Расчет потребного числа автобусов и интервалов движения по часам периода движения
Содержание
Введение. 2
1. Исходные данные для выполнения проекта. 3
2. Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток. 4
3. Расчет потребного числа автобусов и интервалов движения по часам периода движения 12
4. Определение фактического числа автобусов и распределения их по сменности 14
5. Расчет потребности в водителях. 16
6. Составление рабочего (автобусного) расписания. 21
3.6. Определение основных технико-эксплуатационных и экономических показателей 23
7. Выявление путей повышения эффективности автобусных перевозок. 27
Список литературы.. 27
Введение
Пассажирские потоки в сетях городского маршрутизированного транспорта меняются по часам суток, дням недели, сезонам года, маршрутам и направлениям движения на маршрутах. Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниям пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети. Идеальным было бы непрерывное корректирование распределения подвижного состава на маршрутах во времени в соответствии с непрерывно меняющимся спросом на пассажирские перевозки, чтобы на любом перегоне любого маршрута постоянно выдерживать равенство между запросом на перевозки и их обеспечением. Но в настоящее время для всех систем маршрутизированного транспорта применяют опережающее дискретное планирование по результатам выявления спроса на перевозки и обследования маршрутов движения.
Потребность в автобусах устанавливают по всем часам периода движения. Он обычно начинается с 5-6 ч утра и продолжается до 0-1 ч ночи, т.е. составляет порядка 18-20 ч в сутки. В период движения наблюдается резкая неравномерность перевозок по часам суток, позволяющая выделить часы «пик» и часы спада пассажиропотоков.
Содержание курсового проекта посвящено определению необходимого и достаточного числа автобусов, их типу, установлению режима работы автобусов и водителей, а также составлению расписаний движения и анализу показателей работы.
Целью курсового проекта является закрепление теоретических знаний по организации работы автобусов на городских маршрутах, а также приобретение навыков в решении практических задач и самостоятельного решения вопросов организации перевозок на маршрутах.
Исходные данные для выполнения проекта
Мощность пассажиропотока в час пик Qпасс = 1900.
Таблица 1
Распределение пассажиропотоков по часам суток
Часы суток | Коэффициент неравномерности пассажиропотока | Часы суток | Коэффициент неравномерности пассажиропотока |
5-6 | 0,4 | 15-16 | 0,6 |
6-7 | 1,0 | 16-17 | 0,95 |
7-8 | 0,9 | 17-18 | 0,9 |
8-9 | 0,8 | 18-19 | 0,9 |
9-10 | 0,5 | 19-20 | 0,6 |
10-11 | 0,4 | 20-21 | 0,5 |
11-12 | 0,3 | 21-22 | 0,4 |
12-13 | 0,2 | 22-23 | 0,3 |
13-14 | 0,3 | 23-24 | 0,2 |
14-15 | 0,5 | 24-01 | 0,1 |
Таблица 2
Показатели маршрута
Показатели | Значение |
1. Количество промежуточных остановок | |
2. Протяженность маршрута, км | |
3. Техническая скорость, км/ч | |
4. Коэффициент дефицита автобусов | 0,96 |
5. Нулевой пробег, км | |
6. Время остановки на промежуточном пункте, с | |
7. Время стоянки на конечных пунктах, мин. |
2. Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости. Однако эффективность использования их далеко неодинакова, если номинальная вместимость не будет соответствовать фактической пассажиронапряженности на маршруте. Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает потребное количество транспортах средств, повышает загрузку улиц и потребность в водителях. Применение же автобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоками малой мощности приводит к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров на ожидание.
Графоаналитический метод заключается в следующем. В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается ориентировочное значение вместимости автобуса по табл. 4 [1, c. 8].
В соответствии с исходными данными для максимального пассажиропотока 1900 пасс. рекомендуется ориентировочная вместимость 80 чел.
По табл. 5 выбираем два типа автобусов, условно названных автобусами большей (q1) и меньшей (q2) вместимости, по которым ведется сравнение.
Принимаем в качестве автобуса меньшей вместимости Волжанин 5270 с номинальной вместимостью при g=1 qн = 117 чел.
В качестве автобуса большей вместимости примем Икарус 260 с номинальной вместимостью при g=1 qн = 90 чел.
Имея зависимости
to
Ja = = мин
Aм
λm 60
to = = мин
Vэ
где t0 — время оборота автобуса на маршруте, мин.;
Ам — количество автобусов на маршруте;
Jа — интервал движения, мин.;
Lм — длина маршрута, км;
Vэ — эксплуатационная скорость движения, км/ч,
строим номограмму, по которой можно определить для любого часового пассажиропотока количество автобусов на маршруте и интервал движения. Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм = = = 30
qн 95
где Qmax — максимальная мощность пассажиропотока, пасс/ч;
qн — номинальная вместимость автобуса, пасс.
