Производственный процесс и егоэлементы
Основойрациональнойорганизациии управлениянаавтомо- бильном транспортеприпроведенииТОиремонтаавтомобилей являетсяпроизводственныйпроцесс. Рациональноорганизован- ныепроизводственныепроцессысоздают условиядляпримене- ниянаиболеепрогрессивных иэффективныхпринципов,мето- дов,формирациональныхорганизационныхструктуруправле- ния,которыеобеспечиваютоптимальноесочетаниедецентрали- зованныхицентрализованныхпроцессовуправленияиобеспечи- ваютмаксимальнуюэффективностьуправления.
Любойпроцесструдавключаеттриосновныхэлемента:сред-
стватруда,предметытрудаирабочуюсилу.Такимобразом,про- изводственныйпроцесс- этосовокупностьпроцессовтруда,ра- бочейсилы,использующейсредстватруда,направленныхнапре-
образованиепредметатрудавпродукттруда.
Оптимальныйпроизводственныйпроцессдолженобеспечивать:
рациональное, наиболееэффективное сочетаниеотдельных частейпроцесса(например,профилактикиивосстановления);
наиболеерациональноеиспользованиеорудийтруда(конвей-
. еры,подъемники идругоетехнологическоеоборудование)как
помощности,такипопроизводительности;
наиболеецелесообразноевзаимноерасположениеотдельных
· подразделений,работниковиоборудованиясучетомрациональ-
нойпоследовательностивыполненияработпоремонтуАТС;
внедрениенаучнойорганизациитрудавкаждомподразделе- нииинакаждомрабочемместе;
1О Власов289
внедрение передовых методов иприемов трудасцелью созда- ния возможности осуществления прогрессивных методов управ- ления производством.
Обобщающимпоказателем рациональнойорганизациипроиз- водственного процесса долженявляться показатель егокачествен-
ного выполнения в возможно короткий срок с минимальными затратами материальных итрудовых ресурсов.
Превращение предмета трудавготовуюпродукцию всоответ- ствии соспециализацией предприятия называется основным про- цессом производства.ДлятехническойслужбыкомплекснойАТО основнымпроцессомпроизводстваявляютсяТОиремонт транс- портныхсредств.
Производственный процесс, осуществляемыйдляудовлетво-
рения нуждосновного производства, называетсявспомогатель-
нымпроцессом(например,ремонттехнологическогооборудова-
ния).
Производственные процессы, осуществляемыевАТО, в·ос-
новномоченьсложные,идляудобстваанализаихможнорасчле-
нить на организационно итехнически обособленные части -
частичныепроцессы.Частичныепроцессы,всвоюочередь,состо-
ятизкомплексапроизводственныхопераций.
Комплексом операций называетсягруппаоперацийпоизготов-
лению (восстановлению, обслуживанию)одной продукции (де-
тали,узлаилиагрегата)наодномпроизводственномучастке.Опе рация законченная частьпроизводственногопроцесса,выпол- няемая однимилигруппойрабочихнаодномрабочемместеи
охватывающаявсеихдействияповыполнениюзаданнойработы.
Технологически операция представляет собой комплекс по-
следовательныхдействийпообслуживаниюагрегатаилигруппы
агрегатовавтомобиля(регулировкасвободногоходапедалитор-
моза,сменамаславкартередвигателяит.д.).
Классификация производственногопроцессаремонтаАТСпо
различнымпризнакамиформампредставленанарис.28.1.
Производственные процессыремонтаАТСвзависимостиот
степениучастиявнихчеловекамогуг быть:
ручными,осуществляемымиисполнителемвручную илиспо- мощьюручныхорудийтруда(например,снятиеагрегатабезпри-
' • |
1
t t f
Машинные |
Рис.28.1.Классификация производственных процессовремонтаАТС
взависимости отстепениучастия внихчеловека
менения электрических, пневматических и имподобных инстру- ментов);
машинноручными,осуществляемымимашинамиили механиз- мамиприучастииисполнителяилигруппойисполнителей (на- пример,заворачиваниегаекгайковертом);
машинными,прикоторыхосновная работаполностьюпроиз- водитсямеханизмом(работа натокарномстанкесмеханической подачей);
автоматизированными, прикоторыхвсе основныеивспомога- тельныеработыосуществляютсяавтоматическибезфизического
участиячеловека;
аппаратурными, при которыхосновнойпроизводственныйпро-
цессосуществляетсявспециальнойаппаратуре,афункциирабо-
чего(оператора)сводятсякнаблюдениюиконтролюзаним(на- пример,снятиенекоторых диагностическихпараметровспомо- щьюспециальнойаппаратуры).
Похарактеру исодержаниюпроизводственныепроцессыраз- деляютсянамеханическиеифизико-химические.
Механические этотакиепроцессы,прикоторыхподвоздей-
ствиеммеханическихусилийизменяютсяформа,размеры,состо- яниеиположениепредметатруда(например,правка,гибкадета- лей,изменениеразмеровпутемрегулировкиит.п.).
