Конкурентные преимущества г.Челябинска в стратегической перспективе: результаты SWOT - анализа

Основными преимуществами Челябинска, которые могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию в начале XXI века являются:

- высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения города;

- относительно выгодное геополитическое положение города в Уральском регионе;

- полученные результаты мирового уровня в фундаментальной и прикладной науке;

- хороший технологический и кадровый потенциал ряда отраслей экономики;

- привлекательность города в качестве уральского центра образования, культуры, туризма;

- стихийно-сложившийся в городе региональный центр оптовой торговли;

- расположение города в центре обширной зоны сельскохозяйственного производства;

- относительно развитая институциональная структура административных учреждений федерального и регионального уровня;

- имидж бурно растущего города.

Наиболее полное использование этих преимуществ Челябинска возможно при определённых условиях, среди которых важнейшие:

- выход экономики России из кризиса и переход её в стадию роста;

- формирование цивилизованной государственной правовой базы в направлениях налогового, антимонопольного, внешнеэкономического и таможенного, земельного и имущественного законодательства, а также законодательства по муниципальному управлению в крупных городах России;

- политическая стабильность в государстве;

- развитие нормальных (партнёрских) отношений с федеральными властными структурами, администрацией Челябинской области, администрациями других регионов России, межрегиональными организациями.

Развитие города сдерживается рядом негативных факторов, влияние которых нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. В числе таких негативных факторов, наиболее значимо влияющих на судьбу Челябинска, целесообразно назвать следующие:

- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с малой рождаемостью, естественной убылью населения (депопуляцией), интенсивным старением жителей города;

- относительно высокий уровень заболеваемости в городе и резкий рост в 90-е годы заболеваний социального характера;

- низкий жизненный уровень и сильная имущественная дифференциация челябинцев, вызванная возникновением в период либеральных реформ большой доли малоимущих граждан и высокого уровня безработицы, преимущественно скрытой;

- неблагоприятная для ускоренного роста отраслевая структура экономики, где определяющую роль продолжают играть предприятия военно-промышленного комплекса, в которых остаются замороженными немалые производственные мощности;

- недостаток бюджетных средств, обусловленный спадом производства, развитием теневой экономики, донорской ролью города по отношению к территории области, а также недостаточная эффективность расходования этих средств;

- изношенная, затратная, ресурсоёмкая инженерная инфраструктура в городе;

- относительно высокий износ жилищного фонда, дефицит качественного жилья;

- отставшая от современных требований дорожно-транспортная сеть;

- недостаток в городе торговых помещений и сценических площадок для проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры;

- неблагоприятная экологическая обстановка.

Перечисленные негативные факторы в определённых условиях могут быть обращены в положительные, т.е.использоваться в качестве стимулов для развития тех или иных городских комплексов и привлечения инвестиций.

Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными:

- с принятием на федеральном уровне, либо уровне субъекта Федерации законов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике;

- успехов других городов Урала в конкуренции с Челябинском;

- падением спроса на продукцию и услуги отраслей специализации;

- дальнейшим оттоком финансовых ресурсов в Москву и сырьевые регионы;

- политическими актами со стороны государственных органов власти всех уровней, дестабилизирующими ситуацию в стране.

Поэтому в системе муниципального управления необходимо иметь мониторинговую и прогнозную систему, которая постоянно держала бы в поле зрения все возможные риски и на основе аппарата рискового моделирования готовила упреждающие решения по корректировке экономической и социальной политики городской власти[5].

3.2. Определить точки роста муниципального образования.

ПРИМЕР:

Наши рекомендации