Поскольку эксплуатационная скорость не задается, время оборота необходимо вычислять по формуле.
2Lм
to = + 2ntос + tк = час
Vт
где Vт — техническая скорость;
n — число промежуточных остановок;
tос — время простоя на промежуточной остановке;
tк — время простоя на конечных остановках.
2 * 15
to = + 2 * 20 * 8 + 9 = 1.5 час
Количество автобусов на маршруте в час пик:
— малой вместимости .
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм1 = = = 24
qн 90
— большой вместимости
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм2 = = = 32
qн 117
В верхней таблице номограммы (рис. 1) принимается:
АI = 1; ; А 2 = 2, :….. Аi = I, ,
to 90
Ja1 = = = 90 мин
Am 1
to 90
Ja2 = = = 45 мин
Am 2
to 90
Ja3 = = = 30 мин
Am 3
to 90
Ja4 = = = 22.5 мин
Am 4
to 90
Ja5 = = = 18 мин
Am 5
to 90
Ja6 = = = 15 мин
Am 6
to 90
Ja7 = = = 12.8 мин
Am 7
to 90
Ja8 = = = 11.25 мин
Am 8
to 90
Ja9 = = = 10 мин
Am 9
to 90
Ja10 = = = 9 мин
Am 10
to 90
Ja11 = = = 8.2 мин
Am 11
to 90
Ja12 = = = 7.5 мин
Am 12
to 90
Ja13 = = = 6.9 мин
Am 13
to 90
Ja14 = = = 6.4 мин
Am 14
to 90
Ja15 = = = 6 мин
Am 15
to 90
Ja16 = = = 5.6 мин
Am 16
to 90
Ja17 = = = 5.2 мин
Am 17
to 90
Ja18 = = = 5 мин
Am 18
to 90
Ja19 = = = 4.7 мин
Am 19
to 90
Ja20 = = = 4.5 мин
Am 20
to 90
Ja21 = = = 4.2 мин
Am 21
to 90
Ja22 = = = 4 мин
Am 22
to 90
Ja23 = = = 3.9 мин
Am 23
to 90
Ja24 = = = 3.75 мин
Am 24
to 90
Ja25 = = = 3.6 мин
Am 25
to 90
Ja26 = = = 3.5 мин
Am 26
to 90
Ja27 = = = 3.3 мин
Am 27
to 90
Ja28 = = = 3.2 мин
Am 28
to 90
Ja29 = = = 3.1 мин
Am 29
to 90
Ja30 = = = 3 мин
Am 30
to 90
Ja31 = = = 2.9 мин
Am 31
to 90
Ja32 = = = 2.8 мин
Am 32
где I – количество автобусов на маршруте.
Расчет задается до
Здесь q2 – номинальная вместимость автобуса, условно названного малой вместимостью.
Для пользования номограммой необходимо построить две опорные точки q1 и q2, как точки пересечения трех лучей.
Первый луч проводится от начала координат графика распределения пассажиропотока по часам суток (ось абсцисс соответствует величине пассажиропотока, а ось ординат часам суток) до клетки А1 в конце верхней таблицы. Два других луча проводятся из точки на оси абсцисс, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клеток Ам1 и Ам2 верхней таблицы (рис. 1). При этом .
Величина пассажиропотока в любой час суток сносится на ось абсцисс и из этой точки проводятся два луча через опорные точки q1 и q2 до верхней таблицы. Концы луней при этом упираются в клетки, которые показывают количество автобусов на маршруте (большей и малой вместимости) и интервал их движения при данном пассажиропотоке.
Номограмма для определения потребного количества автобусов (смотреть графическую часть рисунка 1)
Второй этап сравнения показан. (См. график №2) По оси ординат даны значения необходимого количества автобуса Ан при , выбираемой в зависимости от пассажиропотока в пределах от 1 до 0,4 различной вместимости по часам суток, полученные номограмме рис. 1. Эти значения должны быть скорректированы с учетом качественного обслуживания пассажиров.
Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
где — действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
— необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
— коэффициент дефицита автобусов.
Максимальный выпуск автобусов проводится в течение всей "пиковой" зоны, которая имеет продолжительность 2-4 часа.
Корректировка «допиковой», «межпиковой» и «послепиковой» зон проводится в соответствии с выбором оптимальных величин интервалов движения по времени суток.
Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте (Аmin) рассчитывается исходя из максимально допустимого интервала движения автобусов в часы спада пассажиропотоков по формуле
Коэффициент наполнения по часам суток в «межпиковой» зоне устанавливается с учетом уровня качества обслуживания пассажиров
Часовое количество автобусов на маршруте по характерным периодам суток должно быть по возможности одинаковым.
Руководствуясь вышеприведенными принципами, строим скорректированный график выпуска автобусов на маршрут (смотреть графическую часть рисунка 2)
РАБОЧЕЕ РАСПИСАНИЕ
Автобуса №1
Перерыв 9.06 – 10.06.
График работы первой смены
Контрольные пункты | ||||
5.00 | 5.10 | 5.22 | 5.35 | 5.46 |
6.43 | 6.33 | 6.21 | 6.08 | 5.55 |
6.52 | 7.02 | 7.14 | 7.27 | 7.38 |
8.33 | 8.23 | 8.11 | 7.58 | 7.47 |
8.42 | 8.52 | 9.04 | 9.17 | 9.28 |
10.23 | 10.13 | 10.01 | 9.48 | 9.37 |
10.32 | 10.42 | 10.54 | 11.07 | 11.18 |
14.00 | 14.10 | 14.22 | 14.35 | 14.46 |
15.43 | 15.33 | 15.21 | 15.08 | 14.55 |
15.52 | 16.02 | 16.14 | 16.27 | 16.38 |
17.33 | 17.23 | 17.11 | 16.58 | 16.47 |
17.42 | 17.52 | 18.04 | 18.17 | 18.28 |
19.23 | 19.13 | 19.01 | 18.48 | 18.37 |
19.32 | 19.42 | 19.54 | 20.07 | 20.18 |
21.13 | 21.03 | 20.51 | 20.38 | 20.27 |
21.22 | 21.32 | 21.44 | 21.57 | 22.08 |
23.03 | 22.53 | 22.41 | 22.28 | 22.17 |
23.12 | 23.22 | 23.44 | 23.57 | 0.08 |
Пробег автобусов
Пробег на маршруте, км - Lм
,
где Vэ – эксплуатационная скорость, равная
;
Нулевой пробег L0
Общий пробег
В пассажирокилометрах
В пассажирокилометрах
/qн
Доходы Д, руб.
Всего
где Тс – тарифная ставка;
Qсут. – количество перевезенных пассажиров;
Qб – доля пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.
На один автобус Да, руб.
,
на одно пассажирское место Дпм, руб.
,
на один час работы Дч, руб.
.
Результаты расчета приведены втабл. 5
Таблица 5
В проекте «Организация работы автобусов на городских маршрутах» выполнен анализ пассажиропотока по часам суток, с помощью графоаналитического метода выбран тип автобуса и организована работа автобусов и труда водителей, определено потребное количество водителей обслуживания маршрута и формы работы автобусных бригад, составлено сводное маршрутное расписание движения автобусов и ведомость технико-эксплуатационных и экономических показателей.
В результате для освоения пассажиропотоков был выбран автобус ЛиАЗ 677 общей вместимостью 80 пассажиров. В часы «пик» на линии одновременно находятся 27 таких автобусов. При организации автобусов на городских маршрутах создан резерв в количестве 8% от общей потребности. Количество автобусов на линии скорректировано с учетом качества обслуживания пассажиров т конкретными возможностями организации работы автобусов налинии. В результате максимальный интервал движения составляет всего 9,6 мин. Общее время оборота на маршруте составляет 0,958 ч.
Автобусы сгруппированы в зависимости от продолжительности и режима их работы: В первую группу входят 10 автобусов, работающих три смены. Из них 6 автобусов работают с общей продолжительностью в 19 часов, два – 18,5 и два – 17 часов, со сменой водительских бригад на линии в конечных пунктах маршрута. Вторая группа – это 17 автобусов двухсменных с выемкой. Из них 4 автобуса работают 14 часов, один — 13 часов, семь — 12,5 часов и пять — 11. Все эти автобусы заходят на отстой в АТП и смена автобусных бригад происходит в гараже.
В работе составлен график работы водителей с учетом требований по организации труда водителей, а также составлено рабочее расписание работы двухсменного автобуса, работающего с выемкой.
