К теме 5. Транспортно-экскурсионное обслуживание

Основная литература: лекция [6, с. 212-225, 256-267; 7, с. 50-79; 14, с. 233-251];

практическое занятие [6, с. 315-322, 338-342].

Путешественник– человек, который для достижения цели свободного времяпрепровождения меняет место пребывания, т.е. принявший роль путешественника.Путешественник – физ. или юридическое лицо, совершающее перемещение в иную местность (район, город, страну, регион, материк…) с какой-либо целью (отдыха, работы, учёбы, поклонения святыням, оздоровления, бизнеса). Приобретая тур (комплекс услуг по организации путешествия более суток до 6 месяцев или даже года), путешественник становится туристом. Отправляясь в экскурсию (целевую поездку в период до 24 часов), путешественник становится экскурсантом.

Тариф– установленный правовыми документами размероплаты, в частности, за услугу транспортной перевозки или подвоза (трансфера) при реализации туристского продукта от пункта отправления до пункта назначения. Существуют нормальные (по классу обслуживания туда и обратно, без ограничения срока действия) и специальные (более дешёвые, но с ограничениями: дата вылета, срок пребывания) тарифы.Отдельно используют рекламные тарифы.

Транспорт воздушный– перемещение в воздушном пространстве на рейсовых, чартерных и арендуемых летательных аппаратах с экипажем; характеризуется высокой скоростью и дальностью, комфортом, удобством, а также высокой стоимостью, сложностью и метеозависимостью. Средства воздушного транспорта занимали до 45% тур- и эксперевезок (2008 г.). Их классифицируют по назначению. Например, авиационные пассажирские перевозки делят на два видарейсовых(выполняемых по расписанию) и чартерных (выполняемых на заказ) перевозок. Обслуживание туристов и экскурсантов предполагает задействование и экзотических средств воздушного транспорта: экранопланов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров, дирижаблей и иных средств воздухоплавания. Классификация по принципу перемещения аэромобильные и аэропассивные (воздухолёты и воздухоплавы)ещё не прижилась, но является перспективной, особенно для России. Воздухоплавание существенно снижает стоимость и повышает экологичность воздушных перемещений. Для России это ёще и средство борьбы с сезонностью туризма. Так в Санкт-Петербурге воздухоплавание может практически снять проблемы зимнего перемещения, благодаря низкой ветровой нагрузке и наличию лесов и рек – магистралей воздухоплавания в городских и внегородских условиях. Скорость дирижабля достигает 100 км/час и более. С учётом отсутствия пробок до Новгорода, Петрозаводска, Пскова, Таллинна… за 2-3 часа. С Комендантского аэропорта (хорошо бы спроектировать в районе Каменки) в Петербурге можно аэроплавать круглый год.

Транспорт водный–совокупность средств морского и внутреннего транспорта. Морской транспорт выполняет международные, дальние (в открытом море по стране) и каботажные (вдоль побережья морского бассейна в стране) перевозки пассажиров, багажа, грузов. Внутренний водный транспорт (речной) – это перевозки по рекам, озёрам, водохранилищам. К водным транспортным средствам для туризма относятся: морские суда на подводных крыльях, теплоходы, лайнеры, паромы, океанские яхты; речные суда на подводных крыльях, воздушной подушке, теплоходы, речные трамваи (прогулочные теплоходы); маломерные суда (лодки, катера, яхты). Субъектами туристского водного рынка выступают судоходные и круизные компании, выступающие, как правило, в роли туроператоров.

Транспорт сухопутный– совокупность транспортных средств для перемещения по суше. Включает: железнодорожный; междугородние и городские автобусные перевозки, прочий общественный транспорт; частные автомашины (вместимость до 8 чел.); прокат автотранспортных средств; прочие средства сухопутного транспорта. Занимает до 47% рынка. По основным видам: 43% - автомобильный, железнодорожный – 4% (2008 год).

