Организация складскогохозяйства

Организация складского хозяйства сводитсяк определению объемовскладаипроизводственныхзапасов,способов сохране- ниязапасныхчастей,адреснойсистемыих поиска,краспределе- ниюзапасныхчастейи материаловнагруппы,присвоениюим соответствующихкодовилииспользованиюзаводскихкодов,орга- низацииучетаидвижения(приемки-выдачи)материальныхценно- стейиихсохранения.

Внастоящеевремянаиболее распространеннаяформаоргани- зациискладанастанции- этосклад-магазин.Такаяформапо- зволяетсократитьоперацииприемаивыдачи(продажи)запас-

ныхчастей,способствуетихбыстромудвижениюиоборотуобо- ротныхсредств.

Вместестемнанекоторыхстанцияхимеютсяотдельныйсклад

имагазин.Причинойэтогоможетбытькакпроизводственнаяне- обходимость(например,наскладесохраняютсятакиегруппыма-

териальныхценностей, которыенепродаютсявмагазине,ане- обходимы дляпроизводства- бочки,стекло,строительныема- териалы,запасныечастидляоборудования,металл,топливо,ма- стика,смазки),такисостояниесклада(невсегдавозможнораз- меститьмагазинвбывшемскладскомпомещении).

Следует стремитьсякминимальной площадисклада.Этооп- равданодвумяпричинами: во-первых,складихранениевнем

производственныхзапасов дорогостоят,во-вторых,чембольше запасынаскладе,тембольшая долякапитала,овеществленнаяв запасах,замораживается,счемнеобходимобороться.

Приопределенииобъемазапасовнеобходимознатьпотребность взапасныхчастяхдляконкретных условийфункционирования сто.

Наиболеепростойподходкопределениюобъемазапасныхча- стейзаключаетсявучетеихмесячнойпотребности,атакжевуче- тедней, необходимыхдляразмещения заказа иформирования

резервногозапаса,т. е.величинастандартногозапасаопределяет- сяизвыражения

д д '
3 =М (дз+Др.з)

ст п

мм

(51.1)

гдеЗет- величинастандартногозапаса,ед.;М, - средняямесяч- наяпотребностьвзапасныхчастяхзаданнойноменклатуры,ед.; дз- числоднейдляразмещениязаказа;др.з- числодней,необ- ходимоедляформирования резервногозапаса,т.е.достаточного длякомпенсации объемапродажзадр.здней;дм - числодней работыСТОвмесяц.

Например, примесячнойпотребностив200комплектахтормоз- ныхколодок(М;=200)дз=6дн.,др.з=12 дн.идм= 30дн.Объем

стандартного запаса составит Зет= 200(6/30 +12/30)= 120ед.

Приопределенииобъемазапасовпреждевсегонеобходимознать

потребность взапасных частяхприконкретных условиях након- кретной станции. Например, еслипо данным статистического

анализа замесяц потребность вопределенных деталяхсоставляет

200шт.,тоихчисло наскладе рассчитывается как произведение

средней месячной потребности насуммудней, необходимых для размещения заказа иформирования резервного запаса, сучетом

частотызаказов.

Вприведенном примере время, необходимое дляразмещения

заказа, - 6дней, резервный запас(т.е.достаточный длякомпен-

сации объема продаж) составляет 12дней.Стандартный запас:

20(6/30 +12/30)0,6=60шт.

Следующей задачей, требующей решения при организации

работы склада, является система присвоения кодов иинвентар- ныхномеровдеталям,которыесохраняются,необходимаядлябух-

галтерского искладского учетазапасных частей, анализа ихис- пользования, инвентаризации ит.д.Этазадачаусложняется при условии, чтостанции общего пользования (специализированных

фирменных станций значительно меньше) обслуживают большое числомарок имоделей автомобилей,чтоведеткувеличению но- менклатуры запасов. Каждыйавтомобиль имеетсвоюсистемуко- дификации запасных частей, которая должна сохраняться дляих заказов упоставщиков илирозничных торговцев.Например, не- которые автомобильные фирмы имеютнумерацию запасных час- тей, которая состоит из 1О или 12цифр (двепоследние - допол- нительные).Цифры вкодахимеюттакуюрасшифровку:

0000.Q -00 00 я(-ОО) - основной номердетали.