Физикохимическим процессамсвойственно изменение физи- ко-химических свойств материаловиихвнутренней структуры (например, термообработка деталей, покраска синтетическими эмалямиит.п.).
Подлительностичастипроизводственногопроцессаподразде- ляютнанепрерывныеипрерывные.
Непрерывными называют такиепроизводственныепроцессы, которыепротекаютбезостановок изаканчиваютсялишьтогда, когдаиссякаетзапасилипрекращается подачасырья, материа- ловилизаготовок.
Прерывными называют такиепроизводственныепроцессы,ко- торыепрерываютсявсвязисокончаниемобработкикаждойеди-
ницыпродукциииликаждойпартииизделий.
Прибытиеавтомобилейслинии происходит, какправило, в течениеотносительно короткого времени.Так как пропускная
способностьЕОрассчитываетсянаоднуилидверабочиесмены, тобольшаячастьавтомобилейпосле приеманаправляетсявзону хранения,откудавпорядкеочередионипоступают взонуЕОи далеевсоответствиисграфиком(рис.28.2).
ПоприбытииавтомобилейвАТОводителисообщаютмехани- кам,принимающимавтомобилислинии,озамеченныхнеисправ- ностях.МеханикиАТОилиавтоколоннысубъективноипри помо- щисредствдиагностированияопределяюттехническоесостояние автомобилей.ПорезультатамдиагностированиявАТОоформляют
---------------
r
Д-1 Зона Д-2
ктп |
ожидания |
|
--------.-,Хранение_.
Рис.28.2.Принципиальная схема технологического процесса ТОиТР
для АТО:
КТП- контрольно-технический пункт;УМР- зонауборочно-моечныхработ; Д-1иД-2- постыдиагностики;ДР- выполнениедиагностики приремонте;
--1~~ - основнойпутьдвиженияавтомобилейчерезпроизводственныеучастки;
---..... - возможныйпутьдвижения
«Ремонтныйлисток»,Принеобходимостидальнейшегоуточнения диагнозаавтомобилипослепроведенияуборочно-моечных работ (УМР)направляютнапостыдиагностикиД-1илиД-2.Дляэтой целимогутбытьиспользованыэксперты(высококвалифицирован- ныеремонтные рабочие).Исправныеавтомобили,неподлежащие плановомуобслуживанию,направляютвзонухранения,аподле- жащиеТО-1илиТО-2- соответственнонаД-1или Д-2.
ФункцииосновныхпроизводственныхподразделенийпоТОи ремонтупредставленывтабл.28.1.
Таблица 28.1
Функции производственных подразделений поТО иТР автомобилей
Подразделение | Производственные,информационныефункции, принимаемыерешения |
Контрольно-тех- нический пункт (КТП) | Выявление изобщего потока неисправных автомо- билей иопределение унихотклонений парамет- ровтехнического состояния механизмов, обеспе- чивающихбезопасностьдвижения |
Комплекс ЕО | Проведение работ ЕО |
Окончание табл.28.1
Подразделение | Производственные,информационныефункции, принимаемыерешения |
Комплекс углуб- леннойдиагнос- тики(д-2) | Проведение регулировочныхработиопределение неисправностей всоответствиисперечнемработ комплексаД-2.Уточнениепричинотказовиоткло- ненийотнормативныхдиагностическихпарамет- ровтехническогосостоянияузлов,агрегатови систем,эксплуатационныхсвойствавтомобиля |
Комплекс общей диагностики с ТО-1(д-1сТО-1) | ХранениеавтомобилейвожиданииТО-1.Прове- дениеработпоТО-1. Определение приТО-1от- клонений от нормативных значенийдиагностиче- скихпараметров |
Комплекс ТО-2с диагностикой дто-2(ТО-2сдто) | ХранениеавтомобилейвожиданииТО-2.Прове- дениеработпоТО-2.УточнениеприТО-2причин отказовиотклоненийотнормативныхдиагностиче- скихпараметровтехническогосостоянияавто- мобилей |
Комплекс диагностики передТР<дтР) | УточнениеприТРотклоненийдиагностических параметровтехническогосостояния автомобилей. УточнениевыявленныхнаТПпричинотказови отклонений отнормативныхдиагностических параметровтехническогосостояния автомобилей |
Комплекс ТРс диагностикой ТР, ДТР | ХранениеавтомобилейвожиданииТР.Проведе- ниеработпоТРавтомобилей.Определениепри ТРотклонений отнормативныхдиагностических параметровтехническогосостояния автомобилей |
Комплекс технического контроля(д0т) | УточнениепослеТР,ТО-1, ТО-2значенийоткло- ненийотнормативныхдиагностическихпарамет- ровтехническогосостоянияиэксплуатационных свойствавтомобилей |
Глава 29