История развития трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.

С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.

Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки.

Первый нефтепровод в России диаметром 100 мм и длиной 12 км был построен в 1878 годуи соединил Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в Баку, затем в 1897–1909 гг. построен по проекту В.Г.Шухова крупнейший для своего времени продуктопровод из Баку в Батуми длиной 850 км и диаметром 200 мм.

К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14000 км, в том числе магистральных 7000 км.

С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад.

После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций.

В послевоенные годы (1946-1950 гг.) были полностью восстановлены разрушенные магистральные трубопроводы Юга, а также проведены мероприятия по расширению сети нефтепроводов в нефтяных районах Поволжья и Урала.

В 1951 - 1955 гг. были достигнуты значительные успехи в перекачке сырой нефти. Все основные нефтеперерабатывающие заводы Советского Союза получали для переработки сырую нефть только по нефтепроводам. В январе 1956 г был введён в действие крупнейший в СССР нефтепроводТуймазы - Уфа - Омск протяжённостью 1350 км. В этот же период сооружаются мощные нефтепроводы и продуктопроводы диаметром 700 мм, закладываются основы для создания единой трубопроводной системы страны, охватывающей все важнейшие нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтепотребляющие районы страны.

В 1956–1960 ггвводятся в действие магистральные трубопроводы: Туймазы - Омск (второй), Омск - Иркутск, Альметьевск - Горький, Горький - Рязань, Рязань - Москва, Горький - Ярославль, Ишимбай - Омск, Омск - Новосибирск, Уфа - Омск (второй), Новосибирск - Иркутск, и Куйбышев - Брянск.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей.

1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

Для трубопроводного транспорта в последние десятилетия характерно строительство более быстрыми темпами морских трубопроводов. Связано это явление с открытием новых районов добычи нефти и газа на морском шельфе.

Грузооборот, осуществляемый магистральным трубопроводным транспортом России, приобрел большое значение в общем грузообороте страны. Степень надежности указанного вида транспорта во многом определяет стабильность доставки продукции потребителям, в том числе обеспечение регионов России важнейшими топливно – энергетическими ресурсами.

Наши рекомендации