Послесловие. или как нам это применять на своих занятиях
Такой вопрос часто задают слушатели семинаров – воспитатели детских садов, учителя начальных школ. Вопрос не праздный. Ведь в каждом учебном заведении есть программы по изучению учебных предметов, есть методики и поурочные планы. Как во все это вписать развитие творческого воображения?
Самый простой способ – вписать в виде отдельного предмета. Тогда курс можно построить, используя это пособие. Но подходы могут быть разными. В пособии задания расположены по принципу – от простого к сложному. Сперва все волшебники работают на самых простых заданиях, затем все осваивают следующую ступень и т.д. Другой подход – вы можете остановить свой выбор на одном из волшебников и дружить только с ним на любых заданиях. Потом присоединить к числу знакомых следующего волшебника и т.д. А можно вообще все делать наоборот. Сразу дать трудное задание, например, задание № 51 о летающих тарелках. Некоторые дети смогут с ним справиться быстро, а для остальных можно задание раздробить по шагам. Тогда станет ясно, кому еще нужно тренироваться на простых заданиях, а кому можно давать самостоятельно решать сложные комплексные задания.
Но и это не все. Приведенные здесь задания – лишь пример для создания собственных заданий. Ведь чаще всего возможности проводить отдельные занятия по РТВ нет. И тогда задания по РТВ желательно согласовывать с темами других занятий.
Как это сделать?
Вспомним, что после каждого задания дана модель его решений и указано, что является системой. В этой модели можно заменить данную систему на другую – которую надо проходить. Так, например, в задании № 52 Замри-Отомри сделал неподвижными волков, и нам приходилось решать связанные с этим проблемы. Заведующая детским садом из Перми В.М. Захарова предложила это задание использовать для раскрытия темы «ветер». Для этого ей понадобилось заменить ветром волков. Получилось, что Замри-Отомри сделал ветер неподвижным. Детям задаются вопросы: что теперь будет? Какие проблемы возникнут? Что станет лучше? Чтобы ответить на них, дети сперва должны установить, в какие надсистемы входит ветер, с чем он может взаимодействовать, – с землей, деревьями, облаками. И что теперь изменится, если ветер замрет – не будет разноситься пыль и мусор, не будут отрываться листья, все время будет чистое небо, не будет идти дождь, нельзя покататься на паруснике, перестанут размножаться деревья и цветы. Как быть? Как теперь разгонять, например, дождевые тучи? Может запускать на них вертолеты? Или выстрелить каким-то газом? Оказывается, такие проблемы можно предусмотреть и даже решать.
Другое задание той же слушательницы нашего семинара Захаровой. Великан Кроха сделал колеса автобуса большими-пребольшими. Как теперь ездить на таком автобусе? Модель задания та же – сперва установим, с чем взаимодействуют автобус и его колеса: с дорогой, с пассажирами, с другими частями автобуса – мотором, рулем, корпусом. Что теперь изменится с увеличением коле? Автобус поедет быстрее, он может ехать по плохим дорогам, выбираться из маленьких ям, но для этого нужен и более сильный мотор, соответственно будет больше выхлопных газов, будут страдать деревья и люди, столкновения таких автобусов тоже будут более мощными, а значит более опасными. Пассажиры с трудом будут заходить в автобус – очень уж высоко подниматься, их сильней будет трясти по дороге. Итак, выполняя это задание, дети сами должны выявить связи между частями автобуса, между автобусом и пассажирами, между автобусом и его окружением. Собственно, не эти ли цели мы преследуем при изучении темы «Транспорт»? Разница только в том, что не мы им обо всем рассказали, а они нам. Теперь это действительно их знания – они трудом их заработали.
Можно возразить, что тема «Транспорт» имеет и другие цели, например, познакомить с видами транспорта. Виды мы выявляем, сравнивая между собой несколько систем одной надсистемы. Вспомним, на сравнение у нас работала игра «теремок», задание № 31. Дадим на этот раз детям рисунки разных транспортных средств. И пусть они выясняют, чем эти средства друг на друга похожи. Для этого им придется выявить свойства, функции, подсистемы и надсистемы машин, самолетов и кораблей. Тогда окажется, что у машины, автобуса и мотоцикла есть колеса, а у лодки нет. Можем установить, для чего же нужны колеса – чтобы отталкиваться от земли. А лодке они не нужны, так как она передвигается по воде. Можем даже детям предложить разбиться на несколько теремков. И пусть они объясняют, что их объединяет в каждом теремке. Так мы и выявим виды транспорта.
А если в теремок будут приходить разные животные, то мы выявим виды животных; если разные растения – виды растений; разные слова – выявим части речи.
В этой работе мы встречались с пятью волшебниками. На самом деле приемов фантазирования в фантограмме значительно больше. Новые возможности может дать использование новых приемов-волшебников. Так, например, участница семинара из Петрозаводска Л.Дутилова для выполнения приемов – внесение нового свойства, вынесение старого свойства – предлагает волшебника Дай-Забери. Этот волшебник помог мальчику залезть на дерево – дал ему для этого длинные когти. А как будут помогать мальчику когти в остальных его делах: во время еды, одевания, игры? Задав такой вопрос, мы выясним, почему у людей нет когтей. При таком подходе станет понятнее строение человека.
Аналогичные задания можно придумать на любую тему. Опорой нам послужат модели заданий, а системы вставляйте свои. И не бойтесь, если вам ваши собственные задания покажутся слишком сложными, не для детского ума. Во-первых, мы давно договорились, как делать трудные задания легкими (см. вступление 3). Во-вторых, все приведенные здесь задания тоже были решены самыми обыкновенными детьми. В скобках после заданий даны именно их реальные ответы. Так почему бы им не решить еще пару похожих заданий?
И никакого чуда здесь нет. Ведь мы становимся похожими на тех, с кем дружим и кого любим. Все чаще в речи детей встречаются рассуждения Дели-Давай. А порой ученый спор перебивает чей-то запальчивый голос: «А когда я стану волшебником!..» И вправду, очень хочется, чтобы у них это получилось Поэтому я надеюсь, что мои взрослые читатели попробуют сочинить свои задания, и тоже получат удовольствие, решая их вместе с детьми. Это было бы замечательно – ведь маленькие и большие волшебники всегда нужны друг другу.
В подготовке этой работы помогли: А.А.Нестеренко, И.Л.Викентьев, А.А.Гин, Г.С.Флореску, С.В.Сычев, И.Крохина, С.Г.Печерина, А.Б.Сокол, Ю.С.Мурашковский. Автор всех благодарит и в ответ желает творческих успехов.
Использованная литература
1. Амнуэль П.Р. Звездные корабли воображения. – М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия» № 2).
2. Альтшуллер Г.С. Найди идею. Новосибирск, Наука, Сибирское отд., 1989.
3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М., Детская литература, 1989.
4. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990.
5. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездными фантазии. Школа развития творческого воображения. – Кишинев, Лумина, 1988.
* задание взято из работы А.А.Нестеренко «Страна загадок».
** Упражнение подготовлено на основе примера, из рукописи С.И.Гин. «Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе».
*** Задания 58 и 59 взяты из картотеки Николая Мурашковского.