Обеспеченности расчетной скорости

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС1, учитывающий влияние ширины основной укреплённой поверхности дороги, определяют исходя из ширины проезжей части и краевых укреплённых полос, которые вместе составляют ширину основной укреплённой поверхности В1, с учётом влияния в осенне-весенний период года укрепления обочин на фактически используемую для движения ширину этой поверхности В (таблица 2).

Таблица 2 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС1, учитывающего влияние ширины основной укреплённой поверхности дороги для двухполосных дорог

Ширина основной укреплённой поверхности В, м Интенсивность движения, авт./сут (физических ед.)
менее 600 600—1200 1200—3600 3600—10000
4,50 0,58 0,25
4,75 0,68 0,33
5,0 0,79 0,41
5,25 0,88 0,50
5,50 1,0 0,58
5,75 1,10 0,64
6,0 1,20 0,75 0,65
6,25 1,25 0,84 0,71
6,50 0,93 0,78 0,61
6,75 1,0 0,85 0,68
7,0 1,07 0,91 0,75
7,25 1,13 0,98 0,82
7,50 1,19 1,05 0,88
7,75 1,25 1,12 0,94
8,0 1,30 1,18 1,0
8,25 1,25 1,05
8,50 1,30 1,10
8,75 1,15
9,0 1,20
9,25 1,25
9,50 1,30

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС2, учитывающий влияние ширины и состояние обочины, определяют по величине ширины обочины в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС2, учитывающего влияние ширины и состояния обочин

Ширина обочины (включая краевую укреплённую полосу), м Тип укрепления обочины
а/б; ц/б; обработка вяжущими слой щебня или гравия засев трав обочины не укреплены
0,30 0,30 0,20 0,19 0,19
0,40 0,34 0,24 0,22 0,20
0,50 0,64 0,44 0,42 0,35
0,75 0,71 0,60 0,52 0,40
1,00 0,85 0,70 0,60 0,50
1,25 0,90 0,76 0,65 0,55
1,50 0,95 0,82 0,70 0,60
1,75 1,0 0,86 0,75 0,65
2,00 1,05 0,90 0,80 0,70
2,25 1,10 0,95 0,85 0,75
2,50 1,15 1,00 0,90 0,80
2,75 1,20 1,05 0,95 0,85
3,00 1,25 1,10 1,0 0,90
3,25 1,30 1,15 1,05 0,90
3,50 1,35 1,20 1,05 0,90
3,75 1,35 1,25 1,05 0,90
4,00 1,35 1,25 1,05 0,90

При наличии на обочине краевой укреплённой полосы и (или) укреплённых различными материалами, а также неукреплённых полос значения КРС2 определяют как средневзвешенную величину для данных типов укрепления по формуле:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (3)

где, bi – ширина полосы обочины с различным типом укрепления, м;

КРС2i – величина коэффициента обеспеченности расчетной скорости для данного типа укрепления полосы, принятая из предположения, что этот тип укрепления распространяется на всю ширину обочины;

ВОБ – общая ширина обочины, м;

n – количество типов укреплений на обочине.

Частный коэффициент КРС3 определяют в зависимости от интенсивнос­ти и состава движения по формуле:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (4)

где, DКРС – снижение коэффициента обеспеченности расчётной скорости под влиянием интенсивности и состава движения, значение которого приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Значения DКРС, учитывающего влияние интенсивности и состава движения, на двухполосных и трёхполосных дорогах

Интенсивность движения, тыс. авт/сут Значения DКРС
для двухполосных дорог при b, равном для трёхполосных дорог при b, равном
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20
0,03 0,02 0,01
0,05 0,04 0,03 0,02 0,01
0,08 0,06 0,05 0,04 0,03 0,05 0,04 0,02 0,01 0,01
0,11 0,08 0,07 0,06 0,05 0,06 0,04 0,03 0,02 0,01
0,13 0,11 0,09 0,07 0,06 0,07 0,05 0,03 0,03 0,01
0,17 0,15 0,10 0,08 0,07 0,08 0,05 0,04 0,03 0,01
0,20 0,17 0,12 0,09 0,08 0,10 0,06 0,05 0,04 0,02
0,23 0,18 0,15 0,10 0,09 0,11 0,07 0,06 0,04 0,02
0,29 0,21 0,17 0,11 0,10 0,11 0,08 0,07 0,05 0,03
0,32 0,25 0,19 0,12 0,11 0,12 0,09 0,07 0,05 0,03
0,21 0,15 0,13 0,12 0,09 0,08 0,06 0,04
0,23 0,17 0,15 0,13 0,10 0,08 0,06 0,04
0,25 0,19 0,17 0,15 0,11 0,10 0,07 0,06
0,27 0,22 0,19 0,16 0,13 0,12 0,09 0,08
0,30 0,23 0,20 0,18 0,15 0,13 0,11 0,10

Примечание. b — коэффициент, учитывающий состав транспортного потока. Численно равен доле грузовых автомобилей и автобусов в потоке.

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС4, учитывающий влияние продольных уклонов дороги, определяют по величине продольного уклона для расчётного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъём (таблица 5) и на спуск (таблица 6). При этом между точками перелома продольного профиля допускается принимать величину уклона постоянной без учёта его смягчения на вертикальных кривых.

Частный коэффициент KРС4 принимают для мокрого чистого покрытия на участках, где ширина укреплённой обочины из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими, вместе с краевой укреплённой полосой составляет 1,5 м и более. На других участках значения KРС4 принимают для мокрого загрязнённого покрытия.

На каждом участке из двух значений KРС4 (одно – для движения на подъём, другое – на спуск) выбирают меньшее.

Таблица 5 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС4, учитывающего влияние продольных уклонов при движении на подъём

Продольный уклон, О/ОО 0—20 21—30 31—40 41—50 51—60 61—70 71—80 Более 80
Значения КРС4 при мокром чис­том покрытии при мокром загрязнённом по­крытии 1,25     1,15 1,10     1,10 1,00     0,95 0,90     0,85 0,80     0,75 0,75     0,70 0,70     0,65 0,60     0,50

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости КРС5, учитывающий влияние радиуса кривых в плане и поперечного уклона виража, определяют по величине радиуса кривой в плане и уклона виража по таблице 7 для расчётного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года, которое принимают с учётом типа и ширины укрепления обочин.

Таблица 6 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС4, учитывающего влияние продольных уклонов и видимость поверхности дороги при движении на спуск

Продольный уклон, О/ОО Види­мость, м 0—20 21—30 31—40 41—50 51—60 61—70 71—80 Более 80
Значения КРС4     при мокром чис­том покры­тии   при мокром за­гряз­ненном по­крытии     > 300   > 300   0,40 0,45 0,54 0,58 0,65 0,75 0,85 0,92 1,00 1,25   0,40 0,48 0,52 0,58 0,68 0,78 0,85 0,93 1,10   0,39 0,44 0,52 0,56 0,62 0,72 0,83 0,90 0,97 1,10   0,39 0,46 0,50 0,55 0,65 0,75 0,82 0,89 1,05   0,38 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,88 0,96 1,05   0,38 0,45 0,48 0,54 0,63 0,73 0,79 0,85 1,00   0,37 0,44 0,51 0,55 0,61 0,71 0,81 0,87 0,94 1,00   0,38 0,45 0,47 0,53 0,62 0,72 0,76 0,84 0,95   0,36 0,43 0,50 0,54 0,60 0,70 0,80 0,86 0,92 0,95   0,38 0,44 0,47 0,52 0,61 0,71 0,72 0,83 0,90   0,33 0,41 0,47 0,52 0,58 0,67 0,77 0,82 0,86 0,90   0,35 0,40 0,44 0,50 0,55 0,65 0,70 0,80 0,85   0,30 0,40 0,45 0,50 0,55 0,65 0,75 0,80 0,85 0,87   0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,60 0,65 0,70 0,80   0,25 0,30 0,40 0,45 0,50 0,60 0,70 0,75 0,80 0,82   0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,50 0,55 0,60 0,70

Таблица 7 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС5, учитывающего влияние радиуса кривых в плане и поперечного уклона виража

Поперечный уклон виража, О/ОО Коэффициент обеспеченности расчётной скорости КРС5 при радиусе кривой в плане, м, равном
Состояние покрытия — мокрое, чистое
–20 0,27 0,37 0,46 0,54 0,60 0,69 0,76 0,85 0,92 0,97 1,06
0,28 0,38 0,47 0,55 0,62 0,71 0,78 0,89 0,96 1,01 1,11
0,29 0,39 0,49 0,57 0,64 0,74 0,81 0,92 1,00 1,05 1,16
0,29 0,40 0,49 0,58 0,65 0,75 0,83 0,94 1,02 1,08 1,18
0,30 0,40 0,50 0,59 0,66 0,76 0,84 0,95 1,03 1,10 1,20
0,30 0,41 0,51 0,60 0,67 0,77 0,85 0,97 1,05 1,12 1,23
0,31 0,42 0,52 0,61 0,68 0,79 0,87 1,00 1,07 1,12 1,25
  Состояние покрытия — мокрое, загрязненное
–20 0,23 0,31 0,38 0,45 0,50 0,59 0,65 0,74 0,80 0,85 0,94
0,24 0,32 0,40 0,47 0,53 0,62 0,68 0,78 0,85 0,90 1,00
0,25 0,34 0,42 0,50 0,56 0,65 0,72 0,82 0,90 0,95 1,06
0,25 0,34 0,43 0,51 0,57 0,66 0,73 0,84 0,92 0,98 1,09
0,26 0,35 0,44 0,52 0,58 0,68 0,75 0,86 0,94 1,00 1,12
0,26 0,36 0,45 0,53 0,59 0,69 0,77 0,88 0,96 1,03 1,14
0,27 0,36 0,45 0,54 0,60 0,71 0,78 0,90 1,00 1,05 1,17

Примечание. Знак «–» соответствует обратному поперечному уклону проезжей части на кривой в плане.

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС6, учитывающий продольную ровность покрытия, определяют в зависимости от результатов обследования ровности дорожного покрытия по таблице 8.

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС7, учитывающий влияние коэффициента сцепления колеса с покрытием, определяют по измеренной величине коэффициента сцепления, при расстоянии видимости поверхности дороги, равном нормативному для данной категории дороги (таблица 9).

Таблица 8 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС6, учитывающего продольную ровность покрытия

Ровность по толчкомеру ТХК-2, см/км Значение КРС6 Ровность по ПКРС-2, см/км Значение КРС6
до 60 1,25 до 300 1,25
1,15 1,20
1,07 1,12
0,96 0,98
0,92 0,84
0,75 0,72
0,67 0,65
0,63 0,59
0,57 0,55
0,50 0,51
0.43 0,43
0,37 0,33
0,31 0,28
0,25 0,24
Более 500 0,20 0,20

Таблица 9 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС7, учитывающего влияние коэффициента сцепления колеса с покрытием

Категория дороги Значения КРС7 при коэффициенте сцепления дорожного покрытия j
0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50
I-а 0,66 0,72 0,78 0,83 0,89 0,94 0,99
I-б, II 0,62 0,66 0,73 0,77 0,83 0,88 0,92
III 0,59 0,64 0,69 0,73 0,77 0,82 0,86
IV 0,53 0,56 0,60 0,64 0,68 0,71 0,74
V 0,43 0,46 0,49 0,51 0,53 0,56 0,58

Примечание: Коэффициенты сцепления даны для скорости 60 км/ч, шины с рисунком и мокрого покрытия из цементобетона, асфальтобетона, а также из щебня и гравия, обработанных вяжущими.

Частный коэффициент КРС8 определяют в зависимос­ти от состояния покрытия и прочности дорожной одежды только на тех участках, где визуально установлено наличие трещин, колейнос­ти, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчётной скорости по ровности меньше нормативного для данной категории дороги (КРС6 < КПН).

Величину КРС8 определяют по формуле:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (5)

где, rСР — средневзвешенный показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды на однотипном участке (таблица 10).

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС9, учитывающий ровность в поперечном направлении, определяют в зависимости от величины параметров колеи в соответствии с таблицей 11.

Частный коэффициент обеспеченности расчётной скорости KРС10, учитывающий безопасность движения, определяют на основе сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по величине коэффициента относительной аварийности. Для каждого такого участка вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле, ДТП/1 млн. авт. км:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru , ДТП/1 млн авт.-км (6)

где, ДТП – число ДТП за последние n лет (n = 3 года);

N – среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.

На участках, где ДТП не зафиксировано, значения Kрс10 принимают равными КПн. Значения KРС10 определяют по таблице 12.

Таблица 10 – Значение показателя r, учитывающего состояние покрытия и прочность дорожной одежды

