Перспективы развития трубопроводного транспорта.

1 этап (1860-1917 гг.)Трубопроводный транспорт России (СССР) имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. В 60-е годы 19 века Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Наиболее известным местом нефтедобычи считался Шайтан-Базар, где было заложено 120 скважин и работало 110 фирм. Одновременно с добычей нефти строятся и нефтеперегонные заводы по выработке керосина. В 1869 г. в Баку их уже насчитывалось 23, и еще 2 были в Сураханах. Доставка нефти от промыслов к заводам осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах. Более 10 тыс. возчиков было занято доставкой. С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 г. Д.И. Менделеев рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что позволило бы сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Д.И. Менделеева не было принято. В 1877 г. в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера А.В. Бари, где главным инженером становится В. Г. Шухов. Вскоре контора получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. 25-летний В.Г. Шухов проектирует строительство этого трубопровода длиной 10 км, и диаметром 76 мм. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 г. вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России. Преимущество нефтепровода быстро было оценено и в 1879 г. вводится в эксплуатацию второй нефтепровод Балаханы - Черный город протяженностью 12,9 км, диаметром 70 мм, а затем еще три. Проектировал и строил эти нефтепроводы также В.Г. Шухов. В 1881 г он публикует работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. В этой работе В.Г. Шухов установил зависимость между расходом жидкости и ее вязкостью, предложил формулу для расчета падения напора в зависимости от режима течения жидкости, дал методику определения наиболее выгодного диаметра трубопровода, скорости движения жидкости, толщины стенок труб. Разработанный им графоаналитический метод расположения промежуточных насосных станций применяется и в настоящее время. Работая в проектном отделе, ВТ. Шухов создал научную теорию сооружения и эксплуатации трубопроводов. К 1883 г. общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти. В Грозненском нефтяном районе и в 1894 г. перевозка нефти со Старых промыслов осуществлялась конной тягой. В день перевозили до 15 тыс. пудов, было задействовано более 300 подвод. Только в сентябре 1895 г. вступил в эксплуатацию пятидюймовый нефтепровод длиной 12 верст, соединяющий Старые промыслы с нефтеперегонными заводами г. Грозного. В 1896 г. близ Грозного было построено три крупных нефтеперегонных завода. Нормальную их работу сдерживало отсутствие надежного транспорта, и в 1896-1898 годах идет интенсивное строительство нефтепроводов от Старых промыслов к нефтеперегонным заводам. Было проложено пять нефтепроводов, принадлежавших различным нефтяным компаниям. В 1898 г. пропускная способность нефтепроводов в Грозненском районе составляла 190 млн пудов. К 1899 г. здесь добывалось 25 млн пудов нефти. Добычу можно было увеличить, но ограничением было отсутствие необходимых транспортных возможностей по доставке нефти к берегам Каспийского и Черного морей. В 1882 г. иобретатель процесса глубокого разложения нефти А. А. Летний доказал, что бакинскую нефть к Черному морю выгоднее перевозить по Закавказской железной дороге, чем окружным путем по южнорусским дорогам. Выход бакинской нефти к портам Черного моря он расценивал как основное условие успешной ее конкуренции с американской нефтью. За воплощение идеи транскавказского трубопровода американец Г. Тведдл намеревался получить концессию на строительство каспийско-черноморского нефтепровода и почти половину кавказской территории (проект был отклонен). Появляются новые предприниматели - охотники за концессией на нефтепровод. Только привлечение авторитетных ученых и специалистов позволило вовремя отклонить чрезвычайно невыгодные для России условия. Рост нефтедобычи в Бакинском районе продолжался, железная дорога не справлялась со своевременной доставкой керосина, и идея нефтепровода вновь встала со всей остротой. В борьбу за концессию включилось Общество каспийско-черноморского нефтепровода, образованное горным инженером И.П. Илимовым и отставным генерал-майором А.С. Лавровым. В.Г. Шухов и И.П. Архипов - действительный статский советник разрабатывают схему и смету нефтепровода Баку-Батуми стоимостью 15 млн. 700 тысяч рублей и длиной 820 верст с 16 перекачивающими станциями.Вопрос о строительстве трубопровода выносится на 1-й съезд нефтепромышленников, проходивший в Баку. В защиту идеи нефтепровода выступает Д.И. Менделеев. При его поддержке образовывается компания во главе с И.П. Илимовым, добивающаяся концессии на строительство нефтепровода. Только к декабрю 1887 г. Комитет министров принимает решение о передаче концессии И.