1234 56 7

1. Номер группы (ООххх-ххххх): двигатель,мост, кузовит.д.

2.Номеркодаузла(ххООх-ххххх).

3.Номердетали(ххххО-ххххх).

Нумерация кода узлаикодадетали имеет свои особенности, например кодификация левойиправой деталей (рычаг, рулевая

тяга, фаза),еслидеталь неявляется самостоятельной, ит.д.

4.Номер кода классификации (ххххх-ООххх): двигателя, авто-

мобиля взависимости оттипа, модели автомобиля.

5. Номердополнительного проекта (ххххх-ххООх).Еслидвеили большедеталиимеют одинаковый основной номер (с1-йпо5-ю

цифру) иодинаковый номер кода классификации (7-ю цифру), номер дополнительного проекта используют длятого, чтобы эти детали можно былоотличатьдруготдруга.

6.Номер основной конструкторской замены (ххххх-ххххО). Он присваивается для того, чтобы определить взаимозаменяемость

деталей. Конструктивные замены могутпривести кневзаимозаме- няемости деталей.

7.Номер кодацветаилиразмера (ххххх-ххххх-00):от01до09. Онприменяется, когданеобходимо указатьцвет(например, внут- ренней отделки). Этодополнительный номер.

Но, кроме этого, может возникнуть потребность вовнутрен- нейкодификации запасных частей, например, еслиСТОпокупа- етзапасные частиуразных поставщиков сотсрочкой платежей и поразным ценам. Можетвозникнугь потребность вотслеживании продаж ипоконкретным поставщикам.

Формирование,регулирование иконтрользапасовориентированы наихвысокую оборачиваемость приудовлетворительном обеспе-

чении клиентуры ирациональных расходахнаподдержание запа- сов.Регулирование запасов заключается вопределении ихуровня ивразработке условий, которые обеспечивают поддержание за- пасовнаэтом уровне.

Важными показателями для контроля запасов являютсясред­

нийтекущийистраховой запасы.

Среднийтекущийзапасопределяет величину средств, вложен-

ных взапасы, исреднюю стоимость ихсодержания. Поскольку запасы пополняются немгновенно, ареализация запасных частей нестабильна ввидуколебания спроса,тодляудовлетворения спроса влюбоймоментвсистемууправления необходимо включатьстра­ ховыезапасыдеталей.

Основные факторы, влияющие на размер страховых запасов,

связ~ны сколебаниями спроса иусловиями поставки, т.е.откло- нениямиинтервалов поставок отзаданных вследствие нарушения ритмичности производства, опозданий транспорта,задержеквпуги ит.д.

Дляподдержания запасов наопределенном уровне разрабаты-

вается порядок установления нормы запаса, правил пополнения

иконтроля.Длядеталей высокого спроса (группаА)сцельюпо- крытия любыхскачков спроса взапас включается максимальный страховой запас.

Длядеталей постоянного спроса (группа В)взапас включает- сяумеренный страховой запас.

Длядеталей нерегулярного спроса (группа С)взапасвключа-

етсянизкий илинулевойуровень страховыхзапасов.

Длякорректировок размера запасов применяется частыйконт- роль(длядеталей группыА),периодический контроль (длядета-

лей группы В) ивыборочный контроль (длядеталей группы С)

запасов.

Расчеттекущего Зтехистрахового Зстрзапасовдлякаждогонаи- менования детали рассчитывается последующим моделям:

организация складскогохозяйства - student2.ru

14 Власов

(51.2)

организация складскогохозяйства - student2.ru (51.3)

гдеСпр- прогнозируемыйспрос;Пвр- временныйпериод;Н3-

неудовлетворенные заявки;П0ж- ожидаемыепоставки.

