Ее виды и способы проведения
Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 212 УК РФ) определяет понятие массовых беспорядков, которые представляют собой «действия по организации массовых беспорядков, сопровождающиеся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение их участниками указанных выше преступлений, оказание ими вооруженного сопротивления власти», которые не имеют конкретной направленности. События 27–29 февраля 1988 г. в г. Сумгаите показали, что такие беспорядки могут быть направлены в основном против лиц определенного этноса или определенной нации. Здесь же следует заметить, что погромы, поджоги, убийства, хотя и имели национальную направленность (межнациональная рознь, в разжигании которой принимали участие экстремистские силы), однако пострадавшими были не только лица армянской, но и азербайджанской, русской и других национальностей.
Отдельные массовые беспорядки могут возникать стихийно, но это редкий случай. Причины и условия накапливаются среди определенной части населения или даже определенной его категории. Быстрее всего повод для массовых беспорядков находят в среде безработных, молодежи, студентов, которые легче поддаются даже простой, но хорошо организованной агитации. Гражданами, которые легко могут поддаться пропаганде, являются лица, условно - досрочно освобожденные, условно осужденные.
Причинами возможных массовых беспорядков могут быть:
– несправедливость в перераспределении социальных благ, если такие факты стали известны широким слоям населения (жилья, досуга), националистическая кадровая политика;
– не решение экологических проблем (загрязнение окружающей среды, вызвавшей массовые заболевания, снабжение населения продуктами питания, непригодными к употреблению);
– не решение социальных проблем (неудовлетворенность оплатой труда, не обеспечение предметами первой необходимости, не обеспечение водой, отоплением, электроэнергией и др.);
– пренебрежительное отношение ответственных лиц (включая органы местного самоуправления, хозяйственные и административные органы) к нуждам и запросам, которые касаются многих граждан, проживающих на данной территории;
– откровенная бездеятельность правоохранительных органов, потакающих преступным элементам, включая сотрудников ОВД (их хамское отношение к гражданам, злоупотребление служебным положением, вымогательство, незаконное получение необходимых сведений и т. п.);
– нарушение общественного порядка, общественной безопасности при проведении общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий и др.
Массовые беспорядки имеют три стадии (этапа или фазы) развития.
На первой стадии усиленно распространяются ложные слухи о якобы имеющихся событиях, драматизируется обстановка. Обсуждение происходит на рабочих местах, местах жительства, отдыха, на улице, в транспорте и т. д. Учащаются хулиганские действия, имеющие целью дестабилизацию обстановки, резко возрастает количество целенаправленных противоправных действий.
На втором этапе граждане собираются группами, идут ожесточенные споры, выдвигаются несправедливые (или отчасти справедливые) или нереальные требования к органам местного самоуправления. Идет психологический нажим на пассивных жителей с тем, чтобы привлечь их к беспорядкам, резко увеличивается количество насильственных преступлений, имеются случаи нападения на ответственных работников органов управления, правоохранительных органов, невыполнение требований патрульных нарядов отдельными лицами или группами граждан о прекращении антиобщественных проявлений, нападения на сотрудников ОВД, случаи открытого ограбления магазинов и др., частые поджоги (учреждений, квартир, машин и т. д.).
На третьей стадии подстрекатели и активные участники учиняют массовые погромы, поджоги, убийства людей, включая работников органов местного самоуправления, ОВД и других правоохранительных органов. Происходит массовое открытое ограбление квартир, магазинов, учреждений. Люди собираются в многочисленную толпу и движутся в целях разгрома намеченного учреждения (РОВД, администрации).
Под «прикрытием» массовых беспорядков, как правило, совершаются другие уголовные преступления, которые могут происходить на территории населенного пункта в целом, а не только в районе массовых беспорядков.
При развитии массовых беспорядков создается чрезвычайная обстановка. В восстановлении общественной безопасности принимают участие органы власти, правоохранительные органы. Однако основную роль играют силы и средства ОВД. Для предотвращения и пресечения массовых беспорядков проводят специальные операции.
Специальная операция по предотвращению и пресечению массовых беспорядков – это комплекс проводимых под единым руководством, по единому замыслу оперативных, следственных, политических, организационных, профилактических, режимных и других необходимых мероприятий и специальных войсковых (тактических) действий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков.
