Анализ бухгалтерского баланса ОАО «РЖД»
Анализ динамики и структуры имущества ОАО «РЖД» (актива баланса)
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.
Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. В данном случае речь идет о средствах предприятия, либо принадлежащих ему на праве собственности, либо о которых предполагается, что в соответствии с договором право собственности на них перейдет в некотором будущем и которые в силу этого поставлены на баланс предприятия. Именно этим объясняется тот факт, что в оценке имущественного положения предприятия используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, а следовательно и финансовая устойчивость предприятия. В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку.
Таблица 1 - Структура активов предприятия
Активы | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | |||||||
Внеоборотные активы, тыс. руб. | 94,609 | 94,457 | 92,492 | 94,421 | |||||
Оборотные активы, тыс. руб. | 5,391 | 5,543 | 7,508 | 5,579 | |||||
Итого, тыс. руб. | |||||||||
Активы | Прирост | ||||||
Тыс. руб. | Удел. вес, % | ||||||
2-1 | 3-2 | 4-3 | 6-5 | 7-6 | 8-7 | ||
Внеоборотные активы, тыс. руб. | -0,153 | -1,964 | 1,929 | ||||
Оборотные активы, тыс. руб. | -58112086 | 0,153 | 1,964 | -1,929 | |||
Итого, тыс. руб. | - | - | - | ||||
Из таблицы 1 видно, что за анализируемый период структура активов предприятия несколько изменилась: увеличилась доля внеоборотных активов, а доля оборотного соответственно увеличилась в 2007 г. на 0,153%, в 2008 г. увеличилась на 1,964%, а в 2009 году уменьшилась на 1,929. Это увеличение доли оборотных активов свидетельствует о росте мобильной части активов, т.е. о формировании более рациональной структуры активов с точки зрения их мобильности, хотя, с другой стороны, это может свидетельствовать о сужении производственной базы.
2 Анализ динамики и структуры источников формирования имущества ОАО «РЖД» (пассива баланса)
Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных средств, то есть пассив показывает, откуда взялись средства, направленные на формирование имущества предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии является одним из основных условий эффективной деятельности предприятия. При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.
В процессе осуществления анализа собственного капитала определяют удельный вес его отдельных составляющих, а также оценивают динамику его состава и структуры за последние периоды.
Необходимость отдельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и других ограничений способности предприятия распоряжаться своими активами.
Таблица 2 - Структура пассивов предприятия
Пассивы | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | |||||||
Капиталы и резервы, тыс. руб. | 92,252 | 90,053 | 83,885 | 80,861 | |||||
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. | 2,764 | 2,770 | 5,297 | 9,661 | |||||
Краткосроч. обязательства, тыс. руб. | 4,983 | 7,177 | 10,817 | 9,478 | |||||
Итого, тыс. руб. | |||||||||
Пассивы | Прирост | ||||||
Тыс. руб. | Удел. вес, % | ||||||
2-1 | 3-2 | 4-3 | 6-5 | 7-6 | 8-7 | ||
Капиталы и резервы, тыс. руб. | -2,199 | -6,168 | -3,024 | ||||
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. | 0,006 | 2,527 | 4,363 | ||||
Краткосроч. обязательства, тыс. руб. | -30809814 | 2,193 | 3,640 | -1,339 | |||
Итого, тыс. руб. | - | - | - | ||||
Стратегия
Стратегия развития Холдинга по ключевым бизнес-блокам
Перейти к содержанию документа Перевозочный и логистический бизнес-блок
Перейти к содержанию документа Анализ текущего состояния
По данным аналитических исследований В России оборот рынка транспортных и логистических услуг на весь 2012 год составил около 2,6 трлн рублей. За период с 2004 года транспортные и логистические услуги увеличили оборот на российском рынке на 20% и в 2009 году значительно снизились (около 11%) из-за финансового кризиса и спада спроса на транспорт , Оборот транспортных грузов в 2004 году вырос до 11,2%. После финансового кризиса 2008 года произошло также значительное увеличение авиагрузовых и автомобильных перевозок.
Железнодорожный транспорт обеспечил 44,5% грузооборота транспортной системы в 2012 году. В то же время «РЖД» составляет около 44% рыночной стоимости. 90% выручки, получаемой холдинговой компанией в этом виде бизнеса, финансируется за счет доходов от этих пунктов регулируемых транспортных услуг (инфраструктура и тяга). Оставшиеся 10% выручки поступают от предприятий и услуг с высокой добавленной стоимостью операторов. (Учитывая приблизительно 11% ГЭФКО), что определяет долю международных продаж не более 3% при значительном понимании значительной зависимости бизнеса в российской экономике и объема экспорта товаров и с полным пониманием механизмов контроля, проводимых международными рынками и международными клиентами.
В связи с открытием расширения Министерства путей сообщения в растущем масштабе бизнеса, контролируемого государственным транспортом, и возможностей получения прибыли с ограниченным контролем над деятельностью Министерства путей сообщения:
В 2010 году была создана ОАО «РЖД - филиал логистики», которая обеспечивает комплексные грузовые и логистические услуги;
«Белый Раст» «создан» в Терминале «Логистический центр» в 2010 году;
В 2012 году было приобретено 75% акций одной из GEFCO, крупнейшей логистической компании в Европе;
Руководство ОАО «РЖД» утвердило концепцию развития контейнерных перевозок и терминала логистического комплекса.
Этапы внедрения помогли заложить основу для стратегического развития Группы транспорта и логистики в будущем.
К 2030 году перейдите к содержанию документа прогнозного рынка
Прогнозы развития рынка транспортных и логистических услуг демонстрируют тенденцию развития в последние годы.
Общая доля логистических и грузовых перевозок и складских услуг на рынках транспорта и логистики будет неуклонно расти.
