Постановка транспортной задачи

Транспортная задача

Постановка транспортной задачи

Транспортная задача (Т-задача) является одной из наиболее распространенных специальных задач ЛП. Первая строгая постановка Т-задачи принадлежит Ф. Хичкоку, поэтому в зарубежной литературе ее часто называют проблемой Хичкока.

Первый точный метод решения Т-задачи разработан Л. В. Канторовичем и М. К. Гавуриным.

Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления постановка транспортной задачи - student2.ru (заводы, склады, базы и т.д.) в n пунктов назначения постановка транспортной задачи - student2.ru (магазины). При этом, из каждого пункта отправления (производства) возможно транспортировка продукта в любой пункт назначения (потребления). В качестве критерия оптимальности обычно берется либо минимальная стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки.

Пример.

Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равны 120, 50, 190 и 110 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 160, 140, 170 ед. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения. Тарифы перевозок являются известными величинами и задаются матрицей

постановка транспортной задачи - student2.ru

Составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

Решение. Обозначим через постановка транспортной задачи - student2.ru количество единиц сырья, перевозимого из i–го пункта его получения на j–е предприятие. Тогда условия доставки и вывоза необходимого и имеющегося сырья обеспечиваются за счет выполнения следующих равенств:

постановка транспортной задачи - student2.ru (6)

При данном плане постановка транспортной задачи - student2.ru перевозок общая стоимость перевозок составит

постановка транспортной задачи - student2.ru (7)

Таким образом, математическая постановка данной транспортной задачи состоит в нахождении такого неотрицательного решения системы линейных уравнений (6), при котором целевая функция (7) принимает минимальное значение.

Решение транспортной задачи

Основные шаги при решении транспортной задачи:

1. Найти начальный допустимый план.

2. Выбрать из небазисных переменных ту, которая будет вводиться в базис. Если все небазисные переменные удовлетворяют условиям оптимальности, то закончить решение, иначе к след. шагу.

3. Выбрать выводимую из базиса переменную, найти новое базисное решение. Вернуться к шагу 2.

Всякое неотрицательное решение систем линейных уравнений (2) и (3), определяемое матрицей постановка транспортной задачи - student2.ru , называется планом транспортной задачи. Опорным (базисным) планом Т-задачи называют любое ее допустимое, базисное решение.

Обычно исходные данные транспортной задачи записывают в виде таблицы.

постановка транспортной задачи - student2.ru

Матрицу С называют матрицей транспортных затрат, матрицу X, удовлетворяющую условиям Т-задачи (2) и (3) называют планом перевозок, а переменные постановка транспортной задачи - student2.ru - перевозками. План постановка транспортной задачи - student2.ru , при котором целевая функция минимальна, называется оптимальным.

Число переменных постановка транспортной задачи - student2.ru в транспортной задаче с m пунктами отправления и n пунктами назначения равно m*n, а число уравнений в системах (2) и (3) равно m+n. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (5), то число линейно независимых уравнений равно m+n–1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более m+n–1отличных от нуля неизвестных.

Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности m+n–1, то план является невырожденным, а если меньше – то вырожденным.

Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным планом.

Построение допустимого (опорного) плана в транспортной задаче

По аналогии с другими задачами линейного программирования решение транспортной задачи начинается с построения допустимого базисного плана. Существует несколько методов построения начальных опорных планов Т-задачи. Из них самый распространенный метод северо-западного угла и метод минимального элемента.

Наиболее простой способ его нахождения основывается на так называемом мето­де северо-западного угла. Суть метода состоит в последова­тельном распределении всех запасов, имеющихся в первом, вто­ром и т. д. пунктах производства, по первому, второму и т. д. пунктам потребления. Каждый шаг распределения сводится к попытке полного исчерпания запасов в очередном пункте про­изводства или к попытке полного удовлетворения потребно­стей в очередном пункте потребления. На каждом шаге q вели­чины текущих нераспределенных запасов обозначаются аi(q), а текущих неудовлетворенных потребностей — bj(q). Построение допустимого начального плана, согласно методу северо-запад­ного угла, начинается с левого верхнего угла транспортной таб­лицы, при этом полагаем аi(0)= аi, bj(0)= bj. Для очередной клетки, расположенной в строке i и столбце j, рассматриваются зна­чения нераспределенного запаса в i-ом пункте производства и неудовлетворенной потребности j-ом пункте потребления, из них выбирается минимальное и назначается в качестве объема перевозки между данными пунктами: хi,j=min{аi(q), bj(q)}. После этого значения нераспределенного запаса и неудовлетворенной потребности в соответствующих пунктах уменьшаются на дан­ную величину:

