экспертного исследования удается установить ряд фактических данных, имеющих важное
значение для выявления обстоятельств расследуемого преступления.
По следам можно установить:
1. Групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его марку, модель.
2. Тождество транспортного средства или его частей (колес, шин).
3. Какие повреждения возникли на транспортном средстве в ре зультате происшествия (вмятина на крыле, повреждены фары).
4. Наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно делать вывод о неодновременном срабатывании тормозных колодок (дисков) колес автомобиля. При наличии на месте происшествия тормозной жидкости – о неисправности гидравлического привода тормозов).
5. Отдельные обстоятельства происшествия (например, направление движения транспортного средства, применялось ли торможение, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, место, где совершен наезд).
Изучение следов на месте происшествия иногда помогает установить и другие факты, например, вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство (краска, пыль, волокна древесины, стебли растения).
Колеса автомобиля образуют в основном следы качения (статические следы) и следы скольжения (динамические следы).
Следы колес могут быть объемными и поверхностными, наслоения и отслоения.
Поверхностные следы также подразделяются на видимые и слабовидимые.
По следам ходовой части колесных транспортных средств могут быть установлены следующие технические данные (признаки):
1. Колея.
2. База.
3. Количество осей и колес.
4. Вид колес (с жесткой или пневматической шиной).
5. Некоторые размеры колес (ширина беговой дорожки и длина окружности).
Колея – это расстояние, между средними линиями следов колес, расположенных на одной оси или между средними линиями спаренных колес.
База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей различают еще и базу тележки - расстояние между задней и средней осями.
Измерение базы (А) двухосного автомобиля (база трехосного автомобиля измеряется между передней осью и средней линией, проходящей между осями задних колес)
Вид колес:
Шины бывают пневматические и жесткие (жесткие на повозках).
Шины бывают:
- автомобильные;
- мотоциклетные;
- велосипедные;
- тракторные.
Некоторые размеры колес:
Ширина шины определяется по ширине следа, причем в объемном следе она измеряется по его дну.
Длина окружности измеряется между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности.
Диаметр колеса равен длине окружности, разделить на 3,14.
Элементы рисунка протектора шины:
1 — узкие канавки;
2 — грунтозацепы;
3 — щелевидные канавки;
4 — надрезы (щелевидные прорези);
5 — продольные ребра;
6 — изолированные выступы (шашки);
7 — поперечные винтовые водоотводящие канавки;
8 — продольные водоотводящие канавки
Индивидуальные признаки шин:
- трещины на покрышке;
- разрывы;
- выкрошенности;
- износ рисунка протектора.
Направление движения транспорта определяется по ряду признаков:
1. На дне объемных следов колес, образованных в грунте и снегу, наблюдаются сдвиге в виде зубцов, пологие края которых обращены в сторону движения.
2. Капли жидкости, падающие с транспортного средства, образуют пятна, вытянутые в направлении движения.
3. На повороте наблюдаются следы задних и передних колес. При этом следы задних колес располагаются ближе к центру поворота. Между следами передних и задних колес на участке начала и окончания поворота образуются углы: более острый угол образуется там, где поворот закончился. На этом участке можно наблюдать перекрывание следов передних колес задними.
4. Зазор у камня, вдавливаемого в грунт, образуется:
Сдвиг камня с частью грунта:
А — против хода движения автомобиля, когда на камень наезжает ведущее колесо в момент тягового усилия двигателя;
Б — по ходу движения автомобиля при свободном качении колеса
5. Валообразные отложения пыли и снега, расположенные вдоль следов, образуют со следами острые углы, направленные в сторону движения.
6. Дугообразные следы от бортов шины на стенке следа вогнутой стороной обращены в сторону направления движения.
7. Концы палок, сломанных при переезде колесом, располагаются в сторону направления движения.
8. Острый угол рисунка протектора в следах шин высокой проходимости обычно направлен в сторону, обратную движению (но при этом нужно учитывать, что шины могут быть и переставлены).
Рекомендации по описанию следов транспортных средств:
При описании следов транспортных средств в протоколе нужно указать:
1) место обнаружения следов (проезжая часть дороги, обочина, поле);
2) вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след (грунт глинистый, чернозем, песок, солончак; состояние грунта — влажный, сухой, пыль, снег и т.д.);
3) вид следов (объемные, поверхностные);
4) количество следов их расположение (привязка) и взаимное расположение;
5) месторасположение следов (на участке прямолинейного движе ния, на повороте);
6) направление следов в обе стороны от места происшествия;
7) общую протяженность следов;
8) ширину каждого следа;
9) соотношение передних и задних колес (перекрываются полнос тью или часть следов передних колес сохранилась в виде полоски — указать, какой ширины);
10) максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги;
11) размер колеи;
12) строение рисунка протектора (состоящий из ромбиков, шашек, извилистых ломаных линий и т.д.);
13) форму, размеры и расположение особенностей поверхности ко леса или протектора (трещин, выбоин, заплат, следов вулканизации и т.д.);
14) длину следа одного оборота колеса;
15) базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота, произведенного с применением заднего хода);
16) длину следа торможения;
17) признаки направления движения;
18) уклон дороги и радиус поворота (в некоторых случаях при расследовании автотранспортных происшествий);
19) способ фиксации следов;
20) наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособле ний; чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма (при обычной фотосъёмке); что сфотографировано; номер CDR диска и его упаковка (номер печати), надписи и подписи на нём (при цифровой фотосъёмке);
21) способ изъятия и упаковки предмета со следом или слепка (как упакован, пояснительная надпись, подписи следователя и понятых, какой печатью опечатан).