П. Илимову и об образовании акционерного Общества каспийско-черноморского нефтепровода, но в 1891 г. откладывается строительство нефтепровода как преждевременное. И все же в 1896 г. начинается строительство керосинопровода Баку - Батуми и лишь в 1906 г. строительство было завершено по всей длине, составляющей 835 км. Диаметр трубопровода в основном составлял 8 дюймов, на небольших участках - 10 и 12 дюймов. Все сооружения трубопровода были выполнены для того времени на высоком техническом уровне, а сам трубопровод был одним из наиболее мощных в мире. Пропускная способность трубопровода была 900 тыс. тонн в год. Насосные станции были оснащены насосами с паровым и дизельным приводами. С 1931 г. по трубопроводу начали перекачивать сырую нефть для батумского завода. Так начиналась эра магистральных нефте и продуктопроводов России: В 1910-11 гг.сооружается трубопровод Туха (Майкоп) - Краснодар диаметром 8 и 10 дюймов (90,4 и 11,8 км соответственно) пропускной способностью 900 тыс. тонн в год. В 1896 г. Военное министерство принимает решение об отводе земли инженеру Глушкову под постройку нефтепровода от Грозного к Поти или Сухуми. В 1913 г.строительство переходит в практическое русло и было завершено к августу 1914 г. Стоимость нефтепровода составила 4,5 млн руб., его длина - 162 км, диаметр 200 мм, пропускная способность 700 тыс. тонн в год при рабочем давлении 50 атмосфер. В 1910-11 гг. строятся нефтепроводы Доссор - Ракуша диаметром 6 дюймов, длиной 120 км, пропускной способностью 275 тыс. тонн в год, и Ракуша -Море диаметром также 6 дюймов, длиной 34 км , с той же пропускной способностью. К концу 1914 г. общая протяженность нефте и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14000 км, в том числе магистральных 7000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков. Первая мировая война, революция, гражданская война затормозили строительство трубопроводов. Российская нефтяная промышленность была отброшена на много лет назад. Так, в 1913 г. добыча нефти составляла 10,3 млн тонн, в 1917 - 8,8 млн тонн, в 1921 г. всего лишь 3,8 млн тонн.





2 этап (1917-1945 гг.) Разбушевавшийся на грозненских промыслах в ноябре 1917 г. пожар продлился более года. Он привел в нерабочее состояние нефтепровод Грозный – Махачкала, разрушил промежуточные станции и линейную часть. Необходимо было восстановить нефтепровод, чтобы увеличить поток кавказской нефти через Астрахань в центральную часть России. К работам были привлечены бойцы Кавказской трудовой армии, и 15 июня 1920 г. нефтепровод Грозный – Махачкала дает Махачкале 80 тыс. пудов нефти в сутки. Однако нефтепровод был восстановлен полностью только к концу 1923 г., когда заработала перекачивающая станция в Гудермесе. В 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР нефтяная промышленность была национализирована. Советская Республика в Гражданскую войну оказалась отрезанной от основных нефтяных районов. В начале 1920 г. удалось отвоевать Эмбинский нефтяной район, где скопились большие запасы нефти – от 10 до 14 млн пудов. На первый план вышла проблема транспорта нефти, и 17 марта 1920 года Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял Декрет «О сооружении нефтепровода от Эмбинского нефтеносного района до Саратова», который подписал В.И. Ленин. Он хотел немедленно приступить к прокладке железнодорожной ветки от Александрова Гая до Эмбы, чтобы в последующем осуществить выход на магистраль Оренбург – Ташкент. Одновременно предлагалось проложить 6-дюймовый нефтепровод от Эмбинских нефтяных промыслов к проектируемой железной дороге и далее выйти к Волге, вблизи Саратова. Нефтепровод наметили построить в два этапа: первый – от Эмбы до р. Урал, а второй – от берегов Урала до Саратова. Строительство нефтепровода было признано работой чрезвычайного государственного значения, на него выделили 300 млн рублей. Общее руководство осуществляли гл. инженер А.В. Будасси и комиссар Н.В. Захаров. Строительство нефтепровода и железной дороги получило сокращенное название «Алгемба», но из многочисленных трудностей не было начато. В марте 1921 г. начал действовать трубопровод Баку – Батуми до Тифлиса, а 20 мая 1921 г. первая партия керосина поступила в Батуми. По этому поводу В.И. Ленин писал А.П. Серебровскому: «Теперь, когда есть Батум, надо изо всех сил налечь на быстрейший обмен нефти и керосина за границей на оборудование». В июне того же года началось строительство нефтепровода Грозный – Армавир – Тихорецкая с ответвлениями на Царицын и Туапсе. Для завершения стройки необходимо было привлечь иностранный капитал, но переговоры затянулись, и строительство продолжили собственными силами. Первый этап строительства нефтепровода Грозный – Тепловодная был завершен к концу 1921 г. Но далее работы останавливались и полностью трубопровод был введен в строй в 1928 г. Техническое руководство строительством осуществлось В.Г. Шуховым. Отсутствие стальных труб мешало строительству. Академик И.М. Губкин вспоминал, что по распоряжению В.