Кафедра трубопроводного транспорта
Факультет инженерно-технологический
Кафедра трубопроводного транспорта,
Водоснабжения и гидравлики
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
на _______________________________
в период с «___» по «___» _____ 2015
Студентки инженерно-технологического факультета
2 курс, гр. 13-ТНГз _________ Юдицкая Я.В.
Руководитель практики от кафедры
трубопроводного транспорта
водоснабжения и гидравлики
_________ _______________
Новополоцк 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
Устройство и назначение основных элементов магистральных нефтепроводов 4
Предприятия:
– Новополоцкий филиал РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт».. 5
– ОАО «Полоцктранснефть ДРУЖБА».......................................................... 9
– ГРС «Новополоцк» Крупское УМГ ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» 12
– Полоцкая ГНС УП «Витебскоблгаз», д. Ксты Полоцкий район.............. 15
Литература........................................................................................................ 19
ВВЕДЕНИЕ
С древних времен тепло было соединяющим и объединяющим инструментом в отношениях людей. Очаг был точкой концентрации внимания племени первобытных обществ. Огонь отпугивал диких животных, позволял готовить пищу, получать необходимое для жизни тепло в холодное время года. Позже огонь стал помогать в изготовлении элементарных приспособлений ручного труда. Из курса истории мы все хорошо помним деление времени существования первобытного общества на каменный, железный и бронзовый века, а что же помогало обрабатывать эти металлы? Конечно же тепло, выделяемое при горении различных материалов. Жгли и жгут люди многое от простых древесных дров до реактивных топлив. Однако с развитием науки и техники человечество пришло к выводу, что наиболее рациональным видом топлива (особенно в условиях Республики Беларусь) является природный газ. Однако до сих пор мы не можем отказаться от некоторых горючих продуктов, получаемых в результате переработки нефти. Из нефти, кроме того, получают ряд пока еще незаменимых веществ, используемых в медицине, технике и других сферах человеческой деятельности.
Однако редко рядовые потребители задумываются, как на их кухни попадает газ и уж тем более, из чего получается асфальт. Мы не будем затрагивать проблемы переработки нефти, но заглянем немного глубже в ознакомительных целях в процессы транспорта и хранения нефти и газа, добываемого в недрах нашей планеты.
Для более конкретного представления об этих процессах, мы совершили несколько экскурсий на производственные объекты полоцкого региона, работающие в нефтегазовой отрасли и специализирующиеся непосредственно на транспортировке и хранении нефти и газа. В этот список попали:
· Новополоцкий филиал РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт»;
· ОАО«Полоцктранснефть Дружба»;
· ГРС «Экимань»;
· ГНС «Ксты».
На основе полученных в результате экскурсий знаний и составлен этот отчет по ознакомительной практике.
УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
Магистральные трубопроводы – трубопроводы и отводы от них диаметром до 1420 мм включительно с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/см2) до 10 МПа (100 кгс/см2), предназначенные для транспортирования углеводородов от места производства к месту потребления. Магистральные трубопроводы транспортируют:
– нефть и нефтепродукты (включая стабильный конденсат и стабильный бензинонов их добычи, производства или хранения до мест потребления. При этом к стабильному конденсату и бензину следует относить углеводороды (и их смеси), имеющие упругость насыщенных паров менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) при температуре плюс 20°С;
– сжиженный углеводородный газ фракций С3 и С4 и их смеси, нестабильный бензин и конденсат нефтяного газа и другие сжиженные углеводороды из районов их добычи или производства до места потребления;
– товарную продукцию в пределах компрессорных и нефтеперекачивающих станций, станций подземного хранения газа, дожимных компрессорных станций, газораспределительных станций и узлов замера расхода газа;
– импульсный, топливный и пусковой газ для компрессорных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций и узлов замера расхода газ, а также для пунктов редуцирования газа.
Пример типового магистрального нефтепровода представлен на схеме (данная схема относится к ОАО «Полоцктранснефть Дружба»).
Объекты нефтебазы
Территория нефтебазы делится на шесть зон:
1) железнодорожных операций;
2) водных операций;
3) хранения нефтепродуктов;
4) оперативная зона;
5) вспомогательных технических сооружений;
6) административно-хозяйственных сооружений.
Резервуары
Резервуар вертикальный стальной:
РВС является наиболее распространенным в условиях нефтебаз (рис. 1). Такие резервуары имеют плоское днище и коническую, плоскую, сферическую и щитовую крышу. Резервуары рассчитаны на избыточное внутреннее давление в газовом пространстве до 1960 Па и вакуум до 196 Па. Сооружают такие резервуары объёмом от100 до 100000 м3. Пояса резервуара могут находиться относительно друг к другу ступенчато, телескопически, встык.
Рис. 1. Вертикальный резервуар стальной
Данная база нефтепродуктов является перевалочной базой между ОАО «Нафтан» и непосредственными потребителями, получающими нефтепродукты мелким оптом и в розницу. Баз хранения, действующих по такому принципу в Республике Беларусь всего две в Новополоцке и в Мозыре.
Основное отличие – нефтепродукты поступают по трубопроводам, идущим непосредственно с нефтеперерабатывающего завода. Остальные базы принимают нефтепродукты из цистерн железнодорожного транспорта.
Всего на базе два парка для хранения нефтепродуктов:
· парк светлых нефтепродуктов,
· парк темных нефтепродуктов.
Парк хранения светлых нефтепродуктов состоит из:
· 6 вертикальных резервуаров емкостью 700 м3,
· 5 вертикальных резервуаров емкостью 450 м 3.
