Захват вооруженных преступников и освобождение заложников на улице, на открытой местности, в лесу
Захват производят способами «преследования» и засады. Необходимо учитывать следующую особенность: известно ли преступникам, что в отношении их ведутся действия сотрудников органов внутренних дел. Особенности подготовки примерно такие же, как рассмотренные выше. При организации захвата на улице, что на практике случается очень редко, основная задача сотрудников – изолировать преступников и обезопасить заложников. Подобная ситуация возникает только в том случае, когда преступник (преступники) переводят заложников из одного места в другое. Особенно это касается захваченных детей.
При поступлении сведений о передвижении вооруженных преступников по улице и при невозможности организовать засаду целесообразно начать преследование сигналами ОБГ с последующим сближением и захватом. Такая ситуация возникает, когда захват в месте содержания заложников невозможен или он может повлечь жертвы среди них.
При возможности – организовать засаду на пути движения вооруженных преступников. Это делают, выбрав удобное место на улице. Мест расположения сотрудников может быть несколько. Например, захват двух вооруженных преступников, удерживающих в заложниках одного ребенка. В этом случае действуют не менее двух подгрупп захвата. Они располагаются поблизости друг от друга или с противоположных сторон улицы. Причем не обязательно в укрытии. Если позволяет обстановка (например, на улице имеется небольшое скопление граждан), это необходимо использовать. При подходе к преступникам сотрудники стремительно сближаются (броском) и захватывают их.
На открытой местности захват производят также с учетом обстановки. Наиболее ответственным является этап сближения. Можно использовать рельеф местности, транспорт (если местность открытая). Например, находясь в автомобиле, сотрудники наблюдают за преступниками, и как только те выходят на определенный участок, стремительно идут на сближение, а затем выскакивают из машины и захватывают преступников.
Захват вооруженных преступников и освобождение заложников в общественном месте
Общественное место может стать объектом нападения, и все граждане, которые оказались там, могут быть взяты в заложники. Здесь возможны два вида ситуаций: когда преступники знают, что в их отношении уже ведутся действия по захвату, или не знают. Рассмотрим пример захвата преступниками отделения сберегательного банка или кассы на производстве, в организации или учреждении.
Особенностью данного места, как правило, будут вынужденные действия сотрудников, известные преступникам. Первоначальная цель преступников – завладение деньгами. А причина захвата заложников – противодействие сотрудников сбербанка (кассы) или прибытие наряда милиции по вызову.
Необходимо провести подготовку личного состава оперативно-боевой группы, который выполняет задачу по захвату вооруженных преступников и освобождению заложников. Других сотрудников привлекать нецелесообразно. В крайнем случае можно использовать группу регулирования движения (ГАИ) для перекрытия данной улицы и организации объезда (обхода) места проведения специальной операции.
Основные усилия групп захвата направлены на безопасное проникновение в операционный зал (кассы). Если есть другой вход, необходимо его использовать. Можно произвести подрыв дымовой шашки на входе, чтобы неожиданно ворваться в то место, где находится преступник, или применить взрывпакет огневого воздействия. В случае если преступников нельзя под благовидным предлогом выманить за пределы помещения, необходимо врываться внутрь, так как имеется реальная опасность для жизни заложников. Если угрозы заложникам нет, то можно основательно подготовиться к действиям, одновременно ведя переговоры с преступниками. При отсутствии возможности проникнуть в место нахождения преступников необходимо пойти им на уступки. То есть при требовании выпустить их сделать это, но захват осуществить на выходе либо в предоставленном им транспорте. Возможны другие тактические приемы, которые позволяют войти в контакт с преступниками сотрудникам группы захвата.
Глава 11. Организация и проведение
Специальных операций