И. Ленина была создана комиссия, которая обсуждала вопрос о возможности перекачки нефти даже по деревянным трубам. Следует отметить, что с 1917 по 1926 год магистральные нефтепроводы не строились. За этот период было пущено в эксплуатацию около 600 км нефтепроводов технологического назначения (внутрипромысловые, сборные, заводские). К 1926 г. возникает напряженность с перевозками нефти по железной дороге, особенно на кавказском направлении, но 1926-27 гг. затраты на развитие нефтяной промышленности снижаются с 200 до 150 млн. рублей. Поэтому было необходимо увеличить пропускную способность Закавказской железной дороги. Но строительство трубопроводов не было остановлено. Нефтепровод Грозный – Туапсе заработал в 1928, в год первой советской пятилетки. Он предназначался для перекачки смеси сырой парафинистой нефти (60-70 %). Трубопровод был полностью сооружен из отечественных материалов и оснащен отечественным оборудованием. Годовая пропускная способность нефтепровода составляла 1,5 млн тонн, диаметр – 250 мм, протяженность – 618,4 км. Одновременно с нефтепроводом Грозный – Туапсе начинается строительство нового, Баку – Батуми, протяженностью 834,3 км с 13 перекачивающими станциями. При эксплуатации трубопровода было выявлено, что он не справлялся с перекачкой всей предназначенной для Батуми нефти, требовалось увеличение пропускной способности на 750 тыс. тонн. Это свидетельствовало о неверной исходной информации. В 1943 г. этот трубопровод был демонтирован, а его трубы использовали для трубопровода Астрахань – Саратов. В 1931 г. началось строительство самого крупного нефтепродуктопровода Армавир – Трудовая, диаметром 12 дюймов, протяженностью 454,7 км с двумя перекачивающими станциями и с годовой пропускной способностью 1,5 млн тонн. Предполагалось удлинить его до Днепропетровска и Лозовой, а для сквозной перекачки соединить с Грозным. Трубопровод ввели в действие в 1932 г. Поскольку по нему осуществлялась переменная перекачка бензина и керосина, то в значительной степени была разгружена Северокавказская железная дорога. С вводом этого трубопровода улучшилось обеспечение нефтепродуктами восточных районов Украины и Дона. К концу первой пятилетки было введено в строй 1907,4 км магистральных трубопроводов. В 1932 г. начинается строительство трубопровода Гурьев – Орск, диаметром 12 дюймов и протяженностью 708,7 км, с годовой пропускной способностью 1,2 млн тонн нефти. В 1936 г. он заработал, нефть эмбинских промыслов получила выход на нефтеперерабатывающие заводы Урала и Центра. Этот нефтепровод, в то время самый мощный в Европе, был полностью построен из отечественных труб, оснащен отечественным оборудованием. В 1936 г. был построен еще один кавказский трубопровод, Махачкала – Грозный, диаметром 12 дюймов, протяженностью 155 км, с пропускной способностью 1,5 млн тонн в год. Предназначался он для перекачки бакинской нефти. В 1932 г. в Башкирии было открыто Ишимбайское нефтяное месторождение, которое положило начало разработке крупнейших месторождений между Волгой и Уралом, получивших название «Второе Баку». В 1934 г. была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай – Уфа, протяженностью 171 км, предназначавшаяся для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающий завод в Уфу. Но она и водный транспорт не справлялись с перевозкой нефти. Поэтому построили и ввели в эксплуатацию в 1937 нефтепровод Ишимбай – Уфа, диаметром 12 дюймов, протяженностью 168 км. Во второй пятилетке (1933-1937 годы) трубопроводная сеть СССР увеличилась еще на 1150,9 км. Немногим более трех лет оставалось до начала Великой Отечественной войны. За это время были построены трубопроводы малой протяженности, чуть более 570 км. Можно выделить Малгобек – Грозный, диаметром 8 дюймов и протяженностью 100 км, пущенный в 1940, и Гора – Горская, диаметром 8 дюймов и протяженностью 56 км. В промышленной эксплуатации к 1941 находилось около 4100 км магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов с суммарной пропускной способностью около 8 млн тонн. С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим. Сахалинскую нефть доставляли на материк морским транспортом и далее к нефтеперерабатывающим заводам по железной дороге. Уже в начале войны приняли решение о строительстве нефтепровода Оха – Софийск, диаметром 325 мм и длиной 368 км, причем 9 км должны были пройти по дну Татарского пролива. Впоследствии, в 1946, этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Амуре, в результате общая протяженность его составила 655 км. При прокладке нефтепровода через пролив был применен способ свободного погружения со льда заполненного водой трубопровода. Фашистские войска причинили огромный ущерб советскому нефтяному хозяйству на юге страны. В 1942 были полностью выведены из строя нефтяные промыслы в Краснодарском крае, вдвое снизилась добыча нефти в Грозненском районе. Разрушив железнодорожную магистраль, соединяющую Баку с