Дополнительные технологические операции выполняемые при проверке автобусов.

8.1.1. Проверить основные требования к техническому состоянию дополнительного оборудования автобусов. Визуально проверить автобус.   Исполнитель: инженер-диагност Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15мм, включая цифры высотой не менее 25, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство. Пассажировместимость автобусов рассчитывается, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. При этом для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса, приходящаяся на одно сиденье составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, составляющая 3 кг. В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении не должен использоваться никакой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом, должны, по мере возможности, применяться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения, например путем устройства дренажных отверстий. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала. В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления, за исключением устройств, в которых 2,0    
    используется горячая вода, если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого таким устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен. Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины должна быть сконструировано и изготовлена таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается. В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, не должно размещаться никаких приборов топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства. Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы. Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного    


    срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства». Приведение в действие аварийного выключателя должно осуществлять быструю остановку двигателя, приведение в действие выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование, тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей. Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легко доступны. Отделение, в котором они размещаются должно быть отделено от пассажирского салона и хорошо вентилироваться наружным воздухом. Транспортное средство должно быть оснащено не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находится в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне, должны быть предусмотрены места для аптечек первой помощи. Объем предусмотренного для этого пространства должен составлять не менее 7 дм³, а минимальный размер - не менее 80 мм. Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи или актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ или под стекло, которое может быть разбито), при том условии, что места их размещения чётко обозначены и что они легко могут быть извлечены в экстремальных ситуациях.  


    8.1.2. Проверить выходы в автобусе. Визуально проверить выходы в автобусах.   Визуально проверить выходы в маломестных автобусах.   Исполнитель: инженер-диагност   Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается лишь в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены.   Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасной (аварийный) выход. Под служебной дверью понимается дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своём месте. Под запасным выходом подразумевается запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные транспортные средства категории М2 и М3. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости. Запасная (аварийная) дверь — это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и, в частности, в случае опасности. Запасное (аварийное)окно— это окно, необязательно застеклённое, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Аварийный люк — это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.   Маломестные автобусы должны иметь, по крайней мере, две двери: либо одну служебную и одну запасную, либо две служебные. Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное число выходов соответствовало как указано в таблице 13.  
      Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери, а двойное окно — как два запасных окна. Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы по меньшей мере с каждой стороны транспортного средства было по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров должно быть не менее одного выхода. Либо в задней, либо в передней части должен располагаться как минимум один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк. Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением с помощью соответствующего прохода, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона. Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице 14. В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.      

Таблица 13 –Количество запасных выходов в ТС.

Пассажировместимость, чел. Минимальное число вы- ходов Число аварийных люков, рассматриваемых как запасные выходы
Разрешенное Требуемое
Не более 16  
Более 16  

Таблица 14 -Размеры запасных дверей, окон и аварийных люков.

Наименование выхода Размеры выхода Примечания
Задняя дверь Высота: 125 мм Ширина: 55 мм В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см.
Запасное окно Площадь проема: 4000см2 В это отверстие должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструкцией транспортного средства не предусмотрено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен вписываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены и, радиус кривизны не должен превышать 25 см.
Аварийный люк Площадь проема: 4000см2 В этот проем должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см.
8.1.3. Проверить транспортное средство большой вместимости. Визуально проверить транспортное средство большой вместимости.   Исполнитель: инженер-диагност Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери. Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов составляло как в таблице 15. Аварийные люки рассматриваются как один из указанных аварийных выходов. При определении минимального числа расположения выходов каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривается в качестве выхода. Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери, а двойное окно — как два аварийных окна. Автобусы, которые предназначены для перевозки преимущественно сидящих пассажиров должны иметь аварийные люки. Ими также могут быть оборудованы автобусы, предназначенные для перевозки как сидящих, так и стоящих пассажиров. Минимальное число люков должно быть согласно таблице 16. Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства, и по меньшей мере, одна из них должна находится в передней половине транспортно средства. Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной дверью. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы в каждой боковой стенке имелось практически одинаковое их число. Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться вдоль его длины. По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен соответственно в задней или передней стенке   2,50    
    транспортного средства. Для транспортных средств, предназначенных для перевозки сидящих и стоящих Пассажиров, а также в случае, если задняя часть наглухо отделена от пассажирского салона, это предписание выполняется, если в крыше оборудован аварийный люк. При наличии аварийных люков, они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устраиваться в средней части транспортного средства, если два — то расстояние между ближайшими краями проёмов люка, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2м. Минимальные размеры аварийных дверей, окон и люков должны соответствовать размерам, указанным для запасных дверей, окон и аварийных люков, указанных в таблице 14. Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при том условии, что эту дверь всегда можно открыть изнутри. Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то, когда транспортное средство находится на стоянке, они должны иметь возможность открываться изнутри и, в незапертом состоянии, снаружи при помощи органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300мм от неё на высоте не более 1600мм над первой ступенькой при расположении внутри, и не более 1800мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы    
     
    при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также должны открывать дверь или обеспечивать легкое открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления. Запасные (аварийные) окна должны либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. Аварийные люки должны легко открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легкоразбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут легко воспользоваться, чтобы разбить люк. Каждый запасной и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасной выход» или «Аварийный выход» соответственно как снаружи так и внутри транспортного средства. Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими. Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.        

Таблица 15 –Минимальное число аварийных выходов в ТС большой вместимости.

Пассажировместимость, чел. Минимальное общее число выходов
23-30
31-45
46-60
61-75
76-90
>90

Таблица 16 -Минимальное число люков в ТС большой вместимости.

Пассажировместимость, чел. Число аварийных люков
Не более 50
Более 50
8.1.4. Проверить оборудование пассажирского салона. Визуально проверить оборудование пассажирского салона.   Исполнитель: инженер-диагност В процессе эксплуатации не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный доступ к выходам. В случае внесения изменений в конструкцию пассажирского салона, связанного с изменением его пассажировместимости (в сторону увеличения), схемы расположения проходов и сидений, расстояний по ширине и высоте в проходах, доступах к выходам и между сиденьями, транспортное средство должно пройти испытания на соответствие требованиям правил ЕЭК ООН в специальных, аккредитованных испытательных лабораториях. Пассажирские сиденья должны быть надежно закреплены и не иметь значительных внешних повреждений. Проходы салона и проходы выходов должны быть покрыты материалом, предупреждающим скольжение ног пассажиров. Покрытие должно быть ровным без повреждений. Элементы оборудования салона, в том числе поручни и  
    ограждения, должны быть надёжно закреплены и не иметь острых краёв, которые могут травмировать пассажиров. Автоматы для раздачи горячих напитков и кухонное оборудование должно быть установлено и защищено таким образом, чтобы в случае экстренного торможения или под воздействием центробежной силы на поворотах горячая пища или напитки не попадали на сидящих пассажиров. Автобусы большой вместимости, предусматривающие места для стоящих пассажиров, должны иметь в салоне средства, позволяющие пассажирам сигнализировать водителю о том, что он должен сделать остановку. Если отделение для экипажа не соединено с кабиной водителя или пассажирским салоном, то должно быть предусмотрено средство связи между водителем и этим отделением для экипажа. Электрический свет в салоне автобусов должен обеспечивать освещение всех пассажирских отделений, всех ступенек, подходов ко всем выходам, внутренних обозначений, подписей внутренних органов управления всеми выходами, а также всех мест, где имеются препятствия.    

Наши рекомендации