Шация безотказности машин и другой техники юессе их эксплуатации
ррвидно, что качество машин и, в частности, безотказность Моты закладывается еще в процессе проектирования, ис-В|«1ний и конструирования. А обеспечиваются эти свойства рзготовлении. Однако реализуются надежностные свойства кн в процессе их эксплуатации. Поэтому роль соблюдения НЛ эксплуатации техники в деле более полного проявления рржительных функций чрезвычайна велика. •сплуатация— это основная и наиболее продолжительная |я существования технического объекга (изделия) в пользо-р потребителя, представляющая собой процесс непрерыв-Шяи периодического применения объекта и расходования рхнического ресурса. Расходование ресурса, например, ма-р'тем рачительнее, чем выше качество ее эксплуатации, т.е. Ш)лее адекватны условия эксплуатации требованиям норма-||-технической документации к режиму использования (хра-р, транспортирования, установки, работы, обслуживания и Цтов) данной техники.
I . ' ' 151 .
6<4. Показатели долговечности, : •
Показатели'долговечности харак*еризуют свойство техничес-кого изделия сохранять во времени работоспособнрсть до на-,ступления предельного состояния, когда оно теряет работоспо-собяо<У1Ъ при уетановленной системетехнического обсдуживания
й#»*б1«ав. '• ;•:<•>'; •.. • • ••• .,;.. :,г- • •• ••-.., /• • .
Перечень испрльзу«мых показателей долговечности таков:
. ;7^ --ч среп&ъй ресуре, т,е, средний технический ресурс до
капитадьного ремонта; ,
Тп'— гамма-процентный ресурс; .,, Тлм — назначениый ресурс;
» I .' • •/*•" . . ...••. • • • • | •- . .
тгу — установленный ресурс; Та -^ средний срок службы; Т — гамма-процентный срок службы; 7^я—назначенный срок службы; Ти — установленный срок службы;
Тсп — срок службы до списания изделия или предельный срок службы.
Понятие "ресурс" характеризует долговечность по наработ-ке изделия, а "<срок службы" — по календарному времени.
Исхддные данные для расчета ресурса, порядок его расчета и статистической оценки, а;также правила установления требуе-мого ре^урса изделий регламентйрованы методическими указа-ниями МУ10.г74, "Промышленные изделия. Определение ресурса" (М.; Изд-вб ста!вдартов, 1972).
Так ;ка*с под ресурозм понимается суммарная наработка до ПредельнЙго йЬстоянйя, то его показатели опредЬляются по фор-мулам, ^налогичным формулам наработки на отказ.
Средний ресурс изделия— это математическое ожидание его ресурса. Статистическая оценка среднего ресурса такова:
где Тр1 — ресурс /'-го обтлкта;
Л^ — чиоло изделий, поставленных на испытания или в эксплуатацию-
&'
Шмма-процёнтныйресурс выра^ает нйработку; в гечеййе ко-
I изделие с заданной вероятностью у процентов не достига-Щбльного оостояния. Гамма-ятродентный ресурс является шыМ'расчетным показателем, например, для подшишш'-I других изделий. Существенное достоинство этого щжаза-^остоит в возможности его определения до завершения ис^ рий всех образцов. В большинстве случаев для различных |йй используют критерий 90%-го ресурса. |ероятность обеспечения ресурса Т^, соответствующую зна-|о у/ЮО, определяют по формуле
|1
ИЦ^ — наработка до предельного состояния (рес>фса); ,,,
•»• — число изделий (%), не достигающих с заданной вероятностью
В предельного состояния.
рйачение гамма-процентного ресурса определяют с помощью рых распределения ресурсов (рис. 22).
I., -:
1;лРис. 22. Определение значения га(мма-процентного ресурса:
Кй б — кривые соответственно убыли и распределения ресурсов
Шазначенный ресурс— суммарная наработка, при достиже-I которой применение изделия по назначению должно быть Юкращено независимо от его технического состояния.
