Особенности Автоперевозок в туризме.
Виды автоперевозок: городские, пригородные, междугородние, международные.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей
Автобусные туры - путешествия групп туристов на автобусах собственных и арендованных. Наибольшей популярностью пользуются малодневные (3-5 дней) и маршруты выходного дня.
Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.
В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя.
Порядок взаимоотношений между автотранспортными предприятиями и туристскими организациями определяется и регулируется заключенным договором.
Договор туроператора и автотранспортного предприятия включает в себя такие вопросы, как количество автобусов и машино-часов с разбивкой на будние и выходные дни, а также по кварталам; сроки согласования планов выделения автобусов с разбивкой по дням недели (за 10 дней до начала каждого месяца); ориентировочную сумму платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их форму; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и другие вопросы.
В договоре четко обозначаются обязанности сторон.
АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:
- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;
- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующей экипировкой;
- осуществлять мероприятия по улучшению качества туристско-экскурсионного обслуживания и повышению культуры обслуживания туристов и экскурсантов;
- поощрять лучших водителей, обслуживающих туристов и экскурсантов.
Туристские организации обязуются:
- использовать выделяемые автобусы в полном соответствии с месячным планом;
- обеспечивать поддержание должного порядка во время посадки в автобусы, высадки из них и в пути следования туристов и экскурсантов;
- не допускать к перевозке в качестве ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие и другие опасные вещества, а также грузы, загрязняющие или портящие автобус, его оборудование и инвентарь;
- в период обслуживания туристов свыше суток предоставлять водителю ночлег на турбазе (гостинице) и место отстоя автобуса с обеспечением его сохранности.
Автотранспортное предприятие:
• При невыделении им автобусов в количестве, указанном в заявке, представленной туристско-экскурсионным учреждением в соответствии с месячным планом, а также в принятом к исполнению разовом заказе, АТП уплачивает туристскому учреждению штраф в размере, как правило, 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе.
• Выделение технически неисправного автобуса приравнивается к непредоставлению его.
• При опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут против согласованного сторонами времени АТП уплачивает штраф туристскому учреждению в размере 10% от стоимости путешествия или экскурсии.
• В случае отказа туристского учреждения от использования опоздавшего автобуса, опоздание приравнивается к непредоставлению его.
• АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа в порядке, предусмотренном Уставом Автомобильного транспорта Российской Федерации.
• В случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус технически исправным.
• Время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.
Туристско-экскурсионная организация:
• При отказе туристских учреждений от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами в соответствии с месячным планом, туристское учреждение уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе.
• Забота о сохранности ручной клади, перевозимой туристами и экскурсантами в салоне автобуса, лежит на обязанности туристов и экскурсантов.
• В случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами или экскурсантами представитель туристского учреждения совместно с водителем автобуса составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.
Автобусы для туристско-экскурсионного учреждения могут быть выделены на маршруты путешествий сроком до трех суток. Режим работы водителя при этом - не более 12 час. в сутки.
В заявках на выделение автобусов указываются:
- марки автобусов и маршруты следования;
- количество туристов и экскурсантов (но не более количества мест для сидения);
- место и время подачи автобуса;
- время начала и окончания путешествия или экскурсии.
Бланк
Паспорт составляется туристской организацией в двух экземплярах на каждый действующий маршрут.
Заполнение паспорта туристского автобусного маршрута.
Лист 1. Наименование маршрута.
Лист 2. Расписание движения автобуса.
Лист 3. Схема маршрута.
Лист 4. Обследование трассы маршрута.
Лист 5. Время (скорость) движения автобуса.
Лист 6. Паспортные данные автодороги.
Лист 7. Финансовый план маршрута.
Лист 8. Расписание движения автобуса.
Совместная работа гида и водителя автобуса на туре.
К водителю предъявляются требования:
- внешний вид (форма)
- не имеет право вмешиваться в работу гида
- четко выполнять требования паспорта турмаршрута
- посторонних лиц не провозить
К гиду предъявляются требования:
- строго выполнять требования паспорта турмаршрута
- не должен давать указания водителю, которые могут привести к ДТП
-не вступать в перепалку с водителем
- внешний вид
Основные моменты безопасности на автобусных турах:
1. Водители не моложе 20 лет.
2. При перевозках детских туристских групп:
• автобусы последних лет выпуска
• наличие сопровождающих
• включение ближнего света фар в дневное время
• установка специальных опознавательных знаков.
3. Снижение скорости в сложных условиях передвижения.
4. Дважды в год проводить обследование маршрутов.
5. Скорость движения - до 70 км/час. Не практиковать движение по ночам.
6. Прекращать движение автобусов в случае стихийного явления или изменения дорожно-климатических условий на маршруте тура.
Аренда автомобилей - От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно). В стоимость арендной платы должно входить следующее:
- неограниченный пробег автомобиля;
- доставка клиенту автомобиля в черте города;
- ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности, кроме повреждения покрышек и ветрового стекла;
- полная страховка на случай ДТП, произошедшего не по вине клиента;
- страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);
- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);
- налоги.
Страхование в туризме.
Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.
Страхование бывает обязательное или добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании соответствующих правил. В правилах страхования приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.
Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов.Туризм, как вид путешествий, связанных с пересечением туристами гос границы, предусматривает осуществление тур формальностей, т.е. проверку соблюдения т-ми условий и правил, установленных гос органами стран въезда и выезда.
Эти правила вводятся гос-вом в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение т-ми паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные тур потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту тур путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий сбор; введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами.