Расчет оценочных шкал и вычисление балльной оценки по контурам.
Оценка территории по транспортной доступности проводится по 10 балльной шкале. Выполнив необходимые графические построения на картсонове и получив контура, рассмотрим метод вычисления балльной оценки. Для этого выполним расчет количества транспортных единиц за один час и сведем результаты в таблицу №7.
Таблица №7.
№№ маршрутов | Интервал движения, минут | Количество транспортных единиц в час |
Трамвай № 3 | 5.0 | |
Автобус № 6 | 2.0 | |
Автобус № 9 | 1.5 | |
Автобус № 10 | 2.4 |
Общая балльная оценка транспортной доступности представляет собой сумму балльной оценки интенсивности движения (количества единиц транспорта в час) и балльной оценки времени перемещения.
Выразим общую оценку формулой:
S= S1+S2 (в баллах), (4)
Где S- общая балльная оценка контура по транспортной доступности,
S1 - балльная оценка контура по интенсивности движения,
S2 - балльная оценка контура по времени перемещения.
Для построения шкалы распределения баллов по составляющим необходимо проанализировать оцениваемую территорию по густоте сети транспорта, равномерности распределения. В зависимости от этого определяют S1max и S2max. В случае равного влияния этих составляющих на общую оценку транспортной доступности зададим: S1max = 5 баллов, S2max = 5 баллов (можно задать S1max = 6 баллов, S2max = 4 баллов или иначе, в зависимости от конкретной ситуации, но чтобы всегда сумма S = 10 баллам ).
Далее рассмотрим получение балльной составляющей S1 для каждого контура. Для этого определим цену 1 единицы транспорта в баллах, исходя из заданного значения S1max в баллах и кол-ва транспортных единиц в час в месте интенсивного движения (как правило, это перекрёсток).
Е = , где (5)
Е – «цена» одной транспортной единицы,
S - наибольшая балльная оценка по интенсивности движения,
N - наибольшее количество транспортных единиц в час.
Например: S = 5 баллов, N = 7.4 ед./час., тогда Е = 0.68 балла.
Оценка интенсивности движения для любого контура определяется как произведение цены ед-цы тр-та на интенсивность движения на ближайшем маршруте гор. транспорта, относительно которого этот контур рассматривается.
Балльную оценку S2 определяем, исходя из условия, что время перемещения людей состоит из 2-х частей:
- времени перемещения до остановки транспорта от дома
- и времени движения на транспорте до места тяготения.
В качестве центра тяготения, как уже говорилось ранее, принимаются крупные предприятия.
Так при удалении от каждого из этих центров на 1 км из величины S2max = 5 баллов, например, вычитается 1 балл. Из полученного значения вычитаются баллы за пешеходную доступность.
С учетом вышесказанного строим вспомогательную оценочную шкалу по времени перемещения. В таблице №8 приведен пример такой шкалы.
Оценочная шкала по времени передвижения. Таблица №8.
Зона пешеходной доступности (в мин.) | Количество баллов |
Оценочные шкалы могут иметь и иной вид, более подходящий для условий конкретной оцениваемой городской территории. Вычисление балльных оценок по транспортной доступности для каждого контура сводится в специальную «Ведомость расчета баллов по контурам при зонировании территории по транспортной доступности». В данной ведомости предусмотрены графы, характеризующие каждый контур по интенсивности движения и времени перемещения, а также расчет общей балльной оценки. Пример такой ведомости приведен в таблице №9.
Ведомость расчета баллов по контурам Таблица №9.
№ Контура | Характеристика контура | Расчет балльной оценки | ||
Интенсивность движения в (ед/час) | Пешеходная доступность (в м) | Удаленность от центра тяготения (км) | ||
7.4 | 5+5=10 | |||
5.0 | 3.4+4=7.4 | |||
5.0 | 3.4+3=6.4 | |||
… | … | … | … | … |
2.0 | 1.4+2=3.4 | |||
2.0 | 1.4+3=4.4 | |||
… | … | … | … | … |
3.5 | 2.5+4=6.4 | |||
2.0. | 1.4+3=4.4 | |||
… | … | … | … | … |
2.0 | 1.4+1=2.4 | |||
2.0 | 0.4+1=1.4 |
3.3.3.Зонирование территории города по транспорту и оформление картматериала.
По результатам вычисления баллов по каждому контуру вся территория города разбивается на зоны в соответствии с 10 балльной шкалой. Зон может быть 10 и более, в зависимости от распределения баллов по территории.
На картографической основе в соответствии с условными обозначениями показывают зоны (в цвете или подписывают римскими цифрами). Выполняется зарамочное оформление. Более подробные рекомендации по оформлению карт будут даны в « Методических указаниях по оценке городских территорий». Образец карты зонирования территории по транспорту приведен в приложении №2 данного пособия.
4.ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ПО УРОВНЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА.