Выбор критерия оптимальности

При решении транспортной задачи выбор критерия оптимальности имеет важное значение. Как известно, оценка экономической эффективности примерного плана может определятся по тому или иному критерию, положенного в основу расчета плана. Этот критерий является экономическим показателем, характеризующим качество плана. До настоящего времени нет общепринятого единого критерия всесторонне учитывающего экономические факторы. При решении транспортной задачи, в качестве критерия оптимальности в различных случаях используют следующие показатели:

1) Объем работы транспорта (критерий - расстояние в т/км). Минимум пробега удобен для оценки планов перевозок, поскольку расстояние перевозки определяется легко и точно для любого направления. Поэтому критерию нельзя решать транспортные задачи с участием многих видов транспорта. С успехом применяется при решении транспортных задач для автомобильного транспорта. При разработке оптимальных схем перевозки однородных грузов автомобилями.

2) Тарифная плата за перевозку груза (критерий - тарифы провозных плат). Позволяет получить схему перевозок, наилучшую с точки зрения хозрасчетных показателей предприятия. Все надбавки, а также существующие льготные тарифы затрудняют его использование.

3) Эксплутационные расходы на транспортировку грузов (критерий - себестоимость эксплутационных расходов). Более верно отражает экономичность перевозок различными видами транспорта. Позволяет делать обоснованные выводы о целесообразности переключения с одного вида транспорта на другой.

4) Сроки доставки грузов (критерий - затраты времени).

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

5) Приведенные затраты (с учетом эксплуатационных расходов, зависящих от размеров движения и капиталовложения в подвижной состав).

6) Приведенные затраты (с учетом полных эксплуатационных расходов капиталовложений на строительство объектов в подвижной состав).

Выбор критерия оптимальности - student2.ru ,

где Выбор критерия оптимальности - student2.ru - эксплутационные издержки,

Выбор критерия оптимальности - student2.ru -расчетный коэффициент эффективности капиталовложения,

Выбор критерия оптимальности - student2.ru - капитальные вложения, приходящие на 1 т груза на протяжении участка,

Т - время следования,

Ц - цена одной тоны груза.

Позволяет более полно производить оценку рационализации разных вариантов планов перевозок, с достаточно полной выраженностью количественно-одновременное влияние нескольких экономических факторов.

Рассмотрим транспортную задачу, в качестве критерия оптимальности которой взята минимальная стоимость перевозок всего груза. Обозначим через Выбор критерия оптимальности - student2.ru тарифы перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения, через Выбор критерия оптимальности - student2.ru – запасы груза в i-м пункте отправления, через Выбор критерия оптимальности - student2.ru – потребности в грузе в j–м пункте назначения, а через Выбор критерия оптимальности - student2.ru – количество единиц груза, перевозимого из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Тогда математическая постановка задачи состоит в определении минимального значения функции

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (1)

при условиях

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (2)

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (3)

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (4)

Поскольку переменные Выбор критерия оптимальности - student2.ru удовлетворяют системам линейных уравнений (2) и (3) и условию неотрицательности (4), то обеспечиваются вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, а также исключаются обратные перевозки.

Таким образом, Т-задача представляет собой задачу ЛП с m*n числом переменных, и m + n числом ограничений - равенств.

Очевидно, общее наличие груза у поставщиков равно Выбор критерия оптимальности - student2.ru , а общая потребность в грузе в пунктах назначения равна Выбор критерия оптимальности - student2.ru единиц. Если общая потребность в грузе в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т. е.

Выбор критерия оптимальности - student2.ru , (5)

то модель такой транспортной задачи называется закрытойили сбалансированной.

Существует ряд практических задач, в которых условие баланса Выбор критерия оптимальности - student2.ru не выполняется. Такие модели называются открытыми. Возможные два случая:

1) Выбор критерия оптимальности - student2.ru

2) Выбор критерия оптимальности - student2.ru

В первом случае полное удовлетворение спроса невозможно.

Такую задачу можно привести к обычной транспортной задаче следующим образом. В случае превышения потребности над запасом, т. е. Выбор критерия оптимальности - student2.ru вводится фиктивный (m+1)–й пункт отправления с запасом груза Выбор критерия оптимальности - student2.ru и тарифы полагаются равными нулю: Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Тогда требуется минимизировать

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

при условиях

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Этим задача сводится к обычной транспортной задаче, из оптимального плана которой получается оптимальный план исходной задачи.

Рассмотрим теперь второй случай.

Аналогично, при Выбор критерия оптимальности - student2.ru вводится фиктивный (n+1)–й пункт назначения с потребностью Выбор критерия оптимальности - student2.ru и соответствующие тарифы считаются равными нулю: Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Тогда соответствующая Т-задача запишется так:

Минимизировать Выбор критерия оптимальности - student2.ru

при условиях:

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Этим задача сводится к обычной транспортной задаче, из оптимального плана которой получается оптимальный план исходной задачи.

В дальнейшем будем рассматривать закрытую модель транспортной задачи. Если же модель конкретной задачи является открытой, то, исходя из сказанного выше, перепишем таблицу условий задачи так, чтобы выполнялось равенство (5).

В некоторых случаях нужно задать, что по каким-либо маршрутам нельзя перевозить продукцию. Тогда стоимости перевозок по этим маршрутам задаются так, чтобы они превышали самые высокие стоимости возможных перевозок (для того, чтобы было невыгодно везти по недоступным маршрутам) – при решении задачи на минимум. На максимум – наоборот.

Иногда нужно учесть, что между какими-то пунктами отправки и какими-то пунктами потребления заключены договора на фиксированные объемы поставки, то надо исключить объем гарантированной поставки из дальнейшего рассмотрения. Для этого объем гарантированной поставки вычитается из следующих величин:

· из запаса соответствующего пункта отправки;

· из потребности соответствующего пункта назначения.

Пример.

Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равны 120, 50, 190 и 110 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 160, 140, 170 ед. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения. Тарифы перевозок являются известными величинами и задаются матрицей

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

Решение. Обозначим через Выбор критерия оптимальности - student2.ru количество единиц сырья, перевозимого из i–го пункта его получения на j–е предприятие. Тогда условия доставки и вывоза необходимого и имеющегося сырья обеспечиваются за счет выполнения следующих равенств:

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (6)

При данном плане Выбор критерия оптимальности - student2.ru перевозок общая стоимость перевозок составит

Выбор критерия оптимальности - student2.ru (7)

Таким образом, математическая постановка данной транспортной задачи состоит в нахождении такого неотрицательного решения системы линейных уравнений (6), при котором целевая функция (7) принимает минимальное значение.

Решение транспортной задачи

Основные шаги при решении транспортной задачи:

1. Найти начальный допустимый план.

2. Выбрать из небазисных переменных ту, которая будет вводиться в базис. Если все небазисные переменные удовлетворяют условиям оптимальности, то закончить решение, иначе к след. шагу.

3. Выбрать выводимую из базиса переменную, найти новое базисное решение. Вернуться к шагу 2.

Всякое неотрицательное решение систем линейных уравнений (2) и (3), определяемое матрицей Выбор критерия оптимальности - student2.ru , называется планом транспортной задачи. Опорным (базисным) планом Т-задачи называют любое ее допустимое, базисное решение.

Обычно исходные данные транспортной задачи записывают в виде таблицы.

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Матрицу С называют матрицей транспортных затрат, матрицу X, удовлетворяющую условиям Т-задачи (2) и (3) называют планом перевозок, а переменные Выбор критерия оптимальности - student2.ru - перевозками. План Выбор критерия оптимальности - student2.ru , при котором целевая функция минимальна, называется оптимальным.

Число переменных Выбор критерия оптимальности - student2.ru в транспортной задаче с m пунктами отправления и n пунктами назначения равно m*n, а число уравнений в системах (2) и (3) равно m+n. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (5), то число линейно независимых уравнений равно m+n–1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более m+n–1отличных от нуля неизвестных.

Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности m+n–1, то план является невырожденным, а если меньше – то вырожденным.

Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным планом.