Железнодорожный транспорт обладает регулярностью, спальными местами, инфраструктурой питания. Поезда делятся на рейсовые (пригородные, местные, дальние - более 700 км - по установленному маршруту и расписанию) и внерейсовые (по заказам: туристско-экскурсионные); по скорости на скорые (№№ 001–149), скоростной (151–169), пассажирский (171 – 699), пригородный. Вагоны: кодовые (буквенные) Л – мягкий, 2-х местный; М – мягкий 4-х местный; к – купейный; П – плацкартный; О – общий; С – межобластной (сидячий). Кроме этого, есть: вагоны-клубы, вагоны-прачечные, вагоны-рестораны…

Автотранспорт– совокупность автотранспортных средств: автобусы, автомобили… дома на колёсах (motorhome). Эти средства мобильны, скоростью, доступной стоимостью, гибкость, графики перемещения. Делятся на рейсовые, арендованные или собственные. По вместимости автобусы: особо малые (10-12), малые (21-26), средние (32-34), высокой вместимости (40-45), особо высокой (50-80). По этажности автобусы делят на двухэтахные, полутора- и одноэтажные (обычные и низкопольные). По комфортности автобусы делятся на классы (категории): транспортный (*, ряды на 68 см), стандартный (**, 72 см), туристский (***, 77 см, мини-кухня – кофеварка, мини-бар, холодильник – туалет; техосмотр 6 мес., тахограф); комфорт (****, 83 см, мини-кухня, туалет, кондиционер, техосмотр, тахограф), эксклюзивный (*****, 90 см, **** + гардероб, аудио-, видеоцентры, полномерная кухня…).

Транспортное обеспечение – базовое для экскурсионного менеджмента понятие, включающее туристские перевозки, трансфер, обслуживание программных мероприятий, предоставление отдельных транспортных средств (выделено слово, имеющееся в глоссарии). Во многих странах туристские и экскурсионные перевозки требуют лицензирования. Выделяется особый вид туров – автотуры, железнодорожный, круизы… аренда автомобилей. Регулируется туристское транспортное обеспечение Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (Дублин, 26.05.1982). В России действуют законы: 10.01.2003 № 15-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; 30.12.2001 №м 196-ФЗ «О государственном контроле за международными автомобильными перевозками».

Транспортное средство (средство транспорта) – устройство и способ его перемещения, который, согласно стандартной международной классификации ВТО, использует посетитель, турист, экскурсант для путешествия из своего места жительства в посещаемые места. По классификации ВТО различают следующие средства транспорта: воздушный транспорт, водный транспорт, сухопутный транспорт. Воздушный транспортвключает рейсы подчиняющиеся (1) и не подчиняющие (2) расписанию, а также прочие воздушные перевозки (3). Водный транспорт включает пассажирские линии и паромы (1), круизы (2) и прочие водные перевозки (3). Сухопутный транспорт включает: железнодорожный транспорт (1); междугородние и городские автобусы, прочий автодорожный транспорт (2); регулярный или подчиняющийся расписанию транспорт (3); не подчиняющийся расписанию туристский или чартерный транспорт (4); частные автотранспортные средства (5); прокат автотранспортных средств (6); прочие средства сухопутного транспорта (7). Приведённые сведения в данном виде используются для международной статистики ВТО и ООН. В России транспортная составляющая является основной для всех видов туризма и экскурсионизма.

Транспортные туристские перевозки– часть комплекса туристских услуг: доставка от места начала экскурсии (тура) к месту назначения по маршруту или программе экскурсии (тура), а также возврат к исходному или месту окончания экскурсии (тура). В ряде случаев в экскурсию (тур) не включается прибытие экскурсанта (туриста) к месту начала экскурсии (сбора туристов). Не путать с трассером, трансфером (выделено слово, имеющееся в глоссарии).

Транспортные экскурсионные перевозки – перевозки в процессе экскурсии (в течение суток). Экскурсионные транспортные перевозки, как и туристские, делятся по видам средств транспорта. По месту поездки они делятся на городские, загородные, региональные. По характеру перевозки: на обзорные (объезд разнородных объектов, собранных на определенной территории) и тематические (объезд объектов объединённых одной тематикой).

