Принципыформирования технологии, технологического и производственного процессов то и ремонта автомобилей. прогрессивность технологий

Повышениеэффективностипроизводства,егоинтенсификация достигаются взначительной мере благодаря использованию

принципиально новыхпрогрессивных технологий итехнологиче- скихпроцессов. Рассматривая вобщемвидетехнологию техниче- ского воздействия как способ иприемы, методы изменения тех- нического состояния автомобиля сцелью обеспечения егорабо- тоспособности, принято определять перечень входящихв неетех- нологических операций, базируясьна конструкции объектаоб- служивания итребованиях кнадежности агрегатов исистемавто- мобиля. Однако конструкция итехнология должны подвергаться тщательному анализу.

Технология формируется наначальном этапе заводом-изгото- вителем, затемсовершенствуется идополняется научно-исследо- вательскими и проектными организациями, приобретая форму нормативного документа - типовой технологии. Дальнейшее со- вершенствование технологии происходит врегиональных проект- ныхбюро,которые всоответствии сконкретными условиями АТО (производственными площадями, числомавтомобилей идр.)пред- лагают организационную форму технологического процесса (ОФТП).Реализация предложеннойОФТП методами управления

иматериально-технического обеспечения представляет собойпро-

изводственный процесс ТОиремонта автомобилей.

Врассматриваемом случаетехнология ТОиремонтапредстав-

ляетсобойупорядоченныйпереченьопераций,обязательныхпри

выполнениитогоилииноговида воздействийисоставленныхна основеанализаособенностей конструкции инадежностныхха-

рактеристикдеталей,агрегатовисистемавтомобиля.

Технологический процесспредставляетсобойсовокупностьопе-

раций,выполняемыхпланомерноипоследовательнововремени

ипространстве над автомобилем (агрегатом). Технологический процессТОиТР- эточастьпроизводственногопроцесса,состо-

ящая изподсистемпредметовтруда,производственно-техниче- скойбазы,исполнителей,осуществляющих процессиуправляю- щихим,идокументациидляизменениясостоянияпредметовтруда

в данныхусловияхпроизводствавсоответствиистребованиями нормативно-техническойдокументации.

Производственный процесс­ этосовокупностьтехнологических процессовТОи ТР.Производственныйпроцесспредставляетсо- бойсовокупностьвсех действийлюдейиорудийпроизводства, необходимых наданномпредприятиидляподдержаниятехниче- скойготовностиподвижногосоставаавтомобильноготранспорта.

Подпроизводственно­технической базой(ПТБ)АТОпонимает- ся совокупностьзданий,сооружений,технологическогооборудо- вания, предназначенныхдляхранения, ремонта автомобилейи снабженияихэксплуатационнымиматериалами.

Техническое обслуживание (ТО)- этосовокупностьработ оп- ределенногоназначения,состоящихизоперацийивыполняемых вопределеннойтехнологическойпоследовательности.

Работа,группаработ­ этосовокупностьопераций,объеди- ненных посвоемуназначению, характеру,условиямвыполне- ния, применяемому оборудованию,инструментуиквалифика- цииисполнителей (уборочно-моечныеи обтирочные,конт- рольно-диагностические,контрольно-крепежные,регулировоч- ныеит.п.).

Под организационнымиформамитехнологического процесса (ОФТП) понимаетсяраспределениеработпозонам, ихпроиз- водственнымподразделениямиблокам,другимструктурнымэле- ментампроизводствав соответствиистехнологическимиособен- ностямиоперацийТОиремонтаивидамработ,атакжепоследо- вательностьпроведенияработв процессетехническихвоздействий наавтомобиль.

Прогрессивность технологии можнооценитьсиспользованием вкомплексетакихпоказателей,какпроизводительность труда, качествопредоставляемыхуслугиуровеньбезопасностииэколо- гичностипроизводства.Задачакомплекснойоценкисостоитвтом, чтобывыявитьпреимуществаинедостаткиразличныхпроектных

· решений,вариантовтехнологий,комплектовоборудования,оце-

нить экономическую эффективность,особенности технологии

организацийиихпроизводственныхподразделений.