Пополнениезапасовможетосуществлятьсянаосновеисполь-

зованиядвухнаиболеераспространенныхсистем:

1 - системасфиксированным размеромзаказа (например,

100деталейразвмесяц);

2 - системасфиксированным интерваломмеждузаказами

(например,ежеквартальнодо20-го числапервогомесяцакварта-

ла)сзаданнымчисломзаказываемыхдеталей.

Системасфиксированнымразмеромзаказапредусматриваетсле-

дующуюпоследовательностьподготовкизаказа:

определяетсяразмерзаказа,близкийкнеобходимомуколиче- ству(большийили равный), сучетомвозможностиполучения

большойстоимостнойскидки;

определяетсяуровеньзаказасучетоможидаемогообъема·про- дажзавремяожиданияпоставки,а такжевеличиныстрахового запаса;

проверяетсяостатокзапасапослекаждойпродажи;

приснижениизапасадоколичества,равногоразмеру заказа, готовитсядокументдлязаказасеговысылкой.

Системасфиксированным интервалом междузаказамипредус- матривает:

установлениепериодичностиконтролязапасовсучетом гра- фикапоставокпоставщика;

определениевеличинытребуемыхзапасов,т.е.

Зтр =Nпр +Зстр, (51.4) гдеNnp - числодеталей,продаваемых запериодконтролязапа- совизавремяожиданияпоставки;Зстр- число деталейв страхо- вомзапасе;

составлениеграфикапроведенияконтроляуровнязапасов;

примемрешенияоразмерезаказасвысылкойеговустанов-

ленныйграфикомдень.

ПриэтомразмерзаказаР3 можетбытьопределенследующим образом:

организация складскогохозяйства - student2.ru

гдеЗнал - наличныйзапас;Пр0ж- приходожидаемый.

(51.5)

Всвоюочередь,оптимальныеразмерызаказовопределяются

присопоставлениииздержекнасодержаниезапасовирасходов назаказы.

Расходыназаказыпредставляютсобойиздержкиназакупку каждойпартиидеталей,включающие:

затратынаконтрольналичияиподготовкузаказа;

высылкузаказаиполучениетовара;

проверку количества икачества, раскладкупоместамхранения;

проверку документов, подготовку рекламаций, постановку на учет, бухгалтерские проводки.

Затраты назаказы инасодержание запасов принимаютсякак средние величины.

Расчет годовых затрат иэкономичного размера заказа может бытьопределен последующим формулам.

Годовыезатраты назаказы

Sr.з=Cз.nNrfм; (51.6)

гдеСз.п- расходыназаказыоднойпартиидеталей;Nr­ годовой расходдеталей;М;- размероднойзакупочнойпартиидеталей.

Годовыезатраты нахранение

. Sr.x=[ах/lООМп/2]С3, (51.7) где~ - расходынахранениеединицытовара(условновыражает- ся впроцентах стоимостидетали); С3 - закупочная стоимость детали.

Суммарные годовыезатраты

Sr.r =Sr.з+Sr.x.

Экономичный размерзаказа

э
_ 2Сз.пNr

3 -

(51.8)

(51.9)

(ах/lОО)Сз

Экономичный размерзаказаЭопределяетсяисходяизмини- мизациивеличинысуммарныхгодовыхзатрат:

Sr.r ~ min. (51.10) Например,пристоимостидеталиС3 =240руб.,расходахнаее

хранениевразмереах= 50% отстоимостидетали,расходахна заказыкаждойпартииСз.n=10руб.,годовомрасходеNr=200дета-

лейиразмереоднойзакупочнойпартииМ;=40шт.экономичный

размерзаказасоставит:

Э = 2· 1О ·200· 100~182шт.

3 50.240 '

r
ПриэтомгодовыезатратыназаказыSr.зихранениеSr.x,атак- жесуммарныегодовыезатратыSr.составят:

Sг.з=10руб.·200шт./40шт.= 50руб.;

Sr.x=[50 %/100·40/2]·240руб.=2400руб.;

Sr.r=2450руб.