Список литературы
Содержание
Введение. 2
1. Исходные данные для выполнения проекта. 3
2. Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток. 4
3. Расчет потребного числа автобусов и интервалов движения по часам периода движения 12
4. Определение фактического числа автобусов и распределения их по сменности 14
5. Расчет потребности в водителях. 16
6. Составление рабочего (автобусного) расписания. 21
3.6. Определение основных технико-эксплуатационных и экономических показателей 23
7. Выявление путей повышения эффективности автобусных перевозок. 27
Список литературы.. 27
Введение
Пассажирские потоки в сетях городского маршрутизированного транспорта меняются по часам суток, дням недели, сезонам года, маршрутам и направлениям движения на маршрутах. Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниям пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети. Идеальным было бы непрерывное корректирование распределения подвижного состава на маршрутах во времени в соответствии с непрерывно меняющимся спросом на пассажирские перевозки, чтобы на любом перегоне любого маршрута постоянно выдерживать равенство между запросом на перевозки и их обеспечением. Но в настоящее время для всех систем маршрутизированного транспорта применяют опережающее дискретное планирование по результатам выявления спроса на перевозки и обследования маршрутов движения.
Потребность в автобусах устанавливают по всем часам периода движения. Он обычно начинается с 5-6 ч утра и продолжается до 0-1 ч ночи, т.е. составляет порядка 18-20 ч в сутки. В период движения наблюдается резкая неравномерность перевозок по часам суток, позволяющая выделить часы «пик» и часы спада пассажиропотоков.
Содержание курсового проекта посвящено определению необходимого и достаточного числа автобусов, их типу, установлению режима работы автобусов и водителей, а также составлению расписаний движения и анализу показателей работы.
Целью курсового проекта является закрепление теоретических знаний по организации работы автобусов на городских маршрутах, а также приобретение навыков в решении практических задач и самостоятельного решения вопросов организации перевозок на маршрутах.
Исходные данные для выполнения проекта
Мощность пассажиропотока в час пик Qпасс = 1900.
Таблица 1
Распределение пассажиропотоков по часам суток
Часы суток | Коэффициент неравномерности пассажиропотока | Часы суток | Коэффициент неравномерности пассажиропотока |
5-6 | 0,4 | 15-16 | 0,6 |
6-7 | 1,0 | 16-17 | 0,95 |
7-8 | 0,9 | 17-18 | 0,9 |
8-9 | 0,8 | 18-19 | 0,9 |
9-10 | 0,5 | 19-20 | 0,6 |
10-11 | 0,4 | 20-21 | 0,5 |
11-12 | 0,3 | 21-22 | 0,4 |
12-13 | 0,2 | 22-23 | 0,3 |
13-14 | 0,3 | 23-24 | 0,2 |
14-15 | 0,5 | 24-01 | 0,1 |
Таблица 2
Показатели маршрута
Показатели | Значение |
1. Количество промежуточных остановок | |
2. Протяженность маршрута, км | |
3. Техническая скорость, км/ч | |
4. Коэффициент дефицита автобусов | 0,96 |
5. Нулевой пробег, км | |
6. Время остановки на промежуточном пункте, с | |
7. Время стоянки на конечных пунктах, мин. |
2. Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости. Однако эффективность использования их далеко неодинакова, если номинальная вместимость не будет соответствовать фактической пассажиронапряженности на маршруте. Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает потребное количество транспортах средств, повышает загрузку улиц и потребность в водителях. Применение же автобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоками малой мощности приводит к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров на ожидание.
Графоаналитический метод заключается в следующем. В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается ориентировочное значение вместимости автобуса по табл. 4 [1, c. 8].
В соответствии с исходными данными для максимального пассажиропотока 1900 пасс. рекомендуется ориентировочная вместимость 80 чел.
По табл. 5 выбираем два типа автобусов, условно названных автобусами большей (q1) и меньшей (q2) вместимости, по которым ведется сравнение.
Принимаем в качестве автобуса меньшей вместимости Волжанин 5270 с номинальной вместимостью при g=1 qн = 117 чел.
В качестве автобуса большей вместимости примем Икарус 260 с номинальной вместимостью при g=1 qн = 90 чел.
Имея зависимости
to
Ja = = мин
Aм
λm 60
to = = мин
Vэ
где t0 — время оборота автобуса на маршруте, мин.;
Ам — количество автобусов на маршруте;
Jа — интервал движения, мин.;
Lм — длина маршрута, км;
Vэ — эксплуатационная скорость движения, км/ч,
строим номограмму, по которой можно определить для любого часового пассажиропотока количество автобусов на маршруте и интервал движения. Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм = = = 30
qн 95
где Qmax — максимальная мощность пассажиропотока, пасс/ч;
qн — номинальная вместимость автобуса, пасс.
Поскольку эксплуатационная скорость не задается, время оборота необходимо вычислять по формуле.
2Lм
to = + 2ntос + tк = час
Vт
где Vт — техническая скорость;
n — число промежуточных остановок;
tос — время простоя на промежуточной остановке;
tк — время простоя на конечных остановках.