центральными районами страны, фашисты блокировали Волгу и захватили трубопровод Армавир – Трудовая. Зимой 1942-43 гг. нефтепродукты с Кавказа в центральные и восточные районы страны доставляли через Среднюю Азию и Казахстан. Транспорт не справлялся с вывозом нефтепродуктов. В лощинах гор хранилось несколько миллионов тонн, перекачанных из нефтехранилищ Баку. Немаловажную роль играли керосинопровод Астрахань – Урбах – Саратов и железная дорога Кизляр – Астрахань, построенные в 1943 г. Строительство трубопровода по распоряжению Государственного Комитета Обороны началось в апреле 1941 г. Работы вели под постоянными налетами авиации противника. Из-за нехватки труб и оборудования пришлось демонтировать нефтепровод Баку – Батуми-2, часть нефтепровода Грозный – Туапсе и 60-километровый участок Кош – Армавир. Керосинопровод, протяженностью 655 км, с 8 насосными станциями построили в рекордно короткие сроки: с апреля по ноябрь 1943 г.. Особое место в истории трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. ГКО принял решение о строительстве бензопровода в апреле 1942 г. Работы вели ОСМЧ-104 Наркомстроя и ЭПРОН Балтийского флота. Бензопровод, диаметром 102 мм и протяженностью 29 км, прокладывали по дну озера на глубине до 35 м. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 г. На восточном берегу озера построили две насосные станции, а на западном – резервуарные емкости и наливную эстакаду. Ежедневно трубопровод подавал 400- 600 тонн топлива в Ленинград. В общей сложности было доставлено 47,4 тыс. т горючего, из них 32,7 тыс. т в 1942 году и 14,7 тыс. т в 1943 г. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и был отключен после снятия блокады. Успешно применялись в годы войны сборно-разборные полевые трубопроводы. Они не только снабжали войска горючим, но и помогали форсировать водные преграды. Так, весной 1942 г на Оке развернули металлический сборно-разборный трубопровод, диаметром 75 мм. Он обеспечивал горючим части 61-й армии Брянского фронта. На одном из участков Ленинградского фронта проложили через реку Волхов такой же, 75-мм. В марте 1943 через Дон был проложен 100-мм трубопровод. Каждые сутки по нему перекачивали до 700 т горючего. По тому же принципу использовали и трубопровод, протяженностью 2,72 км, проложенный весной 1944 г в районе Лоц-Каменского железнодорожного моста через Днепр. В ноябре 1944 г. сборно-разборные трубопроводы прокладывались через Дунай, и зимой 1945 – через Вислу. К магистральным можно отнести проложенный в январе 1945 сборно-разборный трубопровод, протяженностью 225 км, диаметром 100 мм и с пропускной способностью 40 м3/ч. Он подавал горючее из района Плоешти (Румыния) на перевалочную нефтебазу в Рени (СССР). Горючее перегружали в железнодорожные цистерны и отправляли на фронт. Во время войны сборно-разборные трубопроводы применялись в самых разных ситуациях. Благодаря их использованию успешно проводились крупные фронтовые операции. В общей сложности с 1941 по 1945 годы в СССР было построено 1264 км магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. Но пропускная способность отдельных магистральных нефтепроводов использовалась недостаточно. За годы войны произошло ухудшение работы некоторых нефтепроводов, например, кавказских. Другие оказались в начальной стадии эксплуатации, не в лучшем положении были и ранее построенные. Так, сооруженный в 1934 году нефтепровод Гурьев – Орск с первых дней эксплуатации был загружен на одну треть, а к 1945 его загрузка составляла только 27 %. Причинами сложившегося положения было медленное освоение Эмбинского месторождения и существенное отставание в развитии нефтеперерабатывающих мощностей в Орске. Показательна и история нефтепровода Махачкала – Грозный. Построенный в 1936 г., он с первых лет эксплуатации работал с недогрузкой. В годы войны его эксплуатация была приостановлена, возвращение в рабочее состояние затянулось, и к 1945 г. его загрузка составляла лишь 20 %. В то же время железная дорога на участке Махачкала – Грозный была чрезмерно перегружена. Такое положение в отрасли сложилось из-за не достаточно хорошо проработанного комплексного плана развития нефтяных районов, из-за необоснованных темпов и масштабов развития месторождений, недостатка перерабатывающих мощностей. Здесь же и недооценка использования трубопроводного транспорта. Плохая техническая оснащенность и неподготовленность к организации последовательной перекачки разносортных нефтей и нефтепродуктов по одному трубопроводу негативно сказались и на загрузке трубопроводов. Использование железной дороги для перевозки нефти считалось приоритетным. В 4-ой пятилетке перед нефтяниками была поставлена задача быстрейшего восстановления отрасли. Необходимо было развивать нефтедобычу и нефтепереработку, ликвидировать разрыв между производством и потреблением. И в то же время развивать важнейшую отрасль – трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.