ДлясреднихималыхСТОобщаяплощадьскладаFскл может бытьрассчитанапоупрощеннойметодике,котораяявляетсяха-

рактерной для имеющихся и вновь создаваемых автосервисных организаций:

s
Е = .О.З (51.11)

скл нП '

С.3(~))

гдеSп.о.з- стоимостьпланового объемазапасов; Нс.з(мз,- норма- тивстоимости запасов наединицу вместимой площади склада.

Приэтомплановый объемзапасов равен:

S.п.о.з

=Sо.м.пN.пост,

(51.12)

гдеS0.м.п - плановый объеммесячной продажи запасных частей; Nnocт - заданный временной интервал поставки вмесяцах(обыч- нозадаетсяравным 1...2месяцам).

Норматив стоимости запасов Нс.зопределяется извыражения

=Е,
Н Sтек

С.3

CICJI

гдеSтек- текущий общий объемзапасов.

(51.13)

Учитывая, чтостоимостьсодержания запасов наскладахеже- годновозрастает вследствие ростастоимости аренды, отопления, электроэнергии, рабочей силыидругого,необходимо, чтобыраз-

меры склада непревышали рациональных судобной планиров- койдля приема, перемещения иотгрузки запасных частей има- териалов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Коэффициент корректирования нормативовв зависимости

от·модификацииподвижногосоставаиорганизацииегоработы- К2

  Модификацияподвижного составаиорганизацияего работы   Нормативы
  Трудоемкость ТОиТР   ПробегдоКР   Расход запасныхчастей
  Базовый автомобиль   1,00   12,00   1,00
  Седельныетягачи   1,1О   0,95   1,05
  Автомобили содним прицепом   1,15   0,90   1,10
  Автомобилисдвумя прицепами   1,20   0,85   1,20
  Автомобили-самосвалы приработенаплечах свыше 5 км   1,15   0,85   1,20
  Автомобили-самосвалы с однимприцепомилипри работенакоротких плечах (до5км) 1,20 0,80 1,25
  Автомобили-самосвалы с двумяприцепами   1,25   0,75   1,30
  Специализированный подвижнойсостав (взависимостиотслож- ностиоборудованияг'   1,1 ... 1,20   - -

• НормативытрудоемкостиТОиТРспециализированногоподвижногосо- ставадолжныуточнятьсяпоконкретномусемействуподвижногосостава.

Приложение 2

Коэффициенты корректирования нормативов удельнойтрудоемкости текущего ремонта (К4)ипродолжительности простоя вТОиремонте

(К4)взависимости отпробегасначала эксплуатации

  Пробегсначала эксплуатации вдолях отнормативногопробе- гадокапитального ремонта   Автомобили
  Легковые   Автобусы   Грузовые
з;   ]('4 к;   ]('4 к;   к~
  До0,25   0,4   0,7   0,5   0,7   0,4   0,7
  Свыше0,25до0,50   0,7   0,7   0,8   0,7   0,7   0,7
))0,50)) о,75   1,0   1,0   1,0   1,0   1,0   1,0
))0,75)) 1,00   1,4   1,3   1,3   1,3   1,2 ·1 2 '
))1,00~ 1,25   1,5   1,4   1,4   1,4   1,3   1,3
  )) 1,25)) 1,50   1,6   1,4   1,5   1,4   1,4   1,3
)) 1,50»1,75   2,0   1,4   1,8   1,4   1,6   1,3
  ))1,75)) 2,00   2,2   1,4   2,1   1,4   1,9   1,3
  Свыше2,00   2,5   1,4   2,5   1,4   2,1   1,3

Приложение З

Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТОиТР

взависимости отчислаобслуживаемыхиремонтируемыхавтомобилей

вАТОичислатехнолоmчески совместимыхгруппподвижногосостава - К5

  Числообслуживаемыхи ремонтируемыхавто- мобилейвавтотранс- портнойорганизации Числотехнологическисовместимыхгрупп подвижногосостава"
  Менее3     Более3
До100 1,15   1,20   1,30
Свыше 100до200 1,05 1,1О   1,20
)) 200 ))300   0,95   1,00 1,10
  ))300 ))600   0,85   0,90   1,05
  Свыше 600   0,80   0,85   0,95

*Числоавтомобилейв технологическисовместимойгруппе должнобытьне менее25.