2 * 15
to = + 2 * 20 * 8 + 9 = 1.5 час
Количество автобусов на маршруте в час пик:
— малой вместимости .
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм1 = = = 24
qн 90
— большой вместимости
Qmax * to 1900 * 1.5
Aм2 = = = 32
qн 117
В верхней таблице номограммы (рис. 1) принимается:
АI = 1; ; А 2 = 2, :….. Аi = I, ,
to 90
Ja1 = = = 90 мин
Am 1
to 90
Ja2 = = = 45 мин
Am 2
to 90
Ja3 = = = 30 мин
Am 3
to 90
Ja4 = = = 22.5 мин
Am 4
to 90
Ja5 = = = 18 мин
Am 5
to 90
Ja6 = = = 15 мин
Am 6
to 90
Ja7 = = = 12.8 мин
Am 7
to 90
Ja8 = = = 11.25 мин
Am 8
to 90
Ja9 = = = 10 мин
Am 9
to 90
Ja10 = = = 9 мин
Am 10
to 90
Ja11 = = = 8.2 мин
Am 11
to 90
Ja12 = = = 7.5 мин
Am 12
to 90
Ja13 = = = 6.9 мин
Am 13
to 90
Ja14 = = = 6.4 мин
Am 14
to 90
Ja15 = = = 6 мин
Am 15
to 90
Ja16 = = = 5.6 мин
Am 16
to 90
Ja17 = = = 5.2 мин
Am 17
to 90
Ja18 = = = 5 мин
Am 18
to 90
Ja19 = = = 4.7 мин
Am 19
to 90
Ja20 = = = 4.5 мин
Am 20
to 90
Ja21 = = = 4.2 мин
Am 21
to 90
Ja22 = = = 4 мин
Am 22
to 90
Ja23 = = = 3.9 мин
Am 23
to 90
Ja24 = = = 3.75 мин
Am 24
to 90
Ja25 = = = 3.6 мин
Am 25
to 90
Ja26 = = = 3.5 мин
Am 26
to 90
Ja27 = = = 3.3 мин
Am 27
to 90
Ja28 = = = 3.2 мин
Am 28
to 90
Ja29 = = = 3.1 мин
Am 29
to 90
Ja30 = = = 3 мин
Am 30
to 90
Ja31 = = = 2.9 мин
Am 31
to 90
Ja32 = = = 2.8 мин
Am 32
где I – количество автобусов на маршруте.
Расчет задается до
Здесь q2 – номинальная вместимость автобуса, условно названного малой вместимостью.
Для пользования номограммой необходимо построить две опорные точки q1 и q2, как точки пересечения трех лучей.
Первый луч проводится от начала координат графика распределения пассажиропотока по часам суток (ось абсцисс соответствует величине пассажиропотока, а ось ординат часам суток) до клетки А1 в конце верхней таблицы. Два других луча проводятся из точки на оси абсцисс, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клеток Ам1 и Ам2 верхней таблицы (рис. 1). При этом .
Величина пассажиропотока в любой час суток сносится на ось абсцисс и из этой точки проводятся два луча через опорные точки q1 и q2 до верхней таблицы. Концы луней при этом упираются в клетки, которые показывают количество автобусов на маршруте (большей и малой вместимости) и интервал их движения при данном пассажиропотоке.
Номограмма для определения потребного количества автобусов (смотреть графическую часть рисунка 1)
Второй этап сравнения показан. (См. график №2) По оси ординат даны значения необходимого количества автобуса Ан при , выбираемой в зависимости от пассажиропотока в пределах от 1 до 0,4 различной вместимости по часам суток, полученные номограмме рис. 1. Эти значения должны быть скорректированы с учетом качественного обслуживания пассажиров.
Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
где — действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
— необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
— коэффициент дефицита автобусов.
Максимальный выпуск автобусов проводится в течение всей "пиковой" зоны, которая имеет продолжительность 2-4 часа.
Корректировка «допиковой», «межпиковой» и «послепиковой» зон проводится в соответствии с выбором оптимальных величин интервалов движения по времени суток.
Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте (Аmin) рассчитывается исходя из максимально допустимого интервала движения автобусов в часы спада пассажиропотоков по формуле
Коэффициент наполнения по часам суток в «межпиковой» зоне устанавливается с учетом уровня качества обслуживания пассажиров
Часовое количество автобусов на маршруте по характерным периодам суток должно быть по возможности одинаковым.
Руководствуясь вышеприведенными принципами, строим скорректированный график выпуска автобусов на маршрут (смотреть графическую часть рисунка 2)
Расчет потребного числа автобусов и интервалов движения по часам периода движения