Расчет и построение тяговой части паспорта
Поверочный расчет и построение тяговой части паспорта проводим в последовательности:
1. Составляем таблицу 4.2 исходных и расчетных значений показателей на всех передачах переднего хода.
2. Вписываем в таблицу 4.2 из таблицы 4.1 графически проверенные значения показателей внешней скоростной характеристики двигателя (n, Ме, Gт, Nе, ge и ηе).
Таблица 4.2 - Исходные и расчетные значения показателей тяговой динамичности автомобиля ________ при kw = _______ Н∙с2/м4, F = ______м2, mo = ______т, λо = _______, λq = ________,
rк = ________, φос = ________
передача | uтр | n, мин-1 | υт, м/с | Ме, кН∙м | ηтр | Рко, кН | Рw, кН | Do | Gт, кг/ч | Nе, кВт | ge, г/кВт∙ч | ηе | |
nхх | |||||||||||||
nN | |||||||||||||
n<nN | |||||||||||||
n>nм | |||||||||||||
nм | |||||||||||||
n<nм | |||||||||||||
3. Рассчитываем пять текущих значений КПД ηтр по формуле (4.25) при Nе > 0 и вписываем полученные результаты и найденные передаточные числа трансмиссии uтр в таблицу 4.2.
4. Определяем расчетом по формуле (3.2) при δ = 0 по шесть текущих значений теоретической скорости υт на каждой передаче и вписываем полученные результаты в таблицу 4.2.
5. Чертим на листе ватмана формата А1 (841х594мм) левое поле 250х250мм, средние верхнее (400х250мм) и нижнее (400х125мм) поля и правое поле 100х250мм, масштабные «сетки» и шкалы согласно рисунку 1 Приложения А.
6. Выбираем удобный масштаб эффективной мощности двигателя и строим на нижнем среднем поле графики Nе = f(υт) и ηе = f(υт) в масштабе скоростей υт и υа 1м/с в 1см.
7. При выбранном значении коэффициента kw = _____ Н∙с2/м4 находим постоянное значение фактора обтекаемости в кН∙с2/м2:
-легкового автомобиля -
kwF = 0,8∙Вг∙Нг∙kw∙10-3 (4.26)
или грузового автомобиля –
kwF = Вг∙Нг∙kw∙10-3,
где В – ширина колеи передних колес, м;
Вг – габаритная ширина автомобиля, м;
Нг – габаритная высота автомобиля, м.
8. Измеряем у неподвижного порожнего и полностью груженого автомобиля ______ среднее расстояние rст от центров ведущих колес до поверхности ровной дороги и принимаем необходимое для расчетов значение радиуса качения без скольжения (ГОСТ 17697-72) rк = rст = ______ м.
9. Определяем расчетом по формулам
, (4.27)
Рw = kw∙F∙ υт2, (4.28)
(4.29)
по шесть значений полной окружной силы ведущих колес Рко, силы сопротивления воздуха Рw и динамического фактора снаряженного автомобиля Dо по двигателю при Ме > 0 на всех передачах переднего хода и на верхнем среднем поле листа 1 строим графики Do = f(υт).
10. Используя ориентировочное соотношение
φυс ≈ 1,5 φυм ≈ 3 φυмз, (4.30)
дискретную зависимость коэффициента φυс от скорости
υа ,м/с | |||||||||
φυс ,% |
и заданное значение φос = _____ при υа = 0, определяем значения коэффициентов сцепления (4.30), заносим их в таблицу 4.3 и строим графики на среднем верхнем поле листа 1.
Таблица 4.3 – Значения коэффициентов сцепления
υа ,м/с | |||||||||
φυс | … | ||||||||
φυм | |||||||||
φυмз |
11. Строим на левом поле листа 1 графическую зависимость коэффициента буксования δ от отношения
Dг/φυλ | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | |
δ | 0,003 | 0,008 | 0,018 | 0,034 | 0,053 | 0,083 | 0,126 | 0,216 | 0,414 | 1,0 |
12. Определяем характерные значения коэффициента нормальной загрузки автомобиля и автопоезда
(4.31)
и соответствующие им значения коэффициента нормальной нагрузки ведущих колес:
- снаряженного автомобиля
; (4.32)
- полностью груженого автомобиля
; (4.33)
- полностью груженого автомобиля со снаряженным прицепом
; (4.34)
- полностью груженого автопоезда
; (4.35)
а также удобные для построения графика λi = f(Г) промежуточные значения на гиперболической «ветви»
(4.36)
при
, (4.37)
где mo и mоп – соответственно масса автомобиля и прицепа в снаряженном состоянии, кг или т;
qa и qп – соответственно грузоподъемность автомобиля и прицепа, кг или т;
mo,вед и mа,вед – масса, действующая на ведущие колеса автомобиля соответственно в снаряженном и полностью загруженном состоянии, кг или т.
13. Строим на правом поле в масштабе его левой шкалы зависимость
λi = f (Г) и лучевую номограмму ψ с «шагом» 0,02 – 8мм на левой (при Г=1) и 40мм на правой (при Г = 5) шкалах этого поля, а также лучевые номограммы на среднем верхнем и левом полях, диагональную «сетку возврата» на левом поле.