аi(q+1)= аi(q) - xi,j, bj(q+1)= bj(q) - xi,j

Очевидно, что на каждом шаге выполняется хотя бы одно из равенств: аi(q+1)= 0 или bj(q+1)= 0. Если справедливо первое, то это означает, что весь запас i-го пункта производства исчерпан и необходимо перейти к распределению запаса в пункте произ­водства i+1, т. е. переместиться к следующей клетке вниз по столбцу. Если же bj(q+1) = 0, то значит, полностью удовлетворе­на потребность для j-го пункта, после чего следует переход на клетку, расположенную справа по строке. Вновь выбранная клетка становится текущей, и для нее повторяются все пере­численные операции.

Основываясь на условии баланса запасов и потребностей, нетрудно доказать, что за конечное число шагов мы полу­чим допустимый план. В силу того же условия число шагов ал­горитма не может быть больше, чем m+n-1, поэтому всегда останутся свободными (нулевыми) mn-(m+n-1) клеток. Следовательно, полученный план является базисным. Не ис­ключено, что на некотором промежуточном шаге текущий не­распределенный запас оказывается равным текущей неудовлет­воренной потребности (аi(q)=bj(q)). В этом случае переход к следующей клетке происходит в диагональном направлении (одновременно меняются текущие пункты производства и по­требления), а это означает «потерю» одной ненулевой компо­ненты в плане или, другими словами, вырожденность построен­ного плана.

Особенностью допустимого плана, построенного методом северо-западного угла, является то, что целевая функция на нем принимает значение, как правило, далекое от оптимально­го. Это происходит потому, что при его построении никак не учитываются значения ci,j. В связи с этим на практике для по­лучения исходного плана используется другой способ — ме­тод минимального элемента, в котором при распределении объемов перевозок в первую очередь занимаются клетки с наи­меньшими ценами.

Пример нахождения опорного плана

Поставщики Потребители и их спрос Мощность поставщиков
   

F=14 x11 + 28 x12 + 21 x13 + 28 x14 + 10 x21 + 17 x 22 + 15 x23 + 24 x24 + 14 x31 + 30 x32 +25 x33 + 21 x34

постановка транспортной задачи - student2.ru

Первоначальный план получен по методу северо-западного угла. Задача сбалансированная (закрытая).

Таблица 1

постановка транспортной задачи - student2.ru

Стоимость перевозок по данному плану составляет: 1681:

F=14 *27 + 28* 0 + 21*0 + 28*0 + 10 *6 + 17 *13 + 15*1 + 24 *0 + 14 *0 + 30 *0 +25*26 + 21 *17 =1681

Решение задачи в Excel

Для решения задачи используется команда Сервис/Поиск решения.

Если такой команды в меню нет, то необходимо выполнить команду Сервис/Надстройки и установить Поиск решения.

После выполнения команды появится окно:

постановка транспортной задачи - student2.ru

Задать ячейку с целевой функцией, изменяемые ячейки, ограничения.

Задать параметры «Линейная модель» и «Неотрицательные значения» (См. лекцию по ЛП).

Для нахождения решения нажать кнопку «Выполнить» в окне Поиска решения.

В появившемся окне «Результаты поиска решения» отображается информация о том, найдено или нет решение, в этом окне можно выбрать тип отчета.

постановка транспортной задачи - student2.ru

Иногда сообщения о том, найдено или нет оптимальное решение свидетельствуют не о характере оптимального решения задачи, а о том, что при вводе условий задачи в Excel были допущены ошибки, не позволяющие Excel найти оптимальное решение, которое в действительности существует.

В окне "Результаты поиска решения" представлены названия трех типов отчетов: "Результаты", "Устойчивость", "Пределы". Для выбора нужных отчетов необходимо выделить их названия. Отчет будет представлен на отдельном листе рабочей книги Excel.

