Лентопитающая и лентопроводящая система.
Их назначение -организация подачи и проводки ленты через все технологические узлы и секции машины, управление движением бумажного полотна в процессе его запечатывания и обработки.
Качество работы машины в значительной мере зависит от равномерности подачи в натянутом состоянии бумажной ленты, при этом провисание ленты или ее слабое натяжение недопустимо. Нарушение этих условий вызывает неприводку красок, образование на ленте морщин и складок и. как следствие, ее обрыв.
В состав лентопитающей системы входят устройства для установки и смены рулона, устройства для создания и регулирования натяжения ленты, коррекции ее положения при входе в машину и различные вспомогательные устройства. Лентопитающая система современных рулонных офсетных машин должна обеспечить:
• оперативную смену рулонов;
• регулировку положения рулона в осевом направлении;
• автоматическое поддержание стабильности натяжения ленты с возможностью ее регулировки.
Существуют также рулонные установки без накопителя, которые выполняются в виде поворотной двухлучевой рулонной установки (звезды) с автоматической склейкой бумажной ленты (рис. 16.2.а). По мере срабатывания рабочего рулона 1, когда он достигает предельного наименьшего диаметра, следящая система разворачивает двухлучевую звезду 2 в положение, близкое от ленты работающего рулона. На поверхность рулона 3 опускаются приводные ремни 4, которые начинают разгонять его до скорости печати, вращая в нужном направлении (рис. 16.2.6). Когда окружная скорость разгоняемого рулона достигает скорости поступающей в машину ленты, следящая система дает команду на проведение операции автосклейки. Щеточное устройство прижимает рабочую ленту к новой, на поверхность которой нанесена двусторонняя липкая лента. В результате контакта в зоне прижима новая лента склеивается с рабочей, после чего ножевое устройство, управляемое пневмоцилиндром. отрубает старую ленту и рулон 1 останавливается (рис. 16.2.в).
Все неприятности в работе рулонной офсетной машины начинаются с момента схода ленты с рулона. В идеале рулон должен представлять правильный без биения цилиндр, ось вращения которого совпадает с его геометрической осью, а его поверхность образована лентой, свернутой в виде архимедовой спирали: Р=Ро+б/2П*ф
где р, Ро - текущий и начальный радиусы рулона, б - толщина бумажной ленты, ф - текущий угол поворота рулона.
Однако из-за неправильной намотки ленты, ее неоднородности, небрежной транспортировки и неправильного складирования форма рулонов далеко не идеальна. Кроме того, рулон в условиях работающей машины представляет собой тело с переменной массой, которая уменьшается по мере его срабатывания. Все эти факторы оказывают негативное воздействие на стабильность натяжения бумажной ленты. Сам процесс размотки рулона можно условно разделить на период разгона в момент пуска машины, время движения с постоянной скоростью (режим печати) и время торможения. Движение ленты в машину начинается с вращения рулона, с момента приложения к ленте в точке разматывания внешней силы F, что создает момент от натяжения бумаги Мн.
В общем виде уравнение моментов сил при разматывании рулона можно представить так: Мн = Je = p(F + Fин +F), где J - момент инерции рулона относительно оси его вращения, е -угловое ускорение рулона, р - текущий (переменный) радиус рулона (рис. 16.3). Выражение в скобках представляет собой суммарную силу, которую необходимо приложить для разматывания рулона. Первое слагаемое F - внешняя сила, приложенная к ленте в точке ее отделения от рулона и зависящая от геометрических параметров ленты и ее скорости в установившемся режиме движения (режим печати). Второе - Fин отражает влияние инерции рулона в момент его разгона или замедления. Для периода установившегося движения этот член будет равен нулю. Третье слагаемое Fe - дополнительное усилие, которое необходимо при дожить к рулону эксцентричной формы. Это усилие за период одного оборота рулона меняет свой знак, т.е. становится либо движущим, либо тормозящим (для идеального рулона Fe = 0). Частота изменения этого усилия во время разматывания рулона также переменная и возрастает с уменьшением диаметра рулона. В период установившегося движения отрицательное воздействие этой силы сказывается на пульсации натяжения. При большой величине эксцентриситета и большой частоте вращения рулона может произойти обрыв бумаги. Поэтому для обеспечения высокого качества печати, исключения двоения в зоне печати и для соблюдения требуемой приводки красок бумажное полотно, несмотря на влияние многих негативных факторов, должно иметь постоянное натяжение на всем тракте его проводки.
Необходимое натяжение бумажной ленты создает рулонный тормоз. Натяжение бумаги характеризуется величиной растягивающего погонного усилия, действующего на единицу его ширины. Обычно оно в среднем составляет 20-25 кг/м, но в процессе работы машины возможны скачки на 100% и более от номинального значения.
На рис. 16.4 приведена бумагопроводящая секция машины серии М-600, в которой на входе ленты и по тракту ее проводки установлены бумагонаправляющие валики 1, способствующие плавному, без колебаний прохождению бумаги. Для боковой приводки ленты использовано регистровое устройство 2, способное
благодаря пневмоавтоматике осуществлять ее смещение. Бумажное полотно подается в первый печатный аппарат S-образной тянущей парой 3, 4 (рис. 16.4), где валик 3 приводной, а валик 4, управляемый пневматикой, обеспечивает прижим бумаги. Приводной валик 3 выполняет функцию натяжного, так как он имеет индивидуальный привод, связанный через следящую и управляющую системы с главным приводом. Изменение окружной скорости валика 3 по отношению к ленте позволяет менять режим натяжения бумаги. Пара качающихся валиков 5, управляемых пневмоцилиндром 6, поддерживает требуемое натяжение полотна, а «плавающий» валик 7 позволяет оценить величину этого натяжения и способствует одновременно разглаживанию бумаги. Положение «плавающего» валика зависит от увеличения или уменьшения усилия натяжения бумажной петли, что сказывается на изменении давления в пневмосистеме. На входе в печатную секцию фрикционный валик 8 обеспечивает равномерный и плавный выход ленты, а также разглаживает ее по ширине.
Лентопроводящая система служит для проводки ленты через технологические узлы машины, начиная от лентопитающего устройства и до приемного. Она должна обеспечить устойчивое движение ленты на всех участках во всем диапазоне рабочих скоростей. При этом не допускать бокового смещения ленты, образования складок и обрыва бумаги.
В проводке ленты после выхода ее из леитопитающей системы принимают участие печатные аппараты, так как запечатываемая бумажная лента проводится через печатные секции тягой офсетных цилиндров. На выходе ее из последней печатной секции лента ведется через сушильное устройство цилиндрами охлаждающего устройства, которые обеспечивают необходимое ее натяжение на этом участке. В состав лентопроводящей системы входят направляющие и разглаживающие валики, поворотные, контрольно-блокирующие и вспомогательные устройства.
Особенность работы печатных секций рулонных машин состоит в обеспечении высокой точности совмещения красок в пределах 0,1 мм при поддержании соответствующей точности фальцовки.
На выходе бумажной ленты из первой печатной секции уже может проявляться ползучесть. При этом очевидно, что чем меньше расстояние между печатными секциями, тем выше точность приводки. Поэтому в машинах ярусного, вертикального построения, имеющих короткий путь проводки бумаги, точность совмещения красок будет выше, чем в с машинах партерного построения.
По мере прохождения полотна через печатные секции машины и с выходом его из последней зоны печатного контакта проявляется суммарная неприводка красок, которую необходимо учитывать, изменяя фазовое положение формных цилиндров соответствующих печатных секций.
Это осуществляется с помощью специальных устройств окружной приводки, принцип действия которых аналогичен принципу действия устройств, применяемых в листовых печатных машинах.