Распределение подвижногосоставапотехнологически совместимым группамприпроизводстве ТОиТР

  Типы подвижного состава Технологическисовместимыегруппыпо типамибазовыммаркам
подвижногосостава
ll IV v
  Легковые автомобили   Автобусы   Грузовые автомобили   АЗЛК, И))(,ВАЗ   -   иж ГАЗ     РАФ,УАЗ УАЗ,ЕрАЗ -   ПАЗ,КавЗ ГАЗ -     ЛАЗ(карб.), ЛиАЗ ЗИЛ,АЗ, Урал -
  ЛАЗ(диз.) МАЗ, КрАЗ,
КамАЗ

Примечан ия: 1.Технологически совместимая группавключаетподвиж- нойсостав,конструкциякоторогопозволяетиспользованиеоднихитех жепо- стовиоборудованиядляТОиТР.

2.ОрганизацияработивыбороборудованиядляТОиТРподвижногосостава внутрикаждойтехнологически совместимой группыосуществляетсясучетом

производственной программы.

3.Специальныйиспециализированныйподвижнойсостав(заисключением

автомобилей-самосвалов иавтомобилей-фургонов) формируется ввидедопол-

нительныхтехнологическисовместимыхгруппсучетомбазовоймоделиавтомо-

биляисложностиконструкцииустановленного нанемспециальногооборудо- вания.

1.

Бумажные носителиинформации (документы),используемые организации ТО

    Автобустехническиисправен. Ухазателимаршрутаустановлены. Выездразрешаю   Механик   Автобусвтехническиисправном состояниипринял     Шофер     Отметка осдачеавтобуса присменешофера Путевойлист№ (городскогоавтобуса) ~- • г. Автобусмарки   ФамилияшофераIсмены Фамилия кондуктора Iсмены ФамилияшофераIIсмены ФамилиякондуктораIIсмены     Наименование илиномермаршрута
    Подача позаказу     Заказчик
  Заказчик
  Выходивозвратавтобуса
  "u:i': ~ u порасписанию фактически
  Сдал Принял Отметкаопринятииавто привозврате   выход зае:щ возврат выход зае:щ   II038paT
буса              
           
               
               
               
  Сдал Принял Шофер Механик              
             
             
Показания спидоиетва 1Подпись              
Привыезде              
1 1              
Поисмене 1              
  Привозврате              
  Пробег Iсмены              
ПообеrIIсмены              
1 1              

Приложение 4

винженерно-техническойслужбе(ИТС)автомобильноготранспортапри иремонтаавтомобилей

  Государственный № Таб. № Таб.№ Таб.№   Таб.№   Форма№   блях)  
Плановоезадание  
  Смена Суточная выручка(вру  
     
   
   
. Учетработы  
   
  Наименование   шоферов   автобусы засутки  
показателей Iсмена 11смена  
от ДО (штамп)   Часыфакт.работ............ вт.ч,налинии............... И3НИХ снарушением графика Впростое   Втомчисле: 110эксплуатационным причинам........................ потехническимнеис- правностям..................... Позаказу........................ Отстой............................ Ночныечасы..................     Общий пробег(км)....... Нулевойпробег(км)......   Рейсовснарушением графика иучитыва- емыхпоказателей..........        
от ДО (штамп)        
       
  Расходгорючего:кг литр        
       
    Количе- ство   Подпись        
       
  Замеростатка привыезде      
       
       
Вьшано Выдано            
           
Выдано            
  Замеростатка привыезде            
       
           
Выданомасла            
Выданомасла            
             
  Расходпонорме            
           
Расходфактич.            
I Экономия        
ИтогI Перерасход      
                 
Путевойлистобработал

(подпись)

~ :i

:1 cr:: (J

u

):

о
(J С\1

м

v""'

1-.

t)

'8 ><""'

~ о

\оО,..... \ОМ

~§ ~ .

s
0 1о.