По видам они могут различаться на специальные операции, проводимые в целях предотвращения возникновения массовых беспорядков или пресечения массовых беспорядков (восстановления общественной безопасности), либо комплексные (специальные операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков).
Специальную операцию по предотвращению массовых беспорядков проводят УВД крайобладминистрации, базовые органы, а также городские горрайорганы, располагающие для этого достаточным количеством сил и средств. Пресечение массовых беспорядков подразумевает использование всего арсенала специальных войсковых (тактических) действий сил ОВД, в том числе и региональных.
В специальной комплексной операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков проводят войсковые (тактические) действия силами и средствами сводного отряда субъекта Федерации (см. приложение 23).
К войсковым (тактическим) действиям относятся: полная изоляция района массовых беспорядков с выставлением контрольно-пропускных пунктов; блокирование толпы; рассеивание толпы; рассечение толпы и ее рассредоточение; применение специальных средств; в случае необходимости действия вооруженного резерва в целях захвата или уничтожения вооруженных преступников; захват подстрекателей, активных участников, экстремистов и других лиц, совершающих преступления.
В зависимости от обстановки и поведения толпы специальные операции по пресечению массовых беспорядков условно различают по способу проведения:
– бесконтактные (рассеивание толпы);
– контактные (рассечение, а затем рассредоточение толпы);
– с применением обоих способов.
Основное отличие заключается в способе воздействия на толпу.
Как показывает практика, чаще всего для пресечения массовых беспорядков используют бесконтактный способ рассеивания толпы в одном или нескольких удобных для группы блокирования направлениях. При рассеивании толпы используют специальные средства «Черемуха» или «Сирень»
(в разных вариантах), дымовые шашки и др.
Этот способ применяют, когда толпа сравнительно небольшая
(3–5 тыс. человек), находится в движении, плотность толпы менее одного человека на 1 м2, а также при высокой ее агрессивности.
Положительная сторона этого способа заключается в отсутствии контактного, силового (применение физической силы) давления на толпу. Это способствует более организованным действиям личного состава. Обычно эти действия выполняет группа блокирования толпы.
Проведение специальной операции контактным способом рассечения (рассредоточения) осуществляют тогда, когда толпа многочисленна (более 5 тыс. человек), располагается с небольшой плотностью (один человек на 1 м2), не передвигается, ведет себя в основном не агрессивно.
Сущность данного способа заключается в том, что группа рассечения рассекает толпу на 2, 3, 4 части и вытесняет (рассредоточивает) их в направлении контрольно-пропускных пунктов за рубеж внешнего оцепления.
При рассечении толпы применяют специально оборудованную пожарную машину или БТР. Личный состав группы рассечения с помощью физических усилий делит толпу на части. В отдельных случаях применяют те же средства, что и при проведении специальной операции способом рассеивания. Следует только принять меры для предотвращения поражения личного состава спецсредствами «Черемуха» или «Сирень». Для этого используют противогазы. Однако необходимо учитывать, что при физическом воздействии на толпу противогазы ограничивают обзор и весьма затрудняют движения. Использование противогазов эффективнее всего, когда специальная операция проводится бесконтактным способом.
Если толпа передвигается, принимают меры для ее остановки. С этой целью блокируют направление движения толпы (улица, дорога с прилегающей местностью), а затем ее рассеивают. Для остановки толпы используют специальные средства «Черемуха», «Сирень», металлические спирали и др.
Принимая во внимание важность предотвращения или пресечения массовых беспорядков, руководитель специальной операции обязан тщательно готовить ее, чтобы избежать неоправданных пауз в организации и проведении. Поэтому заранее необходимо распределить силы и средства, организовать управление ими. Он обязан точно выбрать момент начала каждого вида операции и конкретной деятельности. Приняв решение, он определяет способ действий. Операцию необходимо доводить до конца, а не останавливаться при первых наметившихся успехах.
Если толпа находится на месте, то необходимо отсечь активное ядро от остальной ее части. Это может быть 100–300 человек. Активных участников задерживают и отправляют на фильтрационные пункты.