3 этап (1946-1991 гг.) После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Уже в четвертой пятилетке были построены новые нефтепроводы. Одним из них стал магистральный нефтепровод Туймазы - Уфа (Нарышево - Уфимский крекинг-завод). Решение о строительстве принял СНК СССР 7 января 1946 г. Институт «Центр-спецпроект» в 1946 году спроектировал нефтепровод протяженностью 182,8 км, диаметром 350 мм, пропускной способностью 2 млн. тонн в год, с возможностью ее увеличения до 3 млн тонн в год. На ГУ АС НКВД СССР, позже реорганизованное в Главнефтегазстрой при Совете Министров СССР, возложили строительство. Эта стройка была важнейшей в то время. Более 20 тыс. человек работало на строительстве. Почти вся линейная часть нефтепровода выполнялась вручную: земляные работы, сварка труб, нанесение антикоррозийной битумной изоляции. Трубы укладывали с помощью кранов и треног, но чаще скатывали на дно траншеи деревянными вагами (рычагами). Одновременно строили нефтеперекачивающие станции и жилье в деревнях Нарышево, Субханкулово. Первая партия туймазинской девонской нефти прибыла на Уфимский крекинг-завод 3 сентября 1947 г, и с того времени началась ее регулярная поставка. Этот день считается днем рождения системы Урало-Сибирских магистральных нефте- и продуктопроводов. В 1949 г. проложили нефтепровод Туймазы - Бугуруслан, протяженностью 133 км, диаметром 300 мм. Были построены нефтепроводы небольшой протяженности: Ассаке - Ваковская, Майли - Ассаке, Кумдаг - Вышка в Средней Азии; Войвож - Ухта на Севере; а также в Саратовской и Куйбышевской областях. Добыча туркменской нефти увеличивалась, железнодорожная дорога не справлялась с ее перевозками. Необходимо было продлить нефтепровод Кумдаг - Вышка до Красноводска, и в 1947-49 гг. построили нефтепровод Вышка - Красноводск, протяженностью около 180 км. В начале 50-х годов нефтедобыча на Ромашкинском месторождении превысила предположения геологоразведчиков. Нефтяники-промысловики еле успевали обустраивать промыслы, сооружать мерники и нефтесборные пункты, прокладывать внутрипромысловые транспортные коммуникации. Нефтяной поток буквально захлестнул междуречье Шешмы и Степного Зая. Существующие нефтепроводы не успевали перекачивать добытую нефть. Поэтому встал вопрос о сооружении вторых ниток нефтепроводов Альметьевск - Карабаш, Карабаш - Ромашкино, Карабаш - Бавлы и Ромашкино - Шугуры - Клявлино. Кроме того, решили проложить дополнительный нефтепровод Альметьевск - Миннибаево - Ромашкино с промежуточной нефтеперекачивающей станцией в Миннибаево. Однако временная схема транспортировки нефти «промысел - нефтепровод - железная дорога (или река) - потребитель» уже не решала проблемы. С возросшими объемами добываемой нефти не справились бы ни железнодорожный транспорт, ни речной танкерный флот. Надо было изменить принцип транспортировки: перейти к сооружению магистральных нефтепроводов, которые соединили бы промыслы с потребителями нефти - нефтеперерабатывающими заводами или нефтехимическими комбинатами. Приказом министра нефтяной промышленности СССР в марте 1953 г. в Бугульме была создана Дирекция магистральных нефтепроводов, строящихся на территории Татарии. Она была подчинена Главному товарно-транспортному управлению министерства, что позволило сразу резко поднять темпы сооружения новых подземных магистралей. В 1946-50 гг. был подготовлен фундамент для создания трубопроводной системы СССР, которая бы соединила главные пункты нефтедобычи и нефтепереработки с основными районами потребления. К1950 г. общая протяженность трубопроводов составила около 5400 км, а к концу 1955 она увеличилась вдвое и достигла более 10000 км. За 5 лет ввели в эксплуатацию столько трубопроводов, сколько их построили с 1878 по 1950 год. В пятой пятилетке сооружены самый крупный нефтепровод Туймазы - Омск, протяженностью 1332 км, диаметром 530 мм (трубы такого диаметра использовали впервые) и нефтепродуктопровод Уфа - Омск, протяженностью 1180 км, диаметром 350 мм. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 мая 1949 г. Государственный союзный трест «Центрспецстройпроект» разработал проект второго нефтепровода Туймазы - Уфа. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько очередей. Предполагалось сначала продлить нефтепровод диаметром 350 мм и довести пропускную способность двух нефтепроводов до 4 млн. тонн. Потом построить промежуточную станцию перекачки нефти в Языково, увеличив пропускную способность нефтепровода до 5 млн тонн, затем, используя промежуточную станцию для двух нефтепроводов, довести ее до 6 млн тонн в год. Генподрядчиком строительства второго нефтепровода Туймазы - Уфа был трест «Востокнефтепроводстрой». В промышленную эксплуатацию нефтепровод Туймазы - Уфа-2 был введен в конце сентября 1950 г. На первом этапе перекачка по нефтепроводу Туймазы - Уфа производилась дизель-насосной нефтеперекачивающей станцией «Субханкулово». Полной пропускной способности удалось достичь после пуска в 1954 г. В 1949 году в Главнефтесбыте Миннефтепрома было создано Управление по строительству бензопровода. Строительство продуктопровода осуществляли тресты «Востокнефтепроводстрой», «Нефтепроводмонтаж» (Уфа) и «Бензинопроводстрой» (Челябинск). Участок Уфа - Челябинск сооружали преимущественно вручную, так как строительная техника того времени не была приспособлена для работы в горных условиях. В августе 1951 г ввели в эксплуатацию временную перекачивающую станцию в Уфе, участок продуктопровода от Уфы до Бердяуша (Челябинская область) и наливную станцию «Бердяуш». Тогда же сдали в эксплуатацию участок Бердяуш - Синеглазово и станцию «Синеглазово» с наливной эстакадой. Участок продуктопровода до города Петропавловска был введен в эксплуатацию в 1953 г. В том же году была сдана в эксплуатацию промежуточная станция «Кропачево» и наливная станция «Петропавловск» с эстакадой галерейного типа. Строительство линейной части продуктопровода (1176 км ) было полностью закончено в 1954 г. Промежуточную перекачивающую станцию «Петропавловск» вели в эксплуатацию в 1956 г. Пропускная способность продуктопровода достигла проектной величины - 2 млн.тонн. По решению Правительства СССР, предполагалось увеличить пропускную способность продуктопровода до 3,9 млн. т в год на участке Уфа - Челябинск и до 3,5 млн.т в год на участке Челябинск - Омск. Для этого были построены перекачивающие станции: в 1957 г.- «Аша», «Травники»; в 1959 г.- «Хохлы» и «Суслове»; в 1960 г.- «Исиль-Куль». С вводом в эксплуатацию этих станций был завершен весь предусмотренный проектами комплекс сооружений первого продуктопровода Уфа - Омск. В конце 40-х - начале 50-х годов было открыто и частично разведано несколько месторождений типа Туймазинского и Ишимбайского. В вязи с этим было принято решение о строительстве нефтепровода Туймазы - Омск. Трасса шла параллельно первому нефтепроводу Туймазы - Уфа и продуктопроводу Уфа - Омск. Строительство нефтепровода начали в феврале 1952 г. 30 декабря 1952 г. ыли приняты в эксплуатацию участок Нарышево - Субханкулово (127 км) и экспериментальная насосная на узле № 1 головных сооружений в Субханкулово. В ноябре 1954 г. комиссия приняла участок нефтепровода Туймазы - Омск (127 - 261 км), нефтеперекачивающую станцию «Черкассы» и перемычку диаметром 350 мм от головной (город Уфа) нефтепродуктоперекачивающей станции до нефтеперекачивающей станции «Черкассы». В те же годы построены трубопроводы небольшой протяженности: Шкапово - Ишимбай, Альметьевск -Куйбышев, Бавлы - Куйбышев, Карабаш - Бавлы, Куйбышев - Саратов, Вышка - Красноводск (вторая нитка), Пок-ровское - Сызрань, Миннибаево - Бавлы, Ромашкино -Клявлино, Бугуруслан - Куйбышев, Озек-Суат - Грозный и другие. Нефтепровод Озек-Суат - Грозный, протяженностью 144 км, введен в эксплуатацию в 1955 г. Это первый советский «горячий» нефтепровод - для перекачки высоковязкой нефти с подогревом. На 1 января 1957 г (год 40-летия Октябрьской революции) в эксплуатации