В зависимости от темы экскурсии (поездки) бывают: исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, (экологические), архитектурно-градостроительные, смешенные и т. д. При этом каждый вид экскурсии (поездки) подразделяется на группы. Так исторические делят на археологические, историко-краеведческие, военно-патриотические, этнографические, историко-биографические, историко-музейные. Производственные делят на 4 группы: производственно-исторические, - экономические, -технические, -ориентирующие. Искусствоведческие поездки группируют на историко-театральные, художественно-промысловые, выставочно-музейные и дргие. Литературный вид поездок включает биографо-литературные, историко-, художественно-, музейно-литературные группы. Архитектурно-градостроительный вид поездок делят на группы с показом: обзора архитектуры (по стилям, видам, истории, авторам, планировке, образцам), обзора скульптуры (памятников), произведений одного архитектора или скульптора.

По составу участников экскурсии (транспортные поездки продолжительностью до 24 часов) подразделяются на следующие виды: для взрослых (сборные группы всевозможных организаций, туристов, профессиональных групп и т.п.); для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возраста); для местных жителей; для иногородних; для иностранцев. По количеству участников различают: индивидуальные и групповые экскурсии.

Трансфер (подвоз, завоз) – предоставление транспортных средств для обслуживания при встреч-проводах туристов, доставке их к месту проведения культурных мероприятий и т.п., как правило, на небольшие расстояния (в пределах городка, района); как понятие менеджмента включает: туристские перевозки, трансфер, обслуживание программных мероприятий, предоставление отдельных транспортных средств.

Турист– лицо посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода из источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночёвки в стране (месте) временного пребывания

Туры транспортные – туристский продукт, определяющийся транспортными перевозками как целью путешествия. Включают: авиатуры, автотуры, круизы, тур-поезда. Применительно к автобусам Европейская конференция министров транспорта различила: поездки на рейсовых, на челночных автобусах, специальные рейсы, внутренний туризм (однодневные поездки как экскурсии, челночные). Автобусные компании предлагают: чартерные туры (вечера, соревнования, праздничные туры, недельные туры); сопровождающие туры (от 5 дней до месяца заранее запланированных групп в сопровождении руководителя); независимо сформированные туры (посещение городов и достопримечательностей на рейсовых автобусах); гибкие туры (автобус+другой транспорт).

Экскурсант- лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период не менее 24 часов без ночёвки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Экскурсиоведение – учение об экскурсиях, часто выдаваемое по традиции за экскурсоведение в целом. В условиях ХХI века экскурсиоведение определяется как методика подготовки и проведения экскурсий, наряду с оказанием экспедиционных (экскурс + пеший переход, от лат. «expedition» – поход) и других экскурсных услуг (авторский подход) + транспорт.

Экскурсия образовательная – (от греч. «поездка», военн. – вылазка) специфическая форма учебно-воспитательного занятия, целенаправленно вынесенная из аудитории в реальную (искусственную) среду (музей, выставка, природа, предприятие) для усиления возможностей демонстрации (показ, рассказ).

Экскурсия как туристская услуга – транспортная услуга по перевозке экскурсантов по объектам суперструктуры (туристские ресурсы) и инфраструктуры (предприятия питания, развлечения, отдыха) в течение не более 24 часов (без ночевки); от лат. «excursion» – вылазка, поездка – метод и форма предоставления транспортных услуг по коммерческому сопровождению путешествия сроком более суток (24 часов) без услуги приюта (размещения в отеле) в целях познания, рекреации, аттракции, спорта и т.п., в соответствии с законом. В этом смысле необходимо экскурсии (поездки) отличать от только начинающих развиваться собственно экскурсных услуг – уклонений в мир природы и культуры от обыденности повседневного образа жизни без транспортной услуги (об этом см. следующую тему).

Экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания (закон РФ от 05.02.2007); лицо, профессионально представляющее экскурсантам суперструктуру туризма (объекты экскурсизма) на возмездной основы. Гид-переводчик определяется законом РФ как экскурсовод, свободно (профессионально) владеющий иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Экскурсовода (гида) надо отличать от инструктора-проводника, профессионала, сопровождающего и обеспечивающего безопасность в походах.

Наши рекомендации