ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Задание 1
3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
ПРИМЕР:
SWOT – анализ ситуации в транспортно – логистическом комплексе Коркинского муниципального района[1]
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выгодное местоположение (район расположен в Челябинской области в 35-м км к югу от областного центра; через район проходит железнодорожная линия Челябинск – Троицк и автомобильная дорога – Троицкий тракт) | - Отсутствие знаний, компетенций и опыта в области государственно-частного партнёрства по созданию и управлению транспортно-логистическими комплексами
- Несогласованность интересов власти и бизнеса, а также федеральной, региональной и местной власти по поводу формирования и развития транспортно-логистических сетей
- Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.
- Недостаточное финансирование
- Отсутствие информации у потенциальных инвесторов о возможностях развития транспортно-логистических систем
- Отсутствие программ сотрудничества с инвесторами
- Узкие места в логистике:
- отсутствие оборудованных на современном уровне железнодорожных контейнерных площадок, - нехватка терминалов, - отсутствие современной техники и специализированных компаний, которые бы смогли обеспечить электронный обмен данными по контейнерному грузопотоку от производителя до потребителя |
Возможности | Угрозы |
- Рост потребности в контейнерных железнодорожных перевозках в соответствии с мировыми тенденциями
- Активная экспансия международных и национальных торговых сетей, вслед за которыми в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы, девелоперы, инвесторы
- ·Тенденция к национальной и международной кооперации к созданию эффективных транспортных цепочек и сетей в целях оптимизации грузоперевозок и дистрибуции·
- Возможность привлечения инвестиций в инфраструктуру и в техническое и технологическое переоснащение транзитной системы·
- Возможность снижения потребительских цен торговыми сетями региона за счёт сочетания логистических технологий консолидации грузопотоков Cross-docking и соответствующей транспортно-логистической системы
- Использование центров логистики для кооперации между транспортными и логистическими компаниями с целью увеличения объемов услуг с высокой добавленной стоимостью·
- Возможность вынести “тяжелую” логистику из муниципального района
- Организация логистических парков (индустриальных, агропромышленных и многофункциональных) которые смогут обеспечить снижение стоимости логистических услуг за счет кооперации конкурирующих логистических операторов, предоставляющих свои уникальные пакеты услуг
| - Опасность смещения акцента на рост объемов услуг с низкой добавленной стоимостью, например, транспортировки
- Угроза рассеянной неэффективной локализации транспортно-логистических зон в регионе
- Угроза рассеивания инвестиций, предназначенных для транспортно-логистической инфраструктуры из-за плохо выбранного размещения логистических центров
- Угроза транспортных пробок из-за необходимости перевозить товары через городские центры
- Угроза разрушения городских дорог, не приспособленных для тяжелых автопоездов
- Угроза увеличения издержек и дискомфорта для жителей из-за стремления предпринимателей построить свои торговые и дистрибуторские центры вдоль загруженных трасс, максимально приближенных к городу
|
Внимание! При выполнении задания 3.1. рекомендуется обратиться к материалам книги: Муниципальное управление: Справочное пособие (+ CD-ROM) /Иванов В.В., Коробова А.Н. — МП М.: ИНФРА-М, 2009. - 718 с. и сайта www.zelao.ru.
1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.
ПРИМЕР:
Задание 2
В рамках задания 2 необходимо:
2.1. Провести анализ и оценку модели муниципального управления, используемой в данном муниципальном образовании.
Модель местного самоуправления, используемая в Челябинске имеет сходство с моделью «Сильный мэр – Совет». Глава города, избираемый населением непосредственно, возглавляет систему местного самоуправления, координирует деятельность представительного и исполнительного органов, председательствует на заседаниях Городской Думы, руководит деятельностью администрации.
формирование структуры органов местного самоуправления
в муниципальном образовании «Город Челябинск», наделенном статусом «Челябинский городской округ»
2.2. Дать анализ организационной структуры управления представительным и исполнительным органами местного самоуправления (тип структуры, ее преимущества и недостатки, соответствие действующей стратегии развития муниципального образования, адаптируемость к изменениям среды). Следует дать схемы, иллюстрирующие действующие оргструктуры;
Анализ выполняется аналогично тому, как это делалось в рамках курса «Теория управления». Результаты рекомендуется занести в таблицу:
Тип структуры: …
Особенности | Преимущества | Недостатки | Соответствие стратегии развития муниципального образования | Выводы о возможностях адаптации к изменениям среды |
… | … | … | … | … |
Внимание! Оргструктуры управления органами местного самоуправления публикуются на официальных сайтах представительного и исполнительного органов местного самоуправления.
