Транспортные тарифы в международном сообщении
Транспортный тариф на международные перевозки представляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении.
Особенности построения тарифов в международном сообщении связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транспорт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транспорта и странами. Мировые транспортные рынки являются частью мировых товарных рынков.
Все отношения работников транспорта и обслуживаемой клиентуры строятся на основе специальных соглашений и конвенций, которые подписываются на уровне правительств стран, участвующих во внешней торговле. Естественно, что отношения между странами находятся в поле зрения и под контролем государства и зависят от политики каждого из участников.
Международные перевозки осуществляются со 100%-ным страхованием ответственности перевозчика за весь причиненный ущерб.
Международные перевозки на любом виде транспорта оформляются на основе ИНКОТЕРМС унифицированного свода правил, разъясняющих условия купли продажи и права и обязанности продавца и покупателя. Этот документ регламентирует отношения между грузовладельцами, в основном, для учета перехода риска
Существует 13 основ (базисов) поставки, каждая из которых отличается вопросами обязанностей сторон по доставке товаров, оформления таможенных формальностей и момента перехода риска в процессе доставки груза.
Базисы поставки объединены в четыре группы:
-Е — отгрузка со склада продавца (Ех works ); включает в себя один базис поставки ЕХW (франкo-предприятие), согласно которому покупатель забирает товар в месте производства и сам осуществляет перевозку (самовывоз);
-F — передача от продавца товара, свободного от риска (free оп risk), за счет покупателя, а также основной фрахт или неоплаченная перевозка. Состоит из трех базисов: FСА (франко-перевозчик), согласно которому грузовладелец доставляет груз до указанного перевозчиком места и в определенный срок; FAS (свободно у борта судна) -- продавец доставляет груз в порт отгрузки до борта судна в установленные покупателем сроки; FОВ (свободно на борту) — груз доставляется непосредственно на судно в оговоренное время;
-С — продавец несет определенные расходы (cost) даже после момента перехода на покупателя риска потери (повреждения) товара или после того, как основной фрахт оплачен.. Включает в себя четыре базиса: СFR (стоимость и фрахт) — для контрактных поставок морским транспортом; СIF (стоимость, страхование, фрахт) — это условие, как и FОВ, по которому товар котируется на товарных биржах, применяется при морских перевозках; СРТ (перевозка оплачена до...) — аналог базиса СFR, но применяется на многих видах транспорта. Продавец отвечает за груз до передачи первому из возможных перевозчиков. Покупателю этот базис не выгоден; СIР (перевозка и страхование оплачены до ...) — часто применяется на всех видах транспорта, кроме водных;
-D — доставка товара в место назначения (at a stated Destination) или прибытие. Включает в себя пять базисов: DAF (поставка франко-граница), согласно которому груз доставляется до граничного пункта в указанное время; DES (поставка франко-судно) — доставка на судно перевозчика; DEQ (поставка франкoпричал) — на указанный покупателем причал и время; DDU(поставка без уплаты пошлины или франкo-покупатель) в указанное покупателем место и время без уплаты пошлины; DDP(поставка с уплатой пошлины) — то же, но с уплатой покупателем таможенной пошлины.
На автомобильном транспорте и в комбинированном сообщении чаще всего используются условия EFW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP. Применение условия СIF для этих вариантов создает трудности при разрешении споров. Условие DAFприменяется редко, но в России и в странах СНГ используется для железнодорожных перевозок.
Базисные условия поставки разработаны для однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей при сталкивании интересов разных фирм и государств.
Тарифная ставка на различных видах транспорта строится по-разному. Например, тарифы на автомобильном транспорте в международном сообщении зависят от затрат на 1 км пути 20-тонного транспортного средства или кузова объемом 82 м3 плюс расходы по страхованию, на покупку разрешений, книжек МДП и других дорожных документов и т.д. Для транспортных средств другой грузоподъемности существуют корректировочные коэффициенты. Тариф на обратный путь с грузом, как правило, ниже. Во всех странах, кроме России и СНГ, в справочных и рекламных изданиях публикуются основные тарифные ставки.
Международные тарифы на грузовые перевозки воздушным транспортом установлены по зонам, на которые разделен земной шар, так как перевозкой грузов занимаются всего несколько десятков мировых перевозчиков, как правило, входящих в ИАТА. ИАТА вырабатывает тарифную политику и правила применения тарифов на конкретных направлениях (зонах). Аэропорты объединены в маршрутные группы, попадающие в ту или иную зону. Тариф устанавливается за перевозку 1 кг груза между парой городов с учетом расстояния и включает в себя затраты на погрузку и разгрузку самолета, хранение груза и выполнение с ним необходимых технологических операций. Базовая ставка установлена при перевозке грузов на расстояние 500 км .(100%); при большем расстоянии ставка снижается, например на расстоянии до 5000 км — на 33 %, свыше 8000 км — на 42%. Ограниченная вместимость грузовых отсеков транспортных средств требует учета не только массы груза, но и его объема. Так, при удельном объеме груза меньше 6000 см3 на 1 кг тариф взимается за массу груза, в противном случае — за объем. Существуют три вида тарифа на регулярных линиях: основной - для отправки грузов массой до 45 кг независимо от их характеристик и стоимости (если на эти грузы не установлен другой тариф); классный для грузов определенного класса и стоимости на определенных маршрутах; и специальный, или льготный, для отдельных грузов в зависимости от массы отправки. Для установления специального тарифа грузы подразделяют на 10 групп по 1000 подгрупп каждая. Такой тариф применяется на определенный период и между конкретными парами городов. Специальный тариф позволяет привлекать грузы с других видов транспорта при конкуренции в данном направлении. Существуют тарифы на чартерные1 перевозки, которые устанавливаются владельцами самолетов на основе сложившейся конъюнктуры. Основу такого тарифа составляет стоимость одного летного часа.
Внешнеторговые взаимоотношения регулируются, как говорилось выше, государством. Например, может быть наложен запрет (эмбарго) на ввоз или вывоз отдельных видов продукции или товаров из отдельных стран, могут быть изменены таможенные пошлины для того, чтобы ввозимый (вывозимый) товар был неконкурентоспособен на рынке (делается, в основном, для защиты собственного производителя) и др.
В связи с тем, что большинство дорог были общими и строились на общие деньги, оплата перевозок между странами СНГ осуществляется по специальному Международному и Единому тарифному соглашению (с сентября 1999 г. используется «Международный транзитный тариф (МТТ) и «Единый транзитный тариф (ЕТТ)»). Оплата рассчитывается в швейцарских франках, на Трассибирской магистрали — в долларах США.
Каждая железная дорога имеет право уменьшать тариф, например за предоплату перевозки, поставку больших объемов груза и т.д.
Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении зависят от расстояния, скорости доставки, уровня комфорта и типа транспортного средства. При построении этих тарифов также применяется целая система льгот, прежде всего, для туристических групп, в зависимости от количества лиц (за билет туда и обратно, бесплатный провоз багажа определенной массы и др.). Для туристско-экскурсионного обслуживания, спортивных обществ и др. разрабатываются специальные тарифы, в том числе для чартерных рейсов. Развитие круизного судоходства позволяет вносить в круизный тариф стоимость всех услуг, что дает возможность судовладельцу снижать тариф за проезд, компенсируя свои убытки предоставлением дополнительных услуг. Кроме того, прибыль судовладельца может быть получена благодаря широкой сети разнообразных торговых точек на судне, включая магазины беспошлинной торговли.