3 вопрос. Следы предметы, вещества.
Следы-предметы.
К исследованиям в трасологии относят также изучение следов-предметов Они включают в себя исследование замков, пломб, а также исследование отдельных частей какого-либо предмета, для установления их принадлежности единому целому.
Замки как объекты трасологического исследования классифицируют следующим образом:
- по способу крепления к объекту — постоянные (врезные, прирезные) и съемные (навесные);
- по назначению — замки обшито типа (дверные, мебельные) и специальные (для сейфов, автомобилей и др.);
- по устройству механизма — пружинные, сувальдные, цилиндровые, винтовые, с зашифрованной системой запирания.
При совершении преступления замок вскрывают путем отпирания либо взлома, возможны комбинации обоих способов. Для отпирания используют подобранные ключи, отмычки, посторонние предметы. Различают три способа отпирания замка: воздействием на механизм ключом или отмычкой, воздействием на ригель замка снаружи; проворачиванием ключа, оставленного в замке, путем захвата его с противоположной стороны. Изучение способа отпирания и следов на наружной и внутренней поверхностях замка позволяет судить о знании преступником его конструктивных особенностей, о навыках в открывании подобных замков, о предметах, использованных для этого (ключ, отмычка, посторонний предмет).
Взлом замка осуществляют отделением его от места крепления или путем нарушения целостности. Если было произведено отделение, основное внимание обращают на следы орудия взлома (распила, отжима, сверления). Нарушение целостности навесного замка достигается разрушением его короба, перепиливанием, перекусыванием дужки замка, вырыванием ее из гнезда. В прирезных и врезных замках возможно разрушение цилиндрового (сувальдного, штифтового) устройства путем рассверливания, выламывания. Разрушение может осуществляться путем отлома (сгибания) ригеля.
Наряду с замком осматривают и место его крепления (прилегающие к нему участки) для обнаружения и изучения следов орудий и инструментов. Изъятый замок направляют на экспертизу для установления: исправности (неисправности) замка, идентификации орудия, использованного для открывания (взлома) замка, выяснения способа взлома; в каком состоянии (открытом или закрытом) был взломан замок.
Разновидностью трасологического исследования следов-предметов является установление принадлежности частей единому целому. Этим целым может быть как единый предмет (например, фарный рассеиватель, клинок ножа), так и комплект предметов, на которых имеются следы их совместного употребления (например, нож и ножны, в которых он хранился). Установление взаимопринадлежности частей позволяет определить связь между лицом (объектом) и местом происшествия. Например, в костях черепа убитого обнаружен отломанный кусочек клинка ножа, а у подозреваемого обнаружен нож с обломанным клинком.
При экспертном исследовании части целого сопоставляются по плоскости расчленения (раскола, разлома). Она всегда имеет значительное количество особенностей, способных индивидуализировать данные объекты.
Нередко при расследовании преступлений против личности в качестве вещественных доказательств фигурируют изделия массового производства (пуговицы, механические застежки, кнопки, различные провода, шланги и т.п.) со следами производственных механизмов. Основ ной задачей, решаемой в процессе их трасологического исследования, является установление общего источника происхождения. Как правило, эта задача конкретизируется постановкой таких вопросов: не изготовлено ли данное изделие на данном агрегате (производственном механизме); не принадлежат ли изделия, обнаруженные в разных местах, одной партии. При этом в первом случае в качестве идентифицируемого объекта выступает известный производственный механизм. Во втором — устанавливается факт изготовления нескольких изделий с применением одного и того же механизма, который не известен. В этом случае в распоряжение эксперта должны быть представлены образцы изделий этого агрегата.
Устанавливая общий источник происхождения, используют признаки: исходного сырья; производственных механизмов; эксплуатации (хранения). Эти признаки отражают технологический процесс производства конкретного изделия, которое имеет на себе следы от штампа, пресс-формы, пуансона, вырубочного ножа и т.п.
Следует иметь в виду, что в процессе эксплуатации рабочие части производственных механизмов претерпевают некоторые изменения: износ, заточка и т.п. В соответствии с этим будут изменяться и некоторые следы, отображаемые на изделии. Данное обстоятельство должно учитываться в процессе проведения экспертного исследования.
В целях сужения группы поиска используют признаки совместного хранения или использования изделий массового производства: следы загрязнения, общих повреждений и т.п.