Примеры схем представительного и исполнительного органов приведены ниже.
Структура
Челябинской городской Думы второго созыва
Начальник Правового управления Администрации города | |
(2001-2004)
Постоянные депутатские комиссии
Задание 3
В рамках задания 3 вам необходимо:
3.1. Провести анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность муниципального образования и написать эссе «Конкурентные преимущества города N в стратегической перспективе по сравнению с другими городами» (для исследуемого муниципального образования). Можно опираться на модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера[4].
ПРИМЕР:
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Задание 1
3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
ПРИМЕР:
SWOT – анализ ситуации в транспортно – логистическом комплексе Коркинского муниципального района[1]
Сильные стороны | Слабые стороны |
Выгодное местоположение (район расположен в Челябинской области в 35-м км к югу от областного центра; через район проходит железнодорожная линия Челябинск – Троицк и автомобильная дорога – Троицкий тракт) | - Отсутствие знаний, компетенций и опыта в области государственно-частного партнёрства по созданию и управлению транспортно-логистическими комплексами
- Несогласованность интересов власти и бизнеса, а также федеральной, региональной и местной власти по поводу формирования и развития транспортно-логистических сетей
- Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.
- Недостаточное финансирование
- Отсутствие информации у потенциальных инвесторов о возможностях развития транспортно-логистических систем
- Отсутствие программ сотрудничества с инвесторами
- Узкие места в логистике:
- отсутствие оборудованных на современном уровне железнодорожных контейнерных площадок, - нехватка терминалов, - отсутствие современной техники и специализированных компаний, которые бы смогли обеспечить электронный обмен данными по контейнерному грузопотоку от производителя до потребителя |
Возможности | Угрозы |
- Рост потребности в контейнерных железнодорожных перевозках в соответствии с мировыми тенденциями
- Активная экспансия международных и национальных торговых сетей, вслед за которыми в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы, девелоперы, инвесторы
- ·Тенденция к национальной и международной кооперации к созданию эффективных транспортных цепочек и сетей в целях оптимизации грузоперевозок и дистрибуции·
- Возможность привлечения инвестиций в инфраструктуру и в техническое и технологическое переоснащение транзитной системы·
- Возможность снижения потребительских цен торговыми сетями региона за счёт сочетания логистических технологий консолидации грузопотоков Cross-docking и соответствующей транспортно-логистической системы
- Использование центров логистики для кооперации между транспортными и логистическими компаниями с целью увеличения объемов услуг с высокой добавленной стоимостью·
- Возможность вынести “тяжелую” логистику из муниципального района
- Организация логистических парков (индустриальных, агропромышленных и многофункциональных) которые смогут обеспечить снижение стоимости логистических услуг за счет кооперации конкурирующих логистических операторов, предоставляющих свои уникальные пакеты услуг
| - Опасность смещения акцента на рост объемов услуг с низкой добавленной стоимостью, например, транспортировки
- Угроза рассеянной неэффективной локализации транспортно-логистических зон в регионе
- Угроза рассеивания инвестиций, предназначенных для транспортно-логистической инфраструктуры из-за плохо выбранного размещения логистических центров
- Угроза транспортных пробок из-за необходимости перевозить товары через городские центры
- Угроза разрушения городских дорог, не приспособленных для тяжелых автопоездов
- Угроза увеличения издержек и дискомфорта для жителей из-за стремления предпринимателей построить свои торговые и дистрибуторские центры вдоль загруженных трасс, максимально приближенных к городу
|
Внимание! При выполнении задания 3.1. рекомендуется обратиться к материалам книги: Муниципальное управление: Справочное пособие (+ CD-ROM) /Иванов В.В., Коробова А.Н. — МП М.: ИНФРА-М, 2009. - 718 с. и сайта www.zelao.ru.
1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.
ПРИМЕР:
Цель, приоритетные направления и задачи государственно-частного партнёрства
Цель | Приоритетные направления | Задачи |
Развитие инфраструктурных отраслей | Развитие транспортной инфраструктуры | Развитие автомобильных дорог путём реализации комплекса придорожных проектов-спутников (инновационно - промышленных, индустриально – логистических парков, рекреационных зон, торговых и заправочных станций, строительство офисных центров) |
Расширение ассортимента товаров и повышение качества и доступности услуг в области логистики; | Создание предпосылок для формирования логистического парка за счёт оптимизации использования действующих складов и строительства новых |
Управление добавленной стоимостью путём эффективной координации при планировании размещения промышленно-складской и транспортно-логистической зон |
Обеспечение прозрачности деятельности по формированию транспортно - логистической системы |