находилось 11500 км магистральных трубопроводов со 101 перекачивающей станцией. В 1957 г. начинается строительство транссибирской магистрали Туймазы - Иркутск, протяженностью 3662 км, диаметром 720 мм. Трубопровод строили поэтапно: Туймазы - Омск (1332 км); Омск - Новосибирск - Иркутск (1639 км). Первые два участка нефтепровода ввели в эксплуатацию в 1959 г. В том же году завершили строительные работы на втором нефтепродуктопроводе Уфа - Омск, протяженностью 1083 км, диаметром 530 мм. В 1956 г. сооружен нефтепровод Альметьевск - Азнакаево - Субханкулово, протяженностью 110 км, диаметром 530 мм. По нему альметьевская нефть поступала в Субханкулово и далее в магистраль Туймазы - Омск - Новосибирск. До окончания строительства нефтепровода Альметьевск - Горький, протяженностью 579 км, диаметром 530 мм, нефть перекачивали по первому участку до Чистопольской пристани на реке Каме. Потом ее грузили на танкеры и доставляли на заводы Горького и Ярославля. С пуском всего трубопровода водные перевозки значительно сократились. В шестой пятилетке построили нефтепроводы Альметьевск - Пермь, протяженностью 446 км, диаметром 350 мм, и небольшие по протяженности Муханово - Куйбышев, Серные Воды - Кротовка, Чекмагуш - Уфа (в будущем часть продуктопровода Уфа - Камбарка), Калтасы -Уфа, Альметьевск - Субханкулово - Орск, Жирное - Волгоград, Кротовка - Куйбышев, Шкапово - Субханкулово, Челекен - Белек, Белек - Красноводск и другие. В 1959 г. Совет Экономической Взаимопомощи принял решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, Чехословакию, ГДР и Венгрию. Равных этому нефтепроводу в мире не было. Общая протяженность нефтепровода со всеми ответвлениями превышала 6000 км. Он начинался в Куйбышевской области (НПС «Лопатино») и около города Мозыря (Белоруссия) делился на две части. Северная часть, протяженностью 700 км, проходила через Польшу в ГДР, южная (400 км) - через Чехословакию в Венгрию. Предполагали построить еще одно ответвление до порта Вентспилс. Каждая страна должна была поставить необходимые для строительства нефтепровода материалы, машины и оборудование. Все строительные работы были механизированы. Было уложено более 730 тысяч тонн труб диаметром 530, 630, 720, 820 и 1020 мм. Для обеспечения нормальной работы нефтепровода построили 31 насосную станцию с полностью автоматизированным управлением. В 1962 г. нефть по нефтепроводу поступила в Чехословакию, в сентябре 1963 - в Венгрию, в ноябре 1963 - в Польшу и, наконец, в декабре того же года - в ГДР. Полностью нефтепровод был введен в действие в октябре 1964 г. Трасса нефтепровода пересекала горные массивы и судоходные реки Волгу, Днепр, Дунай и Тиссу. Сначала по нефтепроводу перекачивали нефти месторождений Татарии и Куйбышевской области. В седьмой пятилетке, в 1964 году, был сдан в эксплуатацию последний участок нефтепровода Туймазы - Иркутск. Завершено строительство продуктопровода Пенза - Брянск, протяженностью 750 км, диаметром 530 мм. С 1961 по 1965 год было завершено строительство небольших по протяженности нефтепроводов: Горький - Рязань, Озек-Суат - Грозный (вторая нитка), Каменный Лог - Пермь, Альметьевск - Куйбышев, Рязань - Москва и других. К концу седьмой пятилетки начинается разработка месторождений Западной Сибири. В 1965 г. там было добыто около 1 млн. тонн нефти. Отсутствие транспортных путей доставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы было самой большой проблемой в освоении этого региона. Единственный путь - по рекам Обь и Иртыш, навигационный период которых длится менее 6 месяцев. Поэтому наряду с увеличением нефтедобычи планировалось и строительство трубопроводов как наиболее экономичных и технически совершенных способов доставки нефти. Уже в конце 1965 г. был завершен первый сибирский нефтепровод Шаим - Тюмень, протяженностью 410 км, диаметром 530-720 мм. С 1961 г. растет добыча нефти в Казахстане. К 1965 г. в промышленную эксплуатацию вступили месторождения Узень и