Бюджетное финансирование развития дорожной отрасли будет продолжаться, плотность дорожной сети значительно возрастет;
К 2030 году объем автомобильных грузовых перевозок увеличится в два раза по сравнению с темпами роста объема грузовых перевозок по железной дороге;
Продолжается реализация проекта по расширению трубопровода и трубопровода.
Ожидается, что к 2030 году рыночная логистика будет передана на аутсорсинг из-за значительного роста доли рынка аутсорсинга из-за органического роста и увеличения затрат на логистику. Ускоренное развитие логистики и транспорта производителей для передачи логистических издержек из собственного транспортного сектора позволяет этому сегменту расти с оптимизированным темпом роста ВВП, который превышает общий уровень транспортных издержек.
Качество базовых транспортных услуг станет важным условием для поддержания рыночной конкуренции, но в то же время доля рынка снизится, достигнув 80% к 2030 году. Такая высокая доля (по сравнению с рынками США и Европы) обусловлена размером и структурой сырья (первичная продукция, которая не требует более высокой доли сложной логистики).
Транспортная стратегия предусматривает скорость развития различных видов транспорта. В то же время ожидается, что государственный железнодорожный транзит превысит темпы роста к 2030 году, сохранив при этом решающую роль, причем 83% доли рынка исключают трубопроводы. В то же время долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает индексацию грузовых тарифов на уровне инфляции.
В связи с ожидаемыми изменениями доля традиционных железнодорожных грузовых перевозок в грузообороте и количестве транспортных и логистических рынков уменьшится. В то же время доля железных дорог может значительно снизиться по мере увеличения объема «узких мест» в инфраструктуре, и качество обслуживания существенно не изменится.
Пропустить и перейти к содержанию этой статьи Удержать задачу развития логистической транспортной логистики «РЖД»
Основными задачами ведения транспортно-логистического бизнеса «РЖД» являются:
Повышение и повышение конкурентоспособности предприятий на рынке грузовых перевозок;
Увеличить рыночную долю высокомаржинальных товаров при удовлетворении растущего спроса на сыпучие грузы;
Установление долгосрочных отношений развития с клиентами, улучшение и защита отзывов клиентов, прав и интересов;
Повысить гибкость рынка, расширить роль отделов дерегулирования и эффективно обеспечить удобные услуги в общественных местах.
5.Предложение по улучшению деятельности предприятия
В рамках анализа работы и апробации результатов были проведены экспертные интервью с представителями бизнеса и сотрудником Холдинга «РЖД». Респондентам были заданы вопросы о текущем положении и тенденциях развития железнодорожного транспорта, о возможностях развития логистического бизнеса и переходу к применению 3PL практик. Также им были предложено прокомментировать и оценить возможность внедрения разработанных предложений по развитию современных логистических практик в Холдинге.
Результаты интервью позволили получить более комплексное представление о рынке железнодорожных перевозок. Респонденты сходятся во мнении, заявляя, что железнодорожный транспорт является недостаточно эффективным ввиду спада объема перевозок, требует развития, финансовой поддержки. Было отмечено, что ввиду большого числа участников железнодорожных перевозок на рынке происходит дисбаланс, так как интересы сторон различны. Внутри «РЖД» имеет место отсутствие понимания целостности задач, что существенно усложняет реализацию Стратегии развития Холдинга до 2030 года.
Смещение в сторону логистической деятельности Холдинга «РЖД» и переход к обслуживанию клиентов по модели современного 3PL провайдера видится естественным этапом развития компании. Этот процесс уже сейчас является вызовом для «РЖД», носит стимулирующий характер и подталкивает Холдинг к внедрению инновационных решений. При этом, уже можно наблюдать некоторое движение в этом направлении и развитие логистических сервисов в компании (в частности, в АО «РЖД Логистика»). Однако повсеместное внедрение современных 3PL и 4PL практик возможно при крупных инвестиционных и трудовых вложениях.
Были разработаны 4 направления предложений для совершенствования деятельности Холдинга. Они включают в себя как заимствования лучших практик крупнейших компаний других стран, так и комплексные предложения по развитию инновационной деятельности «РЖД» для развития по модели 3PL провайдера.
Анализ проделанной работы через проведение экспертных интервью и получение практического комментария позволил оценить разработанные рекомендации и обсудить возможность их реализации с практиками бизнеса. Кроме этого, было составлено комплексное представление о работе Холдинга «РЖД», барьерах развития компании, ее видения со стороны клиентов и ключевых тенденциях железнодорожного рынка, которые оказывают воздействие на компанию.
Однако важно понимать, что действительное внедрение представленных выше стратегий в данный момент не является возможным. Существующий перечень ограничений не позволяет реализовать разработанные предложения. К выделенным трудностям относятся: текущая экономическая ситуация, характеризующаяся замедлением темпов производства, объемов перевозок, сокращением международной деятельности и недостаточно быстро развивающимся импортозамещением; бюрократическая система ведения бизнеса Холдинга «РЖД», представляющая из себя сложную и неповоротливую структуру. Она не может быстро перестраиваться и реагировать на рыночные изменения, часто отвергает новые идеи, а внедрение новых технологий сопровождается большими затратами. Более того, из-за массивного управленческого аппарата часто имеют место потери времени при осуществлении разного рода операций, а существующие методы работы очень редко пересматриваются и совершенствуются.
Таким образом, принимая во внимание ограниченность исследования, нужно отметить, что работа носит обзорный характер, и разработанные предложения являются одним из возможных вариантов развития. Следовательно, на данном этапе задается общий вектор дальнейшего исследования, что в дальнейшем потребует более глубокого и детального анализа рыночной конъюнктуры и деятельности Холдинга «РЖД».