Краткая характеристика трубопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт - вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам.
Под трубопроводным транспортом обычно подразумевают трубопроводы в комплекте с перекачивающими устройствами для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газа, а также угля, руды в размельчённом виде (пульпопроводы).
Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует определению «транспорт» - как «совокупность транспортных средств и путей сообщения». Здесь нет, в традиционном понимании, транспортных средств, а пути сообщения - это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением.
Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых - до 1500 мм. Их закладывают на глубину до 2,5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции.
На газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения России эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн. Квт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций.
В состав сооружений магистральных нефтепроводов России входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м. куб.
Применение трубопроводов обеспечивает транспортирование газа, нефти и нефтепродуктов непрерывным потоком в любых направлениях с наименьшими издержками. Стоимость перекачки 1 тонны нефти, нефтепродуктов и 1 куб. метра газа ниже стоимости перевозки их по железным дорогам примерно в 3 раза. При перекачке нефти по нефтепроводу значительно снижаются потери легких фракций, а также отпадает необходимость в строительстве крупных ёмкостей для накопления и хранения запасов.
Трубопроводный транспорт сравнительно молодой среди других видов транспорта. Самые быстрые темпы его развития наблюдались во второй половине XX века. Главное его преимущество перед другими видами - это экологическая чистота (естественно, это положение не касается аварийных ситуаций).
Трубопроводная транспортная система делится, в зависимости от вида перемещаемого груза, на три основные составляющие:
- трубопроводный транспорт сырой нефти (нефтепроводы),
- трубопроводный транспорт нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы),
- трубопроводный транспорт природного газа (газопроводы).
К началу XXI столетиясовокупная длина всех трубопроводов мира превышает 2 млн. км., общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км. Наибольшей трубопроводной сетью обладают США, Россия и следующая за ними с большим отрывом Европа.
В США общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов к началу нового столетия составила около 290 тыс. км.Длина магистральных газопроводов несколько более 400 тыс. км.
В Европе (без РФ, Белоруссии и Украины) общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет свыше 45 тыс. км, газопроводов — 10,5 тыс. км.
По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается 800 млн. т. нефти.
Из зарубежных восточноевропейских стран значительными трубопроводными системами обладают Украина - 6952 км.и Белоруссия - 2906 км.
Из западноевропейских стран наиболее протяженными магистральными нефтепроводами обладают Франция (около 5 тыс. км), Италия (4,2 тыс. км), Великобритания (4 тыс. км), Испания (3,7 тыс. км), Германия (2,5 тыс. км). В целом вся территория Европы покрыта густой сетью трубопроводов. На востоке Европы западные нефтепроводы соединены с магистральными трубопроводами из России (система «Дружба»).
На территории Российской Федерации создана и успешно функционирует разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые расположены на территориях практически всех субъектов Российской Федерации.
Общая протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопродуктопроводы - 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали - 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали - 17,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%.
Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85% газопроводов и 59% нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет; менее 10 лет эксплуатируется около 1% газопроводов и около 1% нефтепроводов; 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс; 40% нефтепроводов превышают нормативный срок эксплуатации и нуждаются в срочном ремонте. Поэтому вопрос об обеспечении безопасности трубопроводов и транспортировки является весьма актуальным.
Рис. 9.1. Газопровод Западной Сибири
В России трубопроводы входят в состав естественных монополий. Единая система газоснабжения России, руководимая ОАО «Газпром», состоит из газопроводов общей протяженностью 168 тыс. км, а общая длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «Транснефть» превышает 70 тыс. км (из них более 17 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы) (рис. 9.2.).
В структуре трубопроводных перевозок в России доминируют поставки сырой нефти и газа, их объемы существенно превышают прочие грузы. По территории России частично проходит мощнейший в мире аммиакопровод «Тольятти — Одесса».
Поставки газа происходят в больших объемах внутри России (65% в 2014 году), чем на внешние рынки, тогда как трубопроводные поставки нефти распределены примерно одинаково (49 и 51%), а поставки нефтепродуктов ориентированы на внешние рынки (71% поставок).
Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, добыча и экспорт нефти и газа, производство и экспорт нефтепродуктов, млн т, млрд куб. м, в 2010—2014 годах приведены в таблице 9.1.:
Таблица 9.1.
Годы:2010 2011 2012 2013 2014
Перевезено трубопроводным транспортом, млн. т. 1061 1131 1096 1095 1078
Поставки газа по трубопроводам ПАО«Газпром»,
млрд куб. м, 564 583 572 575 553
из них: внутри России-355 366 362 355 357
за пределы России - 209 218 209 220 196
Поставки нефти по трубопроводам ОАО «АК
«Транснефть», млн т, 459 464 457 457 466
из них: внутри России- 207 213 220 220 230
за пределы России- 252 251 237237 236
Поставки нефтепродуктов по трубопроводам
ОАО «АК «Транснефть», млн т, 27 27 31 30 31
из них: внутри России - 10 11 13 11 9
за пределы России- 17 17 18 20 22
Добыча природного и попутного газа, млн. т. 651 671 655 668 639
Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. т. 506 512 519 522 525
Производство нефтепродуктов, млн. т. 250 258 272 281 294
Экспорт природного газа, млрд куб. м. 174 187 179 196 174
Экспорт нефти, млн. т. 247 244 240 237 223
Экспорт нефтепродуктов, млн. т. 133 132 138 152 165
Рис. 9.2. Схема нефтепродуктопроводов ОАО «Транснефть»
Трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:
1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
5. Трасса трубопровода - это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико - экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.
Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.
Недостатки трубопроводного транспорта:
- большой расход металла;
- "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления транспортировки нефти, нефтепродуктов или газа;
- узкая специализацияданного вида транспорта.