Организация загрузки порожнего подвижного состава на междугородных маршрутах.
При организации движения по системе тяговых плеч и перевозке транзитных грузов в полуприцепах последние в пределах данной автолинии обслуживаются ее тягачами. Таким образом, для организации работы автолинии необходимо знать не только местные, но и транзитные грузопотоки, так как для тех и других своевременно должен быть подготовлен подвижной состав и соответствующее обеспечение.
Территория, непосредственно примыкающая к данной автомобильной линии и питающая ее грузами, называется районом тяготения этой линии. Для удобства расчетов и решения задач, связанных с организацией перевозок и их материально-техническим обеспечением, принято различать два вида районов тяготения: местный и транзитный. Границы районов тяготения различных групп грузов могут быть также различными.
Грузы, перевозимые автомобильным транспортом в междугородном сообщении, весьма разнообразны. Особенно широка их номенклатура на линиях, где автомобильный транспорт является единственным средством сообщения. На автомобильных линиях, пролегающих в местностях с развитой сетью железных дорог и речных путей, в составе грузооборота междугородных перевозок преобладают товары народного потребления и промышленности.
Различны также расстояния перевозок и конфигурации грузовых потоков. Параллельные железным дорогам автомобильные линии обычно опираются на несколько железнодорожных станций и расположенные при них промышленные центры, питающие их грузами. Прямые перевозки автомобильным транспортом, т. е. без участия других видов транспорта, на таких линиях осуществляются лишь в исключительных случаях (например, при особой срочности доставки).
Распределение грузовых потоков по отдельным перегонам автомобильной линии обычно представляют в виде «шахматной» таблицы корреспонденций грузов за определенный период времени (год, месяц, сутки и т. д.). Такие таблицы могут быть составлены не только на суммарное количество грузов, отправляемых из каждого пункта автолинии, но и с необходимой дифференциацией по роду грузов, например для строительных, продовольственных, мелких отправок и т. п., или же по типу требующегося для перевозок подвижного состава - для грузов длинномерных, наливных, скоропортящихся и т. д.
Однако «шахматная» таблица не дает представления о плотности и распределении грузовых потоков по трассе автомобильной линии. Этот недостаток устраняется построением эпюр грузовых потоков.
Достоверное определение груженого (прямого) и порожнего (обратного) направлений потоков автомобильной линии может быть сделано только после детального совместного анализа грузопотоков и потоков подвижного состава с учетом рода и характера подлежащих перевозке грузов.
Такой анализ выполняется по следующей схеме.
1. По каждой корреспонденции между двумя пунктами (А-Б, Б-В и т. д.) производится группировка грузов по роду применяемого подвижного состава. При этом необходимо иметь в виду, что один и тот же груз, идентичный по наименованию, качественным и потребительским характеристикам, т. е. взаимозаменяемый, как правило, не должен перевозиться на одном и том же участке во встречных направлениях. Если подобные перевозки встречаются, необходимо выяснить причины их возникновения и принять меры к устранению.
2. Определяется вид подвижного состава (тип, грузоподъемность, грузовместимость) для каждой группы грузов, обеспечивающих их совместную или последовательную перевозку.
3. Вычисляется средневзвешенное значение коэффициента использования грузоподъемности для каждой группы.
4. Определятся число отправлений или прибытий (в единицах применяемого подвижного состава) по группам грузов и конкретным корреспондирующим пунктам.
5. Для каждого пункта по разности отправлений и прибытий единиц подвижного состава по каждой группе выясняется количество сдвоенных операций и количество единиц прибывающего (отправляющегося) подвижного состава, отдельно груженого и порожнего. Одновременно выявляются и пункты с избытком порожнего подвижного состава, направляющие его в пункты, где в нем имеется потребность.
Контрольные вопросы:
1. Дать общую характеристику междугородных и международных перевозок.
2.Какие существуют типы автолиний на междугородных маршрутах?
3. Дать характеристику автолиниям первого типа.
4. Дать характеристику автолиниям второго типа.
5. Какие функции выполняет международная автолиния?
6. Какие существуют районы тяготения, и как определяется их вид?
7. Как происходит распределение грузопотоков по автомобильным линиям?
8. Каким образом решается вопрос загрузки порожнего подвижного состава?
Тема 28