Для получения более полной информации в отчете по устойчивости нужно в окне задания параметров установить флажок "Линейная модель".

Для получения же ответа (значений переменных и ЦФ) прямо в экранной форме можно сразу нажать кнопку "OK". После этого в экранной форме появляется оптимальное решение задачи.

постановка транспортной задачи - student2.ru

Замечания по решению ТЗ:

· Если запасы груза в пунктах отправления и потребности в пунктах назначения выражены целыми числами, то, исходя из алгоритма решения ТЗ будут получены целочисленные решения.

· Если задача не сбалансированная и при этом объемы предложения больше спроса, то ограничения не меняются.

· Если задача не сбалансированная и при этом объемы предложения меньше спроса, то в ограничениях на количество отправляемых грузов надо знак « <= » поменять на знак « = », а в ограничениях на количество доставляемых грузов поменять знак « >= » на знак « <= » (т.е. не все потребности будут удовлетворены).

· Если по каким-либо маршрутам нельзя перевозить продукцию, то стоимости перевозок по этим маршрутам задаются так, чтобы они превышали самые высокие стоимости возможных перевозок (для того, чтобы было невыгодно везти по недоступным маршрутам) – при решении задачи на минимум. На максимум – наоборот.

· Если нужно учесть, что между какими-то пунктами отправки и какими-то пунктами потребления заключены договора на фиксированные объемы поставки, то надо исключить объем гарантированной поставки из дальнейшего рассмотрения. Для этого объем гарантированной поставки вычитается из следующих величин:

§ из запаса соответствующего пункта отправки;

§ из потребности соответствующего пункта назначения.

Отчет по результатам

Отчет по результатам состоит из трех таблиц:

· таблица 1 содержит информацию о ЦФ;

· таблица 2 содержит информацию о значениях переменных, полученных в результате решения задачи;

· таблица 3 показывает результаты оптимального решения для ограничений и для граничных условий.

Отчет по устойчивости

Отчет по устойчивости состоит из двух таблиц.

постановка транспортной задачи - student2.ru

Таблица 1 содержит информацию, относящуюся к переменным:

· Результ. значение показывает результат решения задачи.

· Нормированная стоимостьпоказывает, на сколько изменится значение ЦФ в случае принудительного включения единицы соответствующей перевозки в оптимальное решение.

· Коэффициенты ЦФотображают исходные данные.

· Допустимое увеличение и уменьшениепоказывают предельные значения приращения целевых коэффициентов, при которых сохраняется первоначальное оптимальное решение. Другими словами: на сколько нужно снизить затраты на перевозку по неиспользуемым направлениям, чтобы по ним было выгодно везти продукцию. Например, если затраты на перевозку из А1 в В2 снизить более, чем на 5 единиц, т.е. они станут < 28-5, то везти груз по этому маршруту станет выгодно.

Таблица 2 содержит информацию, относящуюся к ограничениям.

· Результ. значение показывает сколько всего груза заберут у производителей и привезут потребителям.

· Теневая ценапоказывает, на сколько будет изменяться значение ЦФ (т.е. общие затраты на перевозки), если будут уменьшаться потребности в пунктах назначения или увеличиваться запасы в пунктах отправления (в другую сторону невозможно, т.к. данная задача будет неразрешима из-за превышения спроса над предложением).

· Ограничение правая частьпоказывает исходные данные из правых частей ограничений.

· Допустимое увеличение и уменьшение показывают предельные значения уменьшения потребностей или увеличения запасов.

Транспортная задача

Постановка транспортной задачи

Транспортная задача (Т-задача) является одной из наиболее распространенных специальных задач ЛП. Первая строгая постановка Т-задачи принадлежит Ф. Хичкоку, поэтому в зарубежной литературе ее часто называют проблемой Хичкока.

Первый точный метод решения Т-задачи разработан Л. В. Канторовичем и М. К. Гавуриным.

Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления постановка транспортной задачи - student2.ru (заводы, склады, базы и т.д.) в n пунктов назначения постановка транспортной задачи - student2.ru (магазины). При этом, из каждого пункта отправления (производства) возможно транспортировка продукта в любой пункт назначения (потребления). В качестве критерия оптимальности обычно берется либо минимальная стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки.

Наши рекомендации