Общая характеристика междугородных и международных перевозок грузов.
Автомобильный транспорт находит все большее применение в перевозках грузов между городами, крупными промышленными центрами и отдельными экономическими районами. Трассы регулярных междугородных сообщений, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования, называются автомобильными линиями. Перевозка по автомобильным линиям производятся на значительные расстояния, достигающие более тысячи километров.
По территориально-административному признаку эти перевозки подразделяются на внутриобластные и межобластные. При междугородных перевозках грузов автомобильным транспортом экономия времени и средств по сравнению, например, с железнодорожным достигается за счет сокращения перегрузочных операций (уменьшаются затраты, обеспечивается большая сохранность грузов, снижаются расходы на тару и упаковочные работы) и ускорения доставки грузов.
Междугородные перевозки грузов все больше приобретают централизованный характер, выполняются по специально обустроенным магистралям, оборудованным грузовыми станциями, диспетчерскими службами, а также устройствами и сооружениями, необходимыми для технического обслуживания подвижного состава. Одним из обязательных условий централизованных междугородных перевозок является их регулярность.
Технологическое размещение объектов грузовой автомобильной станции.
Существует два основных типа автомобильных линий регулярных междугородных сообщений: автолинии, параллельныe магистральным путям других видов транспорта, и автолинии, пролегающие в районах, где другие виды транспорта отсутствуют или сеть их недостаточно развита.
Автолинии первого типа координируют свою работу с параллельными им железными дорогами, речными и морскими (в малом каботаже) путями. В их грузообороте преобладают перевозки на расстояния в пределах 150-200 км. На расстояние 1000 км и более перевозятся преимущественно грузы, требующие срочной доставки, особо ценные или мелкопартионные. Наибольшее экономически оправдываемое расстояние доставки грузов на автолиниях этого типа определяется путем сравнения расходов на перевозку автомобильным и другим параллельным ему видом транспорта.
Автолинии второго типа, являясь единственным видом наземного регулярного транспорта в обслуживаемом районе, связывают глубинные пункты с магистральными путями других видов транспорта, участвуя вместе с ними в смешанных перевозках. Ими выполняется значительный и разнообразный по составу и характеру объем перевозок. Максимальная дальность перевозок на таких автолиниях практически неограниченна и определяется длиной грузопотоков независимо от их мощности, т. е. необходимостью доставки грузов по назначению.
Сеть автомобильных линий неуклонно развивается. Одновременно растут и объемы перевозок. Грузооборот автомобильной линии составляется как из грузовых потоков, возникающих и заканчивающихся в районе ее обслуживания, и в пунктах, непосредственно расположенных на ее трассе или на дорогах, к ней примыкающих, так и из потоков грузов, проходящих по автолинии транзитом, зарождающихся вне района ее расположения и вне его же погашаемых. Таким образом, все грузопотоки можно разделить на местные и транзитные. Обслуживание местных грузопотоков составляет одну из основных и трудоемких функций междугородных сообщений. Сюда входят:
· рациональное распределение грузопотоков между различными видами транспорта,
· оперативное планирование перевозок,
· прием, выдача грузов,
· выполнение транспортно-экспедиционных операций,
· производство погрузочно-разгрузочных работ (преимущественно при перевозках мелких отправок),
· осуществление самого процесса перевозки,
· организация работы грузовых автомобильных станций,
· расчеты за перевозки с грузовладельцами и т. п.
Транзитные грузопотоки обслуживаются обычно подвижным составом автотранспортных предприятий тех районов, откуда или куда следуют грузы. Поэтому предприятия данной автолинии оказывают им лишь техническую помощь, снабжают топливом, предоставляют отдых и питание водителям.