Пути привлечения международных транзитных грузопотоков на территорию России
Транспорт обеспечивает расширение международного обмена, повышение эффективности внешнеэкономических связей, вовлечение в сферу международных экономических отношений новых стран и рынков.
Рис. 2.9. Структура мирового грузооборота и пассажирооборота
Доля видов транспорта в грузообороте (ткм) в мире: морской – 62%, железнодорожный – 16%, трубопроводный – 11%, автомобильный – 8%, речной – 3%, воздушный –0,001%; в России: железнодорожный – 55%, трубопроводный – 27%, морской – 11%, автомобильный – 5%, речной – 1,5%, воздушный –0,001% (Рис. 2.9.).
В условиях расширения международного товарообмена происходит изменение функционирования транспортных рынков как отдельных стран, так и в международном масштабе. Это проявляется прежде всего в применении принципов логистики, усилении координации и взаимодействия разных видов транспорта, ускорении доставки грузов от производителя к получателю.
Структурные сдвиги в мировой экономике, такие как распространение многонациональных корпораций, индустриализация развивающихся стран, значительное расширение географии операций промышленных, торговых, транспортных и других компаний привело к глобализации мировой экономики.
Геополитическое положение России между мировыми центрами деловой активности Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона предопределяет её ведущую роль в обеспечении внешнеэкономических связей.
На этом направлении около 40% перевозок сухогрузов совершается в контейнерах.
Привлечение дополнительных транзитных перевозок на международные транспортные коридоры имеет важное значение для нашей страны.Это позволит лучше использовать резервы пропускной и провозной способности отечественных транспортных коммуникаций и тем самым не только получить дополнительный доход, но и снизить затраты на выполнение внутренних и международных перевозок, существенно улучшить финансово - экономическое положение транспортных и экспедиторских компаний, позволит применять новые технологии перевозок, ускорять интеграцию транспортной системы России в мировую, что окажет благотворное воздействие на повышение технического уровня и безопасность работы отечественного транспорта, улучшит экономические показатели его функционирования.
В последние годы активно формируются широтные транзитные направления перевозок грузов евроазиатской торговли в обход России, такие как проект ТРАСЕКА(Одесса - Поти - Тбилиси - Баку - Туркменбаши - страны Восточной и Юго - Восточной Азии), южное звено Трансазиатской магистрали (Центральная Азия - Иран - Турция - Европа), которые являются конкурентами российским путям сообщения.
Это обстоятельство вызывает необходимость в разработке комплекса действий по созданию конкурирующих с другими направлениями условий перевозок по Транссибу транзитных грузов между Европой и Азией.
Вовлечение в «хозяйственный оборот» крупного геополитического ресурса нашей страны и активное подключение к реализации проекта создания надёжного и эффективного моста, обеспечивающего масштабные евроазиатские связи российского и зарубежного капитала, способствовали бы получению экономической и политической выгоды как Россией, так и многими странами Европы и Азии.
Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок.
Система международных транспортных коридоров (МТК) на территории РФ включает в себя два евроазиатских коридора («Север–Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры № 1, 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждому из коридоров присвоено собственное обозначение:
– коридор «Север–Юг» (страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии – европейская часть РФ – Каспийское море – Иран – Индия, Пакистан и др.) – NS;
– коридор «Транссиб» [Центральная Европа – г. Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток /Находка и система его ответвлений (на г. Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск; Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9] – TS;
Рис. 2.10. Схема транзита из Китая в Европу по Транссибу
– коридор «Северный морской путь» (г. Мурманск – Архангельск – Кандалакша – Дудинка) – SMP;
– коридор «Приморье-1» (г. Харбин – Гродеково – Владивосток /Находка /Восточный – порты АТР) – PR1;
– коридор «Приморье-2» (г. Хуньчунь – Краскино – Посьет /Зарубино – порты АТР) – PR2;– панъевропейский транспортный коридор № 1 [ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от г. Риги) – г. Калининград – граница с Польшей (на г. Гданьск)] – PE1;
Рис. 2.11. Международные транспортные коридоры
Одними из крупных участников международного товарообмена между странами Европы и Азии являются Япония, КНР, Республика Корея, Индия.
Основной объём перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путём через Суэцкий канал. Срок доставки грузов на этом маршруте протяжением 21 тыс.км составляет 30 - 35 суток. Перевозки осуществляются мощными судоходными компаниями, имеющими свой флот и контейнеры, строго по расписанию.Вместе с этим, по Транссибирской железнодорожной магистрали, являющейся кратчайшим сухопутным мостом между Европой и Азией, перевозится около 1% от грузопотока между Европой и Азией. Транссибирская железнодорожная магистраль протяжённостью около 10 тыс.км (от Москвы до порта Находка 9299 км) является одной из мощнейших в мире - двухпутной, электрифицированной, оборудованной современными средствами связи и информатики на всём протяжении. Следует отметить, что к перевозкам на евроазиатском направлении при полной загрузке Транссиба (1 млн. шт. контейнеров) может быть подключен также БАМ, что значительно увеличит перевозочные возможности на этом направлении.
Транссибирская железнодорожная магистраль является высоко технически оснащённой, позволяет применять весовые нормы грузовых поездов более 6000 тонн и развивать допустимые скорости до 90 км/час. На Транссибе 36 станций имеют терминалы для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. С внедрением на Транссибе электронного обмена данными становится возможным электронное сопровождение транспортировки грузов от морских портов и железнодорожных станций на Дальнем Востоке до портов Балтики, Чёрного моря и пограничных станций на западных границах России. Создаются единые региональные центры управления движением поездов на железных дорогах страны, которые обеспечат существенное повышение скорости продвижения грузов по Транссибирской магистрали.