I . 153
Под установленным ресурсомпонимается технически об нованная или заданная величина ресурса, обеспечиваемая коц рукцией, технологией и условиями эксплуатации, в преде. которой изделие не должно достигать предельного состояни
Средний срок службы— математическое ожидание срока сл^ бы. Статистическую оценку среднего срока службы определя по формуле:
где Та — срок службы /-го изделия.
Гамма-процентный срок службыпредставляет собой кален-д; ную продолжительность эксплуатации, в течение которой изде/ не достигает предельного состояния с вероятностью у, выраж ной в процентах. Для его расчета йспользуют соотношение
Назначенный срок службы —суммарная календарная пр должйтельность эксплуатации, при достижении которой пр менение изделия по назначению должно быть прекращено ь зависимо от его технического состояния.
Под установленным сроком службыпонимают технико-э? номически обоснованный срок службы, обеспечиваемый кож рукцией, технологией и эксплуатацией, в пределах которс изделие не должно достигать предельнбго состояния.
Предельный срок службыТ.п означает календарную продс жительность эксплуатации или использования изделия до м мента его списания и снятия с эксплуатации (использовани Он определяется аналогично тому, как определяют, наприм^ средний срок службы.
Известно, что основной причиной снижения показателей р лговечности изделия является износ его деталей.
Изнашиваниемназывается процесс постепенного поверхнос ного разрушения матерйала деталей машин в результате трен о них других деталей, твердых тел или частиц. Известно, ч
иютивление материала изнашиванию зависит не только от |ств этого материала, но и от многих условий, в .которых •всходит трение. К этим условиям (факторам) относятся: свой-кардаряженного тела, свойства промежуточной среды, тем-игура на поверхности и т.д. Ца рис. 23 приведена типичная кривая зависимости характе-
№к износа от длительности испытаний или эксплуатации
рш. •
>; Рис. 23. Типичная кривая износа поверхности изделия •ос характеризуется тремя периодами:
|1. Период начального износа или период приработки, когда I происходит переход от исходного состояния поверхности I трения к относительно устойчивому состоянию. В тече-I ние периода приработки темп износа со временем умень-I; шается, приближаясь к некоторой постоянной величине, Ц, характерной для периода установившегося износа. р. Период установившегося износа,при неизменных услови-$; ях работы трущейся поверхности характеризуется постоян-
; ным темпом износа.
3. Период ускоренного износа.
^езультаты испытаний на износ и наблюдений за износом в
1лессе эксплуатации техники обычно выражают в относитель-
с величинах.
ЙЭтносительная износостойкость:
Ъразмерная
Д 1Э — линейный износ эталона,
'д 1М — линейный износ материала испытуемого изделия (образца или детали);
весовая
где АС^ — весовой износ эталона,
&СМ — весовой износ материала испытуемого изделия (образца или детали).
Износ может быть оценен не только относительной характе-ристикой линейного износа, но и по относительному изменению объемов эталона и объекта испытания.
На практике часто износостойкость (износность) оценивают в абсолютных величинах, таких как мм/км, мм2/час и т.п.
Установлены три группы факторов, влияющих на вид и ин-тенсивность износа поверхности деталей машин:
1 — факторы, обуславливающие внешние механические воз-действия на поверхность трения;
2 — характеристики внешней среды;
3 — факторы, связанные со свойствами трущихся тел. К конкретным факторам первой группы относятся:
а) род трения (качение, скольжение);
б) скорость относительного перемещения трущихся поверх-ностей;
в) величина и характер давления при трении. Основные факторы второй группы, связанные с внешней сре-дой, следующие:
а) смазка;
б) газовая среда (воздушная, агрессивная или защитная ат-мосферы);
в) наличие абразивных (твердых) частиц на поверхности тре-
ния. К факторам третьей фуппы относятся:
а) механические свойства трущихся материалов (предел те-кучести и упругости, модуль упругости, предел прочности, твердость, ударная вязкость, пластичность, усталостная прочность);
б) теплоустойчивость материала детали;
в) степень химического сродства металла к кислороду и при-рода образующихся при трении химических соединений;
г) склонность металла к контактному схватыванию при нор-мальных и повышенных температурах;
д) способность металлического материала взаимодействовать со смазкой и т.д.