    Вид дефекта Оценка в баллах Значение показателя r при типе дорожных одежд
    усовершенствованные капитальные усовершенствованные облегчённые переходные
Без дефектов и поперечные одиночные трещины на расстоянии более 40 м (для переходных покрытий отсутствие дефектов) 5,0 1,0 1,0 1,0
Поперечные одиночные трещины (для переходных покрытий отдельные выбоины) на расстоянии 20—40 м между трещинами 4,8–5,0 0,95–1,0 1,0 0,9–1,0
То же, на расстоянии 10—20 м 4,5–4,8 0,90–0,95 0,95–1,0 0,80–0,90
Поперечные редкие трещины (для переходных покрытий выбоины) на расстоянии 8—10 м 4,0–4,5 0,85–0,90 0,90–0,95 0,70–0,80
То же, 6—8 м 3,8–4,0 (3,0–4,0)* 0,80–0,85 0,85–0,90 0,55–0,70
То же, 4—6 м 3,5–3,8 (2,0–3,0)* 0,78–0,80 0,83–0,85 0,42–0,55
Поперечные частые трещины на расстоянии между соседними трещинами 3—4 м 3,0–3,5 0,75–0,78 0,80–0,83
То же, 2—3 м 2,8–3,0 0,70–0,75 0,75–0,80
То же, 1—2 м 2,5–2,8 0,65–0,70 0,70–0,75
Продольная центральная трещина 4,5 0,90 0,95
Продольные боковые трещины 3,5 0,90 0,85
Одиночная сетка трещин на площади до 10 м2 с крупными ячейками (сторона ячейки более 0,5 м) 3,0 0,75 0,80
Одиночная сетка трещин на площади до 10 м2 с мелкими ячейками (сторона ячейки менее 0,5 м) 2,5 0,65 0,70  
Густая сетка трещин на площади до 10 м2 2,0 0,60 0,65  
Сетка трещин на площади более 10 м2 при относительной площади, занимаемой сеткой 30—10 % 2,0–2,5 0,60–0,65 0,65–0,70
То же, 60—30 % 1,8–2,0 0,55–0,60 0,60–0,65
То же, 90—60 % 1,5–1,8 0,50–0,55 0,55–0,60
Колейность при глубине колеи до 10 мм 5,0 1,0 1,0 1,0
То же, 10—20 мм 4,0–5,0 0,85–1,0 0,90–1,0 0,70–1,0
То же, 20—30 мм 3,0–4,0 0,75–0,85 0,80–0,90 0,65–0,70
То же, 30—40 мм 2,5–3,0 0,65–0,75 0,70–0,80 0,60–0,65
То же, 40—50 мм 2,0–2,5 0,60–0,65 0,65–0,70 0,55–0,60
То же, 50—70 мм 1,8–2,0 0,55–0,60 0,60–0,65 0,50–0,55
То же, более 70 мм 1,5 0,50 0,55 0,45
Просадки (пучины) при относительной площади просадок 20—10 % 1,0–1,5 0,45–0,50 0,50–0,55 0,35–0,40
То же, 50—20 % 0,8–1,0 0,40–0,45 0,45–0,50 0,30–0,35
То же, более 50% 0,5 0,35 0,40 0,25
Проломы дорожной одежды (вскрывшиеся пучины) при относительной площади, занимаемой проломами 10—5 % 1,0–1,5 0,45–0,50 0,50–0,55 0,35–0,40
То же, 30—10 % 0,8–1,0 0,40–0,45 0,45–0,50 0,30–0,35
То же, более 30 % 0,5–0,8 0,35–0,40 0,40–0,45 0,25–0,30
Одиночные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами более 20 м) 4,0–5,0 0,85–1,0 0,90–1,0
Отдельные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами 10—20 м) 3,0–4,0 0,75м0,85 0,80–0,90
Редкие выбоины в тех же случаях (расстояние 4—10 м) 2,5–3,0 0,65–0,75 0,70–0,80
Частые выбоины в тех же случаях (расстояние 1—4 м) 2,0–2,5 0,60–0,65 0,65–0,70
Поперечные волны, сдвиги 2,0–3,0 0,60–0,75 0,65–0,80 0,42–0,55

Таблица 11 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости КРС9, учитывающего ровность в поперечном направлении

Параметры колеи Значения КРС9
глубина колеи под уложенной на выпоры рейкой, мм общая глубина колеи относительно правого выпора, мм
£ 4 1,25
1,0
0,9
0,83
0,75
0,67
0,58
³ 83 ³ 56 0,5

Таблица 12 – Значения частного коэффициента обеспеченности расчётной скорости КРС10, учитывающего безопасность движения

Значения коэффициента относительной аварийности, ДТП /1 млн авт.-км 0–0,2 0,21–0,3 0,31–0,5 0,51–0,7 0,71–0,9 0,91–1,0 1,01–1,25 1,26–1,5 > 1,5
Значение КРС10 1,25 1,0 0,85 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

Транспортно-эксплуатационное состояние каждого характерного отрезка дороги оценивают итоговым коэффициентом обеспеченности расчётной скорости Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru , который принимают за комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги на данном отрезке:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (7)

Значение итогового коэффициента обеспеченности расчётной скорости Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru на каждом участке для осенне-весеннего расчётного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (8)

Оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги данной категории на момент обследования выполняют по величине комплексного показателя:

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru (9)

где, Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru – итоговое значение коэффициента обеспеченности расчётной скорости на каждом участке;

Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru – длина участка с итоговым значением Обеспеченности расчетной скорости - student2.ru ;

n – число таких участков;

L – общая длина дороги (участка дороги данной категории), км.

Результаты расчётов частных коэффициентов Kрс i заносят в таблице 13.

Таблица 13 – Сводная ведомость частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости Kрсi

Адрес участка Крс1 Крс2 Крс3 .... Крс8 Крс9 Крс10 Тип Крс КПi
                 
                 
                 
….                  
n                  

Наши рекомендации