Построение допустимого (опорного) плана в транспортной задаче

По аналогии с другими задачами линейного программирования решение транспортной задачи начинается с построения допустимого базисного плана. Существует несколько методов построения начальных опорных планов Т-задачи. Из них самый распространенный метод северо-западного угла и метод минимального элемента.

Наиболее простой способ его нахождения основывается на так называемом мето­де северо-западного угла. Суть метода состоит в последова­тельном распределении всех запасов, имеющихся в первом, вто­ром и т. д. пунктах производства, по первому, второму и т. д. пунктам потребления. Каждый шаг распределения сводится к попытке полного исчерпания запасов в очередном пункте про­изводства или к попытке полного удовлетворения потребно­стей в очередном пункте потребления. На каждом шаге q вели­чины текущих нераспределенных запасов обозначаются аi(q), а текущих неудовлетворенных потребностей — bj(q). Построение допустимого начального плана, согласно методу северо-запад­ного угла, начинается с левого верхнего угла транспортной таб­лицы, при этом полагаем аi(0)= аi, bj(0)= bj. Для очередной клетки, расположенной в строке i и столбце j, рассматриваются зна­чения нераспределенного запаса в i-ом пункте производства и неудовлетворенной потребности j-ом пункте потребления, из них выбирается минимальное и назначается в качестве объема перевозки между данными пунктами: хi,j=min{аi(q), bj(q)}. После этого значения нераспределенного запаса и неудовлетворенной потребности в соответствующих пунктах уменьшаются на дан­ную величину:

аi(q+1)= аi(q) - xi,j, bj(q+1)= bj(q) - xi,j

Очевидно, что на каждом шаге выполняется хотя бы одно из равенств: аi(q+1)= 0 или bj(q+1)= 0. Если справедливо первое, то это означает, что весь запас i-го пункта производства исчерпан и необходимо перейти к распределению запаса в пункте произ­водства i+1, т. е. переместиться к следующей клетке вниз по столбцу. Если же bj(q+1) = 0, то значит, полностью удовлетворе­на потребность для j-го пункта, после чего следует переход на клетку, расположенную справа по строке. Вновь выбранная клетка становится текущей, и для нее повторяются все пере­численные операции.

Основываясь на условии баланса запасов и потребностей, нетрудно доказать, что за конечное число шагов мы полу­чим допустимый план. В силу того же условия число шагов ал­горитма не может быть больше, чем m+n-1, поэтому всегда останутся свободными (нулевыми) mn-(m+n-1) клеток. Следовательно, полученный план является базисным. Не ис­ключено, что на некотором промежуточном шаге текущий не­распределенный запас оказывается равным текущей неудовлет­воренной потребности (аi(q)=bj(q)). В этом случае переход к следующей клетке происходит в диагональном направлении (одновременно меняются текущие пункты производства и по­требления), а это означает «потерю» одной ненулевой компо­ненты в плане или, другими словами, вырожденность построен­ного плана.

Особенностью допустимого плана, построенного методом северо-западного угла, является то, что целевая функция на нем принимает значение, как правило, далекое от оптимально­го. Это происходит потому, что при его построении никак не учитываются значения ci,j. В связи с этим на практике для по­лучения исходного плана используется другой способ — ме­тод минимального элемента, в котором при распределении объемов перевозок в первую очередь занимаются клетки с наи­меньшими ценами.

Пример нахождения опорного плана

Поставщики Потребители и их спрос Мощность поставщиков
   

F=14 x11 + 28 x12 + 21 x13 + 28 x14 + 10 x21 + 17 x 22 + 15 x23 + 24 x24 + 14 x31 + 30 x32 +25 x33 + 21 x34

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Первоначальный план получен по методу северо-западного угла. Задача сбалансированная (закрытая).

Таблица 1

Выбор критерия оптимальности - student2.ru

Стоимость перевозок по данному плану составляет: 1681:

F=14 *27 + 28* 0 + 21*0 + 28*0 + 10 *6 + 17 *13 + 15*1 + 24 *0 + 14 *0 + 30 *0 +25*26 + 21 *17 =1681

Наши рекомендации