Сд.07 эксплуатация машинно-тракторного парка

ОД.С.04 ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Лабораторная работа. Определение основных параметров

Установки передних колес легковых автомобилей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Специальность 190601 Автомобили и автомобильное хозяйство

Механизация сельского хозяйства

Профессиональное обучение

Уфа 2010

УДК 378.147:629.33

ББК 74.58:39.33

М 54

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № 4 от «28» апреля 2010 г.)

Составитель: ассистент Маннапов И.М.

Рецензент: доцент кафедры технология металлов и ремонт машин Юнусбаев Н.М.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой эксплуатации машинно тракторного парка и автомобилей, доцент Бакиев И.Т.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Освоить методику и приобрести навыки по определению основных параметров установки передних колес легковых автомобилей.

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Автомобиль ИЖ-2717, тест-система СКО-1, подъемник ПЛ-5, набор инструментов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

От правильности установки параметров передних колес и поддержания их в процессе эксплуатации в значительной степени зависят устойчивость движения автомобиля по прямой, на поворотах, его управляемость, а также износ протектора шин.

сд.07 эксплуатация машинно-тракторного парка - student2.ru

а б в

Рисунок 1 Углы развала a наклона оси поворота колеса вбок b: а – положительный угол развала; б – нулевой угол развала; в – отрицательный угол развала; 1 – поворотный кулак; 2 – рычаги; 3 – шаровые опоры; 4 – ось поворота колеса; d – диаметр колеса, мм; х – расстояние от нижней кромки колеса до отвеса, мм.

К основным параметрам установки передних колес относятся: угол развала передних колес; угол продольного наклона (кастер); угол поперечного наклона; схождение колес, а также углы поворота управляемых колес.

Угол развала колеса α (рисунок 1) - это угол между плоскостью колеса и прямой, перпендикулярной к плоскости дороги. При развале колес уменьшается расстояние между точкой пересечения продолжения оси поворота колеса и точкой касания колеса с дорогой, что облегчает поворот колеса. Угол развала имеет положительное значение, если верхняя часть колеса отклонена от продольной плоскости симметрии автомобиля; нулевое при совпадении плоскости вращения с вертикальной плоскостью; отрицательное – при наклоне верхней части колеса в сторону продольной плоскости симметрии автомобиля.

Угол наклона оси поворота колеса вбок (поперечный наклон) β(рисунок 1)- это угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на вертикальную плоскость, перпендикулярную к продольной оси автомобиля. Этот угол служит для повышения устойчивости движения автомобиля при езде по прямой.

При наличии поперечного наклона при повороте колес происходит некоторый подъем передней оси автомобиля. Под действием силы тяжести автомобиля ось стремится опуститься, а колесо - повернуться в положение, соответствующее прямолинейному движению.

Угол наклона оси поворота колеса назад (продольный наклон) γ (рисунок 2) - это угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на вертикальную плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Вследствие наклона оси поворота колеса на угол γ продолжение оси поворота колеса пересекается с плоскостью дороги впереди точки касания колес на расстоянии С. Во время поворота автомобиля центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомобиль по направлению от центра поворота, вызывает появление поперечных сил между шинами и дорогой в точке их касания. Эти силы, действуя на плече С относительно оси поворота колеса, способствуют возвращению колес в среднее, нейтральное положение. При значительном увеличении угла возрастает усилие на рулевом колесе при поворотах.

сд.07 эксплуатация машинно-тракторного парка - student2.ru

Рисунок 2 Угол наклона оси поворота колеса назад (продольный наклон)

При отрицательном угле появляется сила, стремящаяся отклонить колесо от прямолинейного движения и теряется способность самовозврата рулевого колеса в среднее положение.

Схождение колес А-В (рисунок 3). – разность расстояний между бортовыми закраинами ободов, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Он обеспечиваеткачение колес автомобиля,имеющих развал, без скольжения и болееравномерный износ покрышек. Величина схождения колес зависит от угла их развала.

Для регулировки схождения колес необходимо расшплинтовать и отвернуть гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги и вращать тягу против часовой стрелки (если смотреть на автомобиль с левой стороны) для увеличения и по часовой стрелке - для уменьшения схождения.

сд.07 эксплуатация машинно-тракторного парка - student2.ru

Рисунок 3. Схождение колес

Углы поворота управляемых колес - углы между плоскостью повернутого колеса и плоскостью колеса в положении для езды по прямой.

Внутренние углы поворота колес всегда больше внешних углов. Надежно действующая система рулевого управления должна обеспечивать одинаковые внутренние углы поворота для обоих колес. Это обеспечивает качение колес по дуге без скольжения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Наши рекомендации