Основными причинами, сдерживающими дальнейшее увеличение перевозок транзитных грузов по Транссибу, являются:
- экспедиторские компании, обеспечивающие перевозки грузов по Транссибу, не имеют собственных транспортных средств и контейнерного парка, и, следовательно, не могут существенно повлиять на уровень суммарной тарифной ставки и составить серьёзную конкуренцию крупным судоходным компаниям;
- необоснованно высокие ставки терминальной обработки в порту Восточный (в 3 раза дороже, чем в Шанхае);
- высокий уровень фрахта на «морском» плече Транссиба.
- высокий уровень тарифных ставок на транспортировку контейнеров по железным дорогам Польши и Германии (в 11 раз выше, чем в России);
- отсутствие сквозной тарифной ставки на перевозку контейнеров от пункта отправления до пункта назначения, работающей на конечный результат;
- высокая доля в тарифной ставке затрат на аренду контейнеров из-за их отсутствия в собственности оператора;
- необходимость использования в логистической цепочке морского и железнодорожного транспорта, что связано с перевалкой контейнеров, их хранением и накоплением;
- недостаточный уровень координации между российскими железнодорожными и морскими перевозчиками, портами, экспедиторами.
Первоочередной и необходимой мерой является создание единого оператора контейнерных перевозок на Транссибирском направлении.
Ключом к решению проблем транспортного коридора «Север-Юг» (Финляндия - С.-Петербург – Москва – Волгоград – Астрахань - страны Прикаспийского региона – Иран - Персидский залив) является эффективная региональная политика на Северном Кавказе, опирающаяся на более полное использование ресурсного и производственного потенциала, транспортной инфраструктуры и геополитического положения.
Транспортная система Северо-Кавказского региона включает все виды современного транспорта. В её составе 6400 км железных дорог, 48 тыс. км автомобильных дорог, 1400 км внутренних водных путей, 12 морских портов.
Объём транзитных перевозок по путям сообщения Северного Кавказа составляет 70 млн. тонн.
По территории Северного Кавказа проходят кратчайшие сухопутные, морские, внутренние водные и воздушные пути между Европой и странами Центральной и Южной Азии, Среднего Востока.
Магистралью стратегической важности становится Северный морской путь, связывающий между собой Европейскую часть России с дальневосточными регионами.
Северный морской путь протяжённостью 6 тыс. км является единственным транспортным путём за полярным кругом в широтном направлении. Тран-зитные возможности Северного морского пути с развитием технологий судоходства, строительством ледокольного флота России нового поколения, гибкой тарифной политики на трассе СМП становятся всё более выгодными.
Приведём пример выполнения гружёного рейса морским сухогрузом.
6 октября 2013 года в 11.20 по московскому времени балкер группы компаний Совкомфлот NS Yakutia вышел на траверз мыса Дежнева, завершив переход по Северному морскому пути. Это уже шестой рейс судов СКФ в рамках программы освоения высокоширотных арктических маршрутов из Атлантики в Тихий океан. NS Yakutia следовал из порта Мурманск в китайский порт Линшан. Груз судна - 67 тысяч тонн железнорудного концентрата компании «Еврохим трейдинг». 2294 мили от мыса Желания (архипелаг Новая
Земля-западная граница СМП) в проливе Карского моря до мыса Дежнёва (бухта Провидения-восточная граница СМП) в Беринговом проливе балкер прошел за 14 суток. Средняя скорость NS Yakutia на СМП составила 9 узлов. Для прохода NS Yakutia был использован новый глубоководный маршрут севернее архипелага Новосибирских островов, получивший имя «Маршрут Тихонова» в честь одного из основателей компании, капитана дальнего плавания Владимира Ивановича Тихонова. Проводку судна по СМП выполнили атомные ледоколы Росатомфлота «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Техническое сопровождение рейса осуществляет ООО «СКФ Новошип Технический
Рис.2.15.Северный морской путь-граница СМП, плюсы и минусы
Рис.2.16. Схема перспективных перевозок грузов по Северному морскому пути
Менеджмент» во взаимодействии со специалистами головного офиса ОАО «Совкомфлот» и государственными структурами.
Прибыл балкер NS Yakutia в китайский порт выгрузки Линшан 12 октября.
Таким образом, экономия времени по сравнению с транзитным переходом по традиционному маршруту через Суэцкий канал - более 18 суток.
Создание надёжных и эффективных транспортных конвейеров, обеспечивающих масштабные евроазиатские связи по Транссибирскому направлению, Северному морскому пути и коридору «Север - Юг» станет прочным фундаментом экономического и политического сотрудничества и сближения России со странами Азиатско - Тихоокеанского региона, экономической и политической интеграции России со странами Европы.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные функции и задачи транспорта;
2. Каким показателем измеряется продукция транспорта?
3. Виды транспорта и их доля в объёме перевозок грузов и в грузообороте России и в мире в целом;
4. Пути привлечения транзитных грузопотоков на территорию России;
5. Понятие транспортного коридора;
6. Основные транспортные коридоры России;
7. Причины, сдерживающие дальнейшее увеличение перевозок грузов по Транссисбу;
8. В чём преимущества перевозок грузов по маршруту Северного морского пути?