К теме 6. Экскурсное обслуживание
Основная литература по теме: лекция [6, с. 256-267; 14, с. 130-133], практическое занятие [6, с. 307-310]; подробнее см. Англинов К. А. Экскурсоведение (СПИГ, 2009).
Методология экскурсоведения – направление (раздел) экскурсоведения, исследующее пути удовлетворения потребностей в экскурсизме (выделено слово, имеющееся в глоссарии) и формирующее порядок устройства, производства и сбыта экскурсов. Методология экскурсоведения является частным случаем общенаучной методологии в отечественной диалектико-материалистической трактовке.
Методы экскурсоведения – это пути (маршруты, траектории, вехи) исследования экскурсизма, создания и реализации экскурсов. Среди методов исследования экскурсизма выделяют: общенаучные, частные научные и специальные. Каждый метод представляется как система способов, каждый из которых является совокупностью приёмов экскурсоведения.
Научные основы экскурсоведения – научные (исторические, правовые, экологические, социологические, педагогические, психологические и иные) данные и сведения, обосновывающие, определяющие и обеспечивающие цель, задачи, объект, предмет, систему понятий и другие атрибуты экскурсоведения как теоретико-практической системы знаний. Знание при этом определяется вскрытием трёх уровней трактования слова (собственно слово, термин и понятие), которые выражают обозначение, значение и понятие отражаемого знака (модели – идеального образа реального объекта).
Объект изучения экскурсоведения – экскурс как элемент экскурсизма и сам экскурсизм как социальное явление – база возникновения и развития рынка экскурсных услуг по непосредственному удовлетворению потребностей экскурсистов. Предмет изучения экскурсоведения – экскурсные услуги как вид удовлетворения потребности в экскурсизме, т. е. инструмент снятия чувства монотонии от повседневной жизни у человека. Покупая экскурс, потребитель становится экскурсистом. Средства изменения внутреннего состояния экскурсиста – предмет исследования экскурсоведения.
Типология экскурсов – нестрогая, в отличие от классификации, систематизация «уклонений» от обыденного хода или образа жизни. Типология экскурсов определяется по типам переживаний и типам (сферам) деятельности. По характеру вызываемого переживания экскурсы делятся на следующие типы: экстремальные (ощущение экстрима), экзотические (восприятие диковинного), эксклюзивные (ощущение избранности), экспрессивные (ощущение полноты переживания), экстрасенсорные (ощущение всепроникаемости), эмпативные (ощущение социальной значимости, привлекательности), эвдемонические (чувство счастья) … По сфере реализации экскурсы делятся на виды: эко-экскуры (уклонения в мир природы), эконом-экскурсы (мир быта, промыслов, ведения хозяйства), этно-экскурсы (мир родов, племён и этносов), эротик-экскурсы (мир красоты тела), этик-экскурсы (мир морали и нравственности, традиций и норм), этикет-экскурсы (в мир церемоний, ритуалов, процедур), элегант-экскурсы (в мир моды), эрго-экскурсы (мир техники), экспо-экскурсы (мир демонстрации экспонатов), эрудит-экскурсы (мир знаний), эстетик-экскурсы (мир красоты), эдука-экскурсы (в мир духовных методик), эвристик-экскурсы (мир открытий). По результате получена матрица экскурсного ассортимента. Кроме «чистых» экскурсов, могут создаваться смешенные (сливающие разные типы, бинарные), комбинированные (совмещающие), комплексные (систематизирующие природную, социальную, духовную составляющие). Также экскурсы могут объединяться в типовые группы.
Субъекты экскурсного бизнеса – операторы (агенты) экскурсных (экскурсионных) услуг. Организации (фирмы, агентства, бюро и пр.), занимающиеся производством (операторы) и продажей (операторы, агенты) экскурсных (экскурсионных) услуг. Различают 4 вида субъектов (организаций), функционирующих на рынке экскурс (туристских) услуг: производящие собственную продукцию (экскурсные организации), посреднические (агенты).
Экскурс – «уклонение» (отвлечение) от обыденного хода и образа жизни (основных видов жизнедеятельности); коммерческая или благотворительная услуга по обеспечению и сопровождению «уклонений» (отвлечений) в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональных (деловых), религиозных и иных целях на период менее 24 часов без услуг приюта, питания и перевоза (подвоза), если таковые сами не являются целью экскурса, а также без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте (стране) временного пребывания; уклонение от обыденного образа жизни в мир культуры и природы с целью гармонизации внутреннего мира до состояния свободы посредством переживания (аффекта) счастья.
Экскурсизм – социально-культурное явление, возникающее на основе потребности цивилизованного человека в уклонении от обыденного образа жизни (выхода из повседневной рутины) в целях оздоровления, отдыха, развлечения, познания мира, отправления религиозной потребности и т.д. Развивается в условиях глобального или локального общественного благоденствия (мира) и благополучия (достатка). В крайних формах (экстремальный, экзотический) экскурсизм проявляется в условиях природных и иных аномалий (катастрофы, войны, бедственность). Объекты экскурсизма – предметы, явления, процессы, события и т. д., обладающие потенциалом для удовлетворения потребностей экскурсистов и экскурсантов. К ним могут относиться: целебные источники, музеи, ритуалы, чудеса света, места и средства отдыха, рекреации, аттракции и т.п.
Экскурсная теория (экскурсология) – радел экскурсоведения, включающий три направления: методологию, научные основы и экономику экскурсоведения.
Экскурсист – потребитель (покупатель) экскурса; физ. или юр. лицо, приобретшее экскурс. В отличие от экскурсанта, экскурсист не приобретает транспортную услугу (подвоз, перевоз) и услугу питания. В отличие от туриста и экскурсанта, экскурсист не приобретает приют (ночлег) и транспортную услугу, если это не цель экскурса.
Экскурсная индустрия – совокупность организаций (фирмы, агентства, бюро, центры), кадров, объектов, средств, производящих, предоставляющих, обеспечивающих и сопровождающих экскурсные услуги; в расширенной трактовке, когда экскурсы объединяются в соответствующую поездку, экскурсная индустрия включается в индустрию экскурсионизма с услугами экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и транспортников.
Экскурсный менеджмент (прикладная экскурсология) – раздел экскурсоведения, изучающий и обеспечивающий эффективное управление хозяйственной деятельностью по эксплуатации туристских ресурсов (объектов экскурсизма), используемых для экскурсов.
Экскурсовед – специалист (бакалавр, прошедший специальную подготовку), профессионально подготовленное лицо, имеющее диплом о высшем профессиональном образовании, подтверждающий квалификацию конструктора, проектировщика или менеджера по созданию экскурсов, эксплуатации суперструктуры туризма – туристским ресурсам – при оказании экскурсных услуг. Рационал профессиональной экскурсоведческой деятельности; обладатель эффективной индивидуальной функциональной системой, сбалансированной рассудочной и разумной оценки экскурса. В отличие от экскурсовода, экскурсовед является специалистом в области услуг по организации досуга как такового, без функции перемещения (транспортировки).
Экскурсная услуга – коммерческое предложение удовлетворения потребности в экскурсизме в течение суток и менее (как правило, без ночлега, транспортировки и питания).
Экскурсоведение – отрасль научно-практического знания, исследующая экскурсизм и на этой основе, систематизирующая закономерности создания и реализации экскурсов, определяющая сущность экскурсов (этнизмов, эстетизмов…), формирующая их особенности как услуг. Экскурсоведение состоит из двух основных разделов: экскурсная теория (экскурсология) и экскурсный менеджмент (прикладная экскурсология, теория управления хозяйственной деятельностью в области экскурсизма).