Кафедра трубопроводного транспорта

Факультет инженерно-технологический

Кафедра трубопроводного транспорта,

Водоснабжения и гидравлики

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

на _______________________________

в период с «___» по «___» _____ 2015

Студентки инженерно-технологического факультета

2 курс, гр. 13-ТНГз _________ Юдицкая Я.В.

Руководитель практики от кафедры

трубопроводного транспорта

водоснабжения и гидравлики

_________ _______________

Новополоцк 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

Устройство и назначение основных элементов магистральных нефтепроводов 4

Предприятия:

– Новополоцкий филиал РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт».. 5

– ОАО «Полоцктранснефть ДРУЖБА».......................................................... 9

– ГРС «Новополоцк» Крупское УМГ ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» 12

– Полоцкая ГНС УП «Витебскоблгаз», д. Ксты Полоцкий район.............. 15

Литература........................................................................................................ 19

ВВЕДЕНИЕ

С древних времен тепло было соединяющим и объединяющим инструментом в отношениях людей. Очаг был точкой концентрации внимания племени первобытных обществ. Огонь отпугивал диких животных, позволял готовить пищу, получать необходимое для жизни тепло в холодное время года. Позже огонь стал помогать в изготовлении элементарных приспособлений ручного труда. Из курса истории мы все хорошо помним деление времени существования первобытного общества на каменный, железный и бронзовый века, а что же помогало обрабатывать эти металлы? Конечно же тепло, выделяемое при горении различных материалов. Жгли и жгут люди многое от простых древесных дров до реактивных топлив. Однако с развитием науки и техники человечество пришло к выводу, что наиболее рациональным видом топлива (особенно в условиях Республики Беларусь) является природный газ. Однако до сих пор мы не можем отказаться от некоторых горючих продуктов, получаемых в результате переработки нефти. Из нефти, кроме того, получают ряд пока еще незаменимых веществ, используемых в медицине, технике и других сферах человеческой деятельности.

Однако редко рядовые потребители задумываются, как на их кухни попадает газ и уж тем более, из чего получается асфальт. Мы не будем затрагивать проблемы переработки нефти, но заглянем немного глубже в ознакомительных целях в процессы транспорта и хранения нефти и газа, добываемого в недрах нашей планеты.

Для более конкретного представления об этих процессах, мы совершили несколько экскурсий на производственные объекты полоцкого региона, работающие в нефтегазовой отрасли и специализирующиеся непосредственно на транспортировке и хранении нефти и газа. В этот список попали:

· Новополоцкий филиал РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт»;

· ОАО«Полоцктранснефть Дружба»;

· ГРС «Экимань»;

· ГНС «Ксты».

На основе полученных в результате экскурсий знаний и составлен этот отчет по ознакомительной практике.

УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Магистральные трубопроводы – трубопроводы и отводы от них диаметром до 1420 мм включительно с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/см2) до 10 МПа (100 кгс/см2), предназначенные для транспортирования углеводородов от места производства к месту потребления. Магистральные трубопроводы транспортируют:

– нефть и нефтепродукты (включая стабильный конденсат и стабильный бензинонов их добычи, производства или хранения до мест потребления. При этом к стабильному конденсату и бензину следует относить углеводороды (и их смеси), имеющие упругость насыщенных паров менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) при температуре плюс 20°С;

– сжиженный углеводородный газ фракций С3 и С4 и их смеси, нестабильный бензин и конденсат нефтяного газа и другие сжиженные углеводороды из районов их добычи или производства до места потребления;

– товарную продукцию в пределах компрессорных и нефтеперекачивающих станций, станций подземного хранения газа, дожимных компрессорных станций, газораспределительных станций и узлов замера расхода газа;

– импульсный, топливный и пусковой газ для компрессорных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций и узлов замера расхода газ, а также для пунктов редуцирования газа.

Пример типового магистрального нефтепровода представлен на схеме (данная схема относится к ОАО «Полоцктранснефть Дружба»).

Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru

Объекты нефтебазы

Территория нефтебазы делится на шесть зон:

1) железнодорожных операций;

2) водных операций;

3) хранения нефтепродуктов;

4) оперативная зона;

5) вспомогательных технических сооружений;

6) административно-хозяйственных сооружений.

Резервуары

Резервуар вертикальный стальной:

РВС является наиболее распространенным в условиях нефтебаз (рис. 1). Такие резервуары имеют плоское днище и коническую, плоскую, сферическую и щитовую крышу. Резервуары рассчитаны на избыточное внутреннее давление в газовом пространстве до 1960 Па и вакуум до 196 Па. Сооружают такие резервуары объёмом от100 до 100000 м3. Пояса резервуара могут находиться относительно друг к другу ступенчато, телескопически, встык.

Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru

Рис. 1. Вертикальный резервуар стальной

Данная база нефтепродуктов является перевалочной базой между ОАО «Нафтан» и непосредственными потребителями, получающими нефтепродукты мелким оптом и в розницу. Баз хранения, действующих по такому принципу в Республике Беларусь всего две в Новополоцке и в Мозыре.

Основное отличие – нефтепродукты поступают по трубопроводам, идущим непосредственно с нефтеперерабатывающего завода. Остальные базы принимают нефтепродукты из цистерн железнодорожного транспорта.

Всего на базе два парка для хранения нефтепродуктов:

· парк светлых нефтепродуктов,

· парк темных нефтепродуктов.

Парк хранения светлых нефтепродуктов состоит из:

· 6 вертикальных резервуаров емкостью 700 м3,

· 5 вертикальных резервуаров емкостью 450 м 3.