Из светлых нефтепродуктов на базе хранятся и реализуются:
· керосин,
· дизельное топливо,
· бензины АИ-93, АИ-95, АИ-98.
В данный момент резервуары заняты дизельным топливом, АИ-95, АИ-98, а также керосинами.
Все резервуары снабжены стационарными крышками и исполнены из стали. На крышках установлены универсальные приборы-уровнемеры, определяющие плотность нефтепродуктов, и дыхательные клапаны, предназначенные для вытеснения или запуска воздуха при наполнении или опорожнении резервуара.
Резервуары, предназначенные для хранения бензинов, снабжены понтонами, сдерживающими испарения бензина, и, как следствие, уменьшающими загрязнение окружающей среды и потери готового продукта.
По причине высокой пожароопасности, на территории парка хранения светлых нефтепродуктов расположены 5 пожарных лафетов, предназначенных для охлаждения водой соседних резервуаров в случае возгорания одного из них. Кроме этого на всей территории базы имеются 8 пожарных гидрантов (рис. 2) и установлены громоотводы.
Рис. 2. Пожарный гидрант
Эксплуатационный срок резервуаров – 25 лет. По истечении этого срока каждый резервуар должен проходить техническое переосвидетельствование, после чего его срок службы продляется на время, определенное специалистами, либо делается заключение о необходимости ремонта или списания резервуара.
Кроме того, каждый резервуар один раз в два года вскрывается и ставится на зачистку. Стоит отметить, что возраст базы более 30 лет, то есть каждому резервуару уже продлевался срок эксплуатации.
На базу нефтепродукты попадают прямо из цеха №8 отпуска готовой продукции ОАО «Нафтан». На постоянном дежурстве на базе находится сотрудник ОАО «Нафтан». Заполнение емкостей происходит ночью. Перед заполнением сотрудник базы и ОАО «Нафтан» вручную производят контроль объема того или иного вида продукции, находящегося в резервуаре, согласовывают необходимый объем закачки, звонят диспетчеру цеха №8 ОАО «Нафтан» и тот производит отпуск продукции. После отпуска любой вид нефтепродукта 2 часа отстаивается, чтобы осела смесь паров нефтепродукта с воздухом, образовавшаяся при заполнении резервуар.
Отпуск продукции осуществляется через наливные стояки (рис. 3). Нефтепродукты подаются туда при помощи шестереночных насосов, а непосредственно в стояк – при помощи центробежных насосов (рис. 4). В каскаде стояка после насоса стоит фильтр очистки, счетчик, показывающий объем отпущенной продукции и клапан-отсекатель, моментально прекращающий подачу нефтепродукта после исчерпания отпущенного лимита.
Рис. 3. Наливные стояки | Рис. 4. Насос |
Управление отпуском светлых нефтепродуктов осуществляется из операторной и процесс этот полностью автоматизирован. Отпуск темных нефтепродуктов происходит вручную. Светлые нефтепродукты отпускаются только в автоцистерны, кроме керосина, который может отпускаться в любую тару. Темные нефтепродукты отпускаются в любую тару.
Парк хранения темных нефтепродуктов включает в себя:
· 10 резервуаров для хранения темных нефтепродуктов,
· 2 резервуара для хранения печного топлива.
В парке хранятся:
· индустриальные масла:
· И-20,
· И-30,
· И-40,
· автомобильные масла:
· М8Е,
· для дизельных двигателей,
· для автомобилей КамАЗ,
· гидравлическое масло МГЕ46В.
Всего на базе работают около 60 человек. Операторы несут дежурство в 4 смены по 12 часов. В смене всего один оператор и один представитель ОАО «Нафтан».
Кроме этого на базе имеется склад фасованных в малые тары нефтепродуктов, которые позже реализуются через розничную сеть.
Магистральных газопроводов
Газотурбинные установки
Газотурбинной установкой (ГТУ) называется установка, состоящая из трёх основных компонентов: воздушного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины (рис. 10). Турбина и есть тяговый двигатель, в котором механическая работа на валу машины получается за счёт преобразования кинетической энергии газовой струи. В газовой и нефтяной промышленности в основном применяются ГТУ открытого типа.
Рабочий процесс ГТУ открытого типа:атмосферный воздух, пройдя систему фильтров, поступает на вход осевого компрессора. После сжатия в осевом компрессоре воздух под давлением 0.5-0.7 МПа и с температурой 180-2400С поступает в камеру сгорания. Большая часть его расходуется на охлаждения системы, остальная на сжигание топлива. Воздух в смеси с продуктами горения поступают на лопасти газовой турбины при температуре 750-8500С. После прохождения турбины газы с температурой 400-4500С выбрасываются в атмосферу.
Рис. 10. Газотурбинная установка
ЛИТЕРАТУРА
1. Машины и оборудование газонефтепроводов. В 2 ч. Ч. 1, 2./ под ред. П.В. Коваленко– Новополоцк: ПГУ, 2004.
2. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и нефтехранилищ. В 2 ч. Ч. 1, 2./ под ред. Коваленко П.В. – Новополоцк: ПГУ, 2005.
3. Трубопроводный транспорт нефти и газа / под ред. В.А. Юфина. – М.: изд-во «Недра», 1978.
4. Транспорт и хранение нефти /П.И. Тугунов, В.Ф. Новиков и др. – М.: изд-во «Недра», 1975.
Факультет инженерно-технологический
Кафедра трубопроводного транспорта,
Водоснабжения и гидравлики
ОТЧЕТ