НаосновеанализасуществующихтехнологийТОиремонта

автомобилейразработанаклассификацияфакторов,влияющихна

прогрессивностьтехнологий(рис.29.1).

Механизацияработоказываетпервостепенноевлияниенаос- новные показателитехническойэксплуатации - коэффициент техническойготовностиизатратынаТОиремонт.

Поэтомусокращениетрудоемкостиработ,оснащениерабочих·

местипостоввысокопроизводительнымоборудованиеминаэтой

основеповышение механизациипроизводственныхпроцессовТО

.иремонтаподвижногосоставаследуетрассматриватькакодноиз главныхнаправленийтехническогопрогресса.

Вкачествепоказателей,характеризующихфактормеханизации работ,принятыследующие:

уровеньмеханизацииУм.,которыйопределяетдолютрудоемко- стимеханизированныхи~втоматизированныхоперацийв общих трудозатратахдля}-й технологии:

Ум1=~:100,(29.1)

гдеI;.1 - трудоемкостьмеханизированныхопераций, чел.-мин;Т0­

общаятрудоемкостьвсехоперацийпроцесса,чел.-мин;

J
степень механизацииСм.,котораяопределяетдолюопераций,

выполняемыхсприменениемданногомеханизированного иавто- матизированногооборудования,вобщемчислевсехоперацийдля

}-йтехнологииприусловииихполнойавтоматизации.Числозаме-

.....-

Факторы, влияющие напрогрессивность технологии

ТОиремонта автомобилей

1

  Определяющие трудовые затраты навы- полнение работ ТОиТР  
 
  г+-     ~ Механизация работ
 
Трудонапря- женностъ
 
Затраты насодержание системы обслуживания
Заработ- ная плата ремонт- ных рабочих Затраты наТОи ремонт обору- дования Затраты натех- налоги- ческие мате- риалы Затраты на энерго- носи- тели Затраты на аморти- зацию обору- дования
             
-
f t +

Определяющие Социальные Действующие стоимостные затра- ограничения

- тынаматериаль-

ное обеспечение г+-

работ ТОиТР

г+-

Затраты накапи- тальные вложения

Здания Техно-

и логиче-

Соответствие

качества

выполняемых

Опасность
  (:sIJ: ::i:: (IJ   ~ с, о о1::::   (IJ ~ СТ)     :s: f,-o (.) (IJ ~ ~   =(-, <.) UO =::r:: :s:t:: ~о =g   (") ~
:т~ работ требо- ваниям ТУ



жения

,

оборудо- вание

Вредность
Нали- чие кислот- ных средств Нали- чие выхлоп- ных газов Нали- чие вред- ных газов Уро-
вень шума
 
i..+

Рис.29.1.Классификацияфакторов, влияющихнапрогрессивность технологий тоиремонтаавтомобилей

щаемыхоборудованием рабочих функцийчеловекаопределяется звенносгью оборудования (Z), которая характеризует егосовер- шенство:

См.= М 100,

1 4п

(29.2)

гдеМ=Z1M1+~М2+Z3M3+Z3,5М3,5+Z4M4;п­ общее число операций; здесь Z1,Z;_, Z3,4,Zз.s,Z4­ звенность применяемого оборудования, соответственно равная 1; 2;3;3,5и4;М1- число механизированных операций, выполняемых сприменением обо- рудования созвенностью Z= 1; М2- число механизированных

операций, выполняемых сприменением оборудования со звен- ностьюZ==2;М3­ числомеханизированных операций, выполня- емых сприменением оборудования созвенностью Z=3;М3,5­ число механизированных операций, выполняемых сприменени- емоборудования созвенностью Z=3,5;М4- число механизиро- ванных операций,выполняемых сприменением оборудования со

звенностью Z=4.

Сопоставляя фактическое значение Мс максимально возмож- ным,можнооценитьтехническийуровеньлюбоймашинысточ- кизрениязамещенияфункцийчеловекавпроцессетруда.

Важнымфакторомявляетсятрудонапряженностьработ.Труд

ремонтногорабочегоможноклассифицироватькакфизический,

длякоторогохарактерны рабочаяпозастоя,согнувшись,значи- тельныефизическиенагрузкиинагрузкизрительногоанализато-

ра.Втожевремяданныепоказателиотражаютсовершенствокон- струкцииавтомобиля,технологическогооборудованияиоргани- зациипроизводства.