Из светлых нефтепродуктов на базе хранятся и реализуются:

· керосин,

· дизельное топливо,

· бензины АИ-93, АИ-95, АИ-98.

В данный момент резервуары заняты дизельным топливом, АИ-95, АИ-98, а также керосинами.

Все резервуары снабжены стационарными крышками и исполнены из стали. На крышках установлены универсальные приборы-уровнемеры, определяющие плотность нефтепродуктов, и дыхательные клапаны, предназначенные для вытеснения или запуска воздуха при наполнении или опорожнении резервуара.

Резервуары, предназначенные для хранения бензинов, снабжены понтонами, сдерживающими испарения бензина, и, как следствие, уменьшающими загрязнение окружающей среды и потери готового продукта.

По причине высокой пожароопасности, на территории парка хранения светлых нефтепродуктов расположены 5 пожарных лафетов, предназначенных для охлаждения водой соседних резервуаров в случае возгорания одного из них. Кроме этого на всей территории базы имеются 8 пожарных гидрантов (рис. 2) и установлены громоотводы.

Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru

Рис. 2. Пожарный гидрант

Эксплуатационный срок резервуаров – 25 лет. По истечении этого срока каждый резервуар должен проходить техническое переосвидетельствование, после чего его срок службы продляется на время, определенное специалистами, либо делается заключение о необходимости ремонта или списания резервуара.

Кроме того, каждый резервуар один раз в два года вскрывается и ставится на зачистку. Стоит отметить, что возраст базы более 30 лет, то есть каждому резервуару уже продлевался срок эксплуатации.

На базу нефтепродукты попадают прямо из цеха №8 отпуска готовой продукции ОАО «Нафтан». На постоянном дежурстве на базе находится сотрудник ОАО «Нафтан». Заполнение емкостей происходит ночью. Перед заполнением сотрудник базы и ОАО «Нафтан» вручную производят контроль объема того или иного вида продукции, находящегося в резервуаре, согласовывают необходимый объем закачки, звонят диспетчеру цеха №8 ОАО «Нафтан» и тот производит отпуск продукции. После отпуска любой вид нефтепродукта 2 часа отстаивается, чтобы осела смесь паров нефтепродукта с воздухом, образовавшаяся при заполнении резервуар.

Отпуск продукции осуществляется через наливные стояки (рис. 3). Нефтепродукты подаются туда при помощи шестереночных насосов, а непосредственно в стояк – при помощи центробежных насосов (рис. 4). В каскаде стояка после насоса стоит фильтр очистки, счетчик, показывающий объем отпущенной продукции и клапан-отсекатель, моментально прекращающий подачу нефтепродукта после исчерпания отпущенного лимита.

Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru Рис. 3. Наливные стояки Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru Рис. 4. Насос

Управление отпуском светлых нефтепродуктов осуществляется из операторной и процесс этот полностью автоматизирован. Отпуск темных нефтепродуктов происходит вручную. Светлые нефтепродукты отпускаются только в автоцистерны, кроме керосина, который может отпускаться в любую тару. Темные нефтепродукты отпускаются в любую тару.

Парк хранения темных нефтепродуктов включает в себя:

· 10 резервуаров для хранения темных нефтепродуктов,

· 2 резервуара для хранения печного топлива.

В парке хранятся:

· индустриальные масла:

· И-20,

· И-30,

· И-40,

· автомобильные масла:

· М8Е,

· для дизельных двигателей,

· для автомобилей КамАЗ,

· гидравлическое масло МГЕ46В.

Всего на базе работают около 60 человек. Операторы несут дежурство в 4 смены по 12 часов. В смене всего один оператор и один представитель ОАО «Нафтан».

Кроме этого на базе имеется склад фасованных в малые тары нефтепродуктов, которые позже реализуются через розничную сеть.

Магистральных газопроводов

Газотурбинные установки

Газотурбинной установкой (ГТУ) называется установка, состоящая из трёх основных компонентов: воздушного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины (рис. 10). Турбина и есть тяговый двигатель, в котором механическая работа на валу машины получается за счёт преобразования кинетической энергии газовой струи. В газовой и нефтяной промышленности в основном применяются ГТУ открытого типа.

Рабочий процесс ГТУ открытого типа:атмосферный воздух, пройдя систему фильтров, поступает на вход осевого компрессора. После сжатия в осевом компрессоре воздух под давлением 0.5-0.7 МПа и с температурой 180-2400С поступает в камеру сгорания. Большая часть его расходуется на охлаждения системы, остальная на сжигание топлива. Воздух в смеси с продуктами горения поступают на лопасти газовой турбины при температуре 750-8500С. После прохождения турбины газы с температурой 400-4500С выбрасываются в атмосферу.

Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru

Рис. 10. Газотурбинная установка

ЛИТЕРАТУРА

1. Машины и оборудование газонефтепроводов. В 2 ч. Ч. 1, 2./ под ред. П.В. Коваленко– Новополоцк: ПГУ, 2004.

2. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и нефтехранилищ. В 2 ч. Ч. 1, 2./ под ред. Коваленко П.В. – Новополоцк: ПГУ, 2005.

3. Трубопроводный транспорт нефти и газа / под ред. В.А. Юфина. – М.: изд-во «Недра», 1978.

4. Транспорт и хранение нефти /П.И. Тугунов, В.Ф. Новиков и др. – М.: изд-во «Недра», 1975.

 
  Кафедра трубопроводного транспорта - student2.ru

Факультет инженерно-технологический

Кафедра трубопроводного транспорта,

Водоснабжения и гидравлики

ОТЧЕТ

Наши рекомендации