о.о о.о

С\1

м ~ё t::

t::

r-' t::f-,

r::t ~

......

~:i ~i

-(")

'1 =8. )1 =&о

rJ t:::

о.

оg

(")

-О-\-

. '8
-
[ f о. f N

1-, N

r::i: ~ ~'8 ~

Q)
с:
""'

cv о r:i.

р..

~ ~ о.

["-..

....N..._

-
~:i -V)

'1

c,;s

1::1: t:: t::1::1: t:: t:: \О

N

= &N

N
-

о.v

i
о

f N

м

-N

р..

~

,V""'N

~ ti'8
-
С\1 о с. ......

\Се

1::1: t:: t::

t.) о

о

N

-О\

t
-
:1 ~:it ~~ о

~

~
~ щ

~ е,

f-,

~

11:1 &

~

= с.

организация складскогохозяйства - student2.ru '1

:t: ~

N

-

0..0...

Q) • t)
::ii== ~

~
м
е1:7"~

""' о. ""'

.г..-..,.

~~~
=~-=<

С\1 о.

1::::: ~~&

......._

\D

~ щ t:I: t:: t:: ~ t:: t::

::Е~:i

м = &

.........._

V)

v

::ii=

<

=

.......

..,...._

-
---
t t:::.

t::: f

~ ~

.v""'

м

.....

N-
8.-.-.....

С\1 !:, \D

~ о

1::1: t:: t::

~~

~
~:i

о
-......

,.Q = о.о. = &О\

с.)
:z:
f
~

f-, С1:1

......._

1-.

:s:

J т--

i:c ""'""'

......._

1:::(

С\1

g•t)~i-:S

-
-

\D
t; 8. С\1 ~ 8.\О

~ t:: t:: 1::1: t:: t::

С\1

§ u ~

V)

-е-

м

---

:i t:: N

-
о. =: ......

(J о.

-

..Q

:z: =:

t:: :.:t:= ..Q t::

- ><

о :i

С\1 t:::

о
t \D 5 :s: IIJ
Е
t:: о С\1 \D cf (J --

(')

u :25 "u"'. &""' :.: ~

:z:

..Q

t:::

:1

с,::

t:::

. ~

С\1

~

о.

c:Q\О е-

u t)

С\1 •

t:: 8.о ~ IIJ

~ с:1

cf о.:i:><

~ L-. f

1-.. t::\.)

t:!~

t::t:: ~

~ ~ ~



III.

№.пачкиI Порядковый№

  ШИФРЫ Неисправность устраненаОТК
  при- чины   операции   канал   оче- редь продол- житель- ностъ   шифр   подпись
               
1 1 11 РЕМОНТНЫЙ ЛИСТОК

ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ (ЗАЯВКАНАРЕМОНТ)

Техническое состояние автомобиля проверил

  Авт-льтехни- ческииспра- вен, выезд разрешаю   Диспетчер ОУЦУП   №контрольных талонов
механик КТП (ОТК) начальник   колонны   водитель   механик КТП (ОТК)      
  шифр     шифр     шифр     шифр     шифр        
подпись   подпись   подпись   ПОДПИСЬ   подпись        
(механик)

Гараж- ный номер               Группаэкс- плуатации       Дата окончания ремонта          
    Модель       Датаполу- чения ре- монтного листка           Время окончания ремонта          
  Тип кузова   Времяпо- лучения ремонтного листка         Время начала работы налинии           Шифр тех- нического воздействия
    Цикл     Дата начала ремонта         Время окончания работы налинии           Номер заказа
  Пробег     Время начала ремонта         Кол-во вых.дней времонте   Номердиаг- ностичесхой карты
                                     

Оборотная сторонаремонтного листка

Контрольная

сумма

  № п/п     Гараж- ный№ агрегата     Номер детали поката- логу   Местоихарактер неисправности (предполагаемая причина возникновения) Шиm1 отказа     Шиф работ
место- распо- ложение детали наавт- ле по- вреж- дение дета- ли     ВИД отка- за   причи- навоз- никно- вения
                 
р

Наши рекомендации