Глава 30

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАТОИ РЕМОНТААВТОМОБИЛЕЙ

КлассификацияработпоТОпроводитсяпоследующимпри- знакам:видамработ(поцелевомуназначению);частотепроведе- нияитрудоемкостиработ;группамработ(однородностьопера- ций,работ);удельномувесувобщихтрудовыхиматериальных затратах;согласованностисвременемработыподвижногососта- ваналинии.

Повидам работ(целевомуназначению)работыпоТОразличают:

• ЕО- подготовкаавтомобилякработе(передначаломипо

окончаниирабочейсмены);

• ТО-1,ТО-2,проводящиесясцельюпродлениясрокаслужбы

деталейиагрегатовавтомобиля,оценкиихтехническогосостоя- ния,предупреждениявозникновения неисправностей, устране-

ниянеисправностей;

• СО,выполняемоесцельюподготовки автомобилякосенне- зимнемуивесенне-летнемупериодамегоэксплуатации,кхране-

ниюилиснятиюсхранения.

Почастотепроведенияитрудоемкостиработвидыработпотех-

ническомуобслуживаниюхарактеризуютсянормативами(табл.30.1).

Таблица30.1

Частота проведенияитрудоемкостьработ

Типподвижного состава ЕО ТО-1 ТО-2 ТРна1 тыс.км
Периодичность, тыс.км
Грузовыеавтомобилииавто- бусынабазегрузовых автомобилей - -
Легковыеавтомобили - -

Окончание табл. 30.1

Типподвижного состава ЕО ТО-1 ТО-2 ТРна 1 тыс.км
Автобусы - 3,5 -
  ij'.)'t1t7&VKPC....?l'.б, ~&.-~
Грузовые автомобили 0,5 3,3 12,3 5,2
Легковыеавтомобили 0,5 3,2 11,3. 3,9
Автобусы 0,9 7,9 24,0 6,5

Погруппамработ (однородностьопераций,работ)видыработ поТОбывают:уборочно-моечные и обтирочные, контрольно- диагностические,регулировочные, крепежные,электротехниче- ские, работыпосистемепитания двигателя,смазочно-очисти- тельные,шинные, контрольныеработыпослеТО,заправочные.

Поудельномувесувобщихтрудовыхи материальныхзатратах работыТОиремонтахарактеризуютсяданными,приведенными втабл.30.2.

Таблица 30.2

УдельныйвесвидовработгрузовыхавтомобилейпоТОиремонту вобщихтрудовыхиматериальныхзатратах

  Видыработ Трудоемкость, %
ЕО ТО-1 ТО-2 ТР
Уборочные - - -
Моечные - - -
Контрольно-диагностические -
Крепежные - -
Регулировочные -
Смазочно-очистительные - -
Электротехнические -
Аккумуляторные -
Работыпотопливной аппаратуре -
Шиномонтажные -
Шиноремонтные - -   -
Разборочно-сборочные   - -   -
Агрегатные - -   -

Окончание табл.30.2

  Видыработ Трудоемкость,%
ЕО ТО-1 ТО-2 ТР
Сварочные - - -
Медницкие - - -
Жестяницкие - - -
Кузнечно-рессорные - -- -
Слесарно-механические - - -
Деревоотделочные -   - -
Арматурные - - -
Обойные - - -
Малярные - - -
Всего

Посогласованностисвременемработыподвижногосоставана линииработыпоТОиремонтухарактеризуютсяданными,приве- деннымивтабл.30.3(основныевариантысменностиработраз- личных производственныхподразделенийтехническойслужбы АТО).

КаквидноизхарактеристикиработпоТОиТР,крометакого оценочногопараметра,кактрудоемкость,имеетсяещерядспеци- фическихоценок.Этоструктураопераций,входящихвконкретный видработ,значимостьихдлятехнологииидругиеоценки.

Таблица 30.3

Основныевариантысменностиработразличныхпроизводственных подразделений техническойслужбыАТО

.

  