Жетыбай. В том же году начинается строительство нефтепровода Узень - Шевченко, протяженностью 142 км, который был сдан в эксплуатацию в апреле 1966 г. Далее, на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, нефть доставляли пока по железной дороге. Всего за 1961-1965 годы построили около 11000 км, и к концу 1965 гэ общая протяженность трубопроводов составила 28,5 тыс. километров. В восьмой пятилетке начинается строительство нефтепровода Узень - Гурьев - Куйбышев для перекачки высоковязкой нефти месторождений Казахстана. Мангышлакскую высокопарафинистую нефть (температура застывания 30...32 °С) перекачивали по трубопроводу диаметром 1020 мм с подогревом. Для подогрева было построено 18 станций. Своевременный пуск в эксплуатацию этого нефтепровода позволил увеличить добычу нефти более чем в 10 раз и к 1975 довести ее до 20 млн. тонн. В 1970 г. закончили строительство третьей нитки нефтепровода Альметьевск - Горький, диаметром 820 мм и протяженностью 580 км. От Горького проложили трубопровод до Ярославля и дальше, в Кириши. В эти годы протяженность нефтепровода «Дружба» увеличивается еще на 2000 км, основной диаметр труб 1020 мм. Его общая протяженность приближается к 8000 км за счет ввода параллельных ниток. К концу 1970 г. по нефтепроводу «Дружба» перекачивали нефти Татарии, Башкирии, Удмуртии, Мангышлака, Куйбышевской области и Западной Сибири. В Западной Сибири тоже появилось два новых нефтепровода. Нефтепровод Усть-Балык - Омск, протяженностью более 950 км, диаметром 1020 мм, приняли в эксплуатацию в 1967 г. Через Обь и Иртыш были проложены водные переходы. Из-за отсутствия дорог трубы на стройку подвозили транспортной авиацией. Нефтепровод Нижневартовск - Усть-Балык, протяженностью 250 км, диаметром 720 мм, по условиям прокладки не уступал первому. Трасса этого нефтепровода проходила через болота, большие и малые реки, ручьи и овраги. Сложным был переход протяженностью 1,8 км через реку Обь. К концу 1970 г. три сибирских нефтепровода обеспечили доставку к основным трассам и нефтеперерабатывающим заводам более 30 млн. тонн нефти. Общая протяженность трубопроводов с учетом построенных в восьмой пятилетке составила 38,5 тысячи километров. В 1971-75 гг. строительство нефтепроводов продолжалось с еще большей интенсивностью. В эти годы построили около 19000 км трубопроводов. Это наибольший показатель за все пятилетки. Наиболее заметным было строительство нефтепровода Усть-Балык - Уфа - Альметьевск, протяженностью 2100 км, диаметром 1020-1220 мм, введенного в эксплуатацию в мае 1973 г. Строительство его продолжалось 18 месяцев. Впервые использовали поточный метод ведения работ, впоследствии ставший обязательным. Именно по этому трубопроводу тюменская нефть пришла в европейскую часть страны и далее в Новороссийский порт по введенному в эксплуатацию в эти же годы нефтепроводу Куйбышев - Тихорецкая - Новороссийск, протяженностью около 1550 км, диаметром 1020-1220 мм. В 1973 г. Западная Сибирь выходит на первое место по объему добычи нефти в СССР, но добычу продолжают наращивать. Поэтому в 1974 г. начинается строительство еще одного сибирского нефтепровода Нижневартовск-Куйбышев, протяженностью 2150 км, диаметром 1220 мм. Участок протяженностью 1180 км завершили уже к концу 1975 г. и соединили перемычкой с нефтепроводом Усть-Балык - Альметьевск. В Сибири построили трубопровод Александровское-Анжеро-Судженск, протяженностью 817 км, диаметром 1220 мм, продлив его до Иркутска. В августе 1973 г. на севере СССР введен в эксплуатацию нефтепровод Уса - Ухта, диаметром 377 мм. В 1975 г. этот нефтепровод продолжили до Ярославля и Москвы, и общая его протяженность составила 1850 км. Продолжает развиваться и нефтепровод «Дружба». С пуском второй очереди его протяженность доходит до 10000 км. В 1976-1980 гг. задача увеличения сети магистральных нефтепроводов была одной из главных. Только строительство новых и расширение старых нефтепроводов помогло бы осво

Наши рекомендации