Сущность оперативного учета.
Оперативное планирование, являясь составной частью единой системы управления АТО, невозможно без правильно организованного оперативного учета, основная задача которого - давать правильный и своевременный ответ на вопрос о ходе выполнения суточного плана перевозок.
В процессе перевозок водитель на основании товарно-транспортных документов заполняет оборотную сторону путевого листа (выполнение задания), при предоставлении автомобилей из почасового расчета она заполняется заказчиком транспорта. Перевозки нетоварных грузов, по которым не ведется складского учета (грунт в отвал, строительный мусор и другие грузы), оформляются актом замера или взвешивания на перевозки грузов, составляемым грузоотправителем.
На основании товарно-транспортных документов (накладных), актов замера или взвешивания водитель записывает в путевом листе следующие данные: наименование грузовладельца, пункты отправления и прибытия грузов, номер товарно-транспортного документа, наименование груза, его массу, время прибытия под погрузку и разгрузку, простой автомобиля под погрузкой и разгрузкой. Эти записи в путевом листе должны строго соответствовать данным товарно-транспортных документов. Товарно-транспортный документ (накладная -ТТН) на перевозку грузов выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах, из которых:
- один остается у грузоотправителя для списания отпущенных товарно-материальных ценностей,
- другой водитель передает грузополучателю для оприходования полученных товарно-материальных ценностей,
- два экземпляра с распиской получателя в приеме груза водитель сдает в АТО, из них один предназначается для расчетов автотранспортной организации за перевозки и прилагается к счету, другой служит основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Акт замера или взвешивания перевезенных грузов составляется в трех экземплярах, из которых один остается у грузовладельца и служит подтверждением выполненной работы, два экземпляра сдаются в АТО для тех же целей, что и ТТН.
По возвращении в АТО водитель предъявляет путевой лист для отметки времени возврата автомобиля, показания спидометра и остатка топлива, сдает его диспетчеру, а в крупных АТО - контролеру контрольной группы, входящей в отдел эксплуатации.
При приеме путевого листа диспетчер или контролер сверяет правильность записей в нем с данными прилагаемых товарно-транспортных документов, проверяет выполнение планового задания, выясняет причины невыполнения, при наличии сверхнормативных простоев под погрузочно-разгрузочными операциями проверяет наличие документов, их подтверждающих, и т. п. После проверки правильности заполнения путевого листа и наличия всех необходимых документов диспетчер (контролер) принимает путевой лист, делает отметку в лицевой карточке водителя и передает лист для обработки, цель которой заключается в подведении итогов работы автомобиля за день или смену по всем показателям и занесении их в соответствующие графы путевого листа на оборотной стороне.
Пробег автомобиля по каждой ездке и общий, с грузом и без груза, за смену определяется по плану города (карте района) при помощи курвиметра или по актам замера расстояний между пунктами следования. Акты замера расстояний составляются совместно с представителями клиентуры. Определенный общий пробег за смену должен совпадать с показаниями спидометра. При расхождении данных выявляются его причины и уточняются расстояния перевозки.
Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из АТО до его возвращения обратно, за вычетом времени на обед и отдых водителя. Время нахождения автомобиля в наряде в путевом листе разделяется на время движения и время простоя по различным причинам: под погрузкой и разгрузкой, по техническим причинам (неисправность автомобиля, замена шин и т. п.), из-за непроезжего состояния дорог. Простой под погрузкой и разгрузкой определяются по записям в путевом листе, которые должны строго соответствовать данным товарно-транспортных документов. Простои под погрузкой или разгрузкой или в ожидании их (по вине клиента) свыше 1 ч оформляются водителем актами совместно с представителями грузоотправителя или грузополучателя.
Простои по техническим и другим причинам определяются по записям в разделе «Опоздания, простои в пути, заезды в гараж и прочие отметки» с разграничениями по видам, например простои из-за замены шин, неисправности сцепления, что имеет значение для установления виновника простоя.
Общее количество перевезенного груза определяется по товарно-транспортным документам, актам замера или взвешивания путем определения массы перевезенного груза, указанного в этих документах.
Количество тонно-километров подсчитывается по каждой ездке путем умножения количества груза на расстояние перевозки (км). Общее количество тонно-километров определяется как сумма по всем ездкам. Количество перевезенного груза в тоннах и выполненных тонно-километрах на прицепах выделяется отдельно «в том числе».
При обработке путевого листа одновременно с эксплуатационными показателями работы автомобиля учитывается расход топлива, проводимый курвиметристом или диспетчером, а на некоторых АТО - техником по учету горюче-смазочных материалов. Фактический расход топлива определяется как разница между суммой количества топлива, выданного натурой (или талонами), и остатка в баке при выезде автомобиля минус остаток топлива в баке при его возврате. При наличии на территории АТО заправочного пункта (бензоколонки) удобнее производить заправку автомобиля при возврате до полного бака. В этом случае количество заправленного топлива в конце смены покажет его расход.
В путевом листе наряду с фактическим расходом топлива указывается расход по утвержденным нормам (за пробег и транспортную работу в ткм), после чего устанавливается размер экономии или перерасхода.
По окончании первичной обработки путевых листов составляется реестр (опись) путевых листов, в котором указываются номера путевых листов, номера автомобилей (гаражные), фамилия водителя и его табельный номер, общий пробег, пробег с грузом, количество тонн и тонно-километров по плану и фактически. Реестр с подведенными итогами по количеству перевезенных тонн и сделанных тонно-километров является документом оперативного учета выполнения сменно-суточного плана перевозок. Одновременно с составлением реестра производится оперативный анализ результатов работы по путевым листам.
Путевые листы с товарно-транспортными документами и актами замера или взвешивания передаются по описи в другие отделы АТО или на машинно-счетную станцию для выписки счетов за выполненные перевозки, начисления заработной платы водителям, полного учета работы автомобилей. Если учет рассмотренных выше показателей выполняется на машинно-счетной станции, то при обработке путевых листов производится шифровка всех вносимых в путевой лист показателей. Количество шифров зависит от количества показателей, по которым АТО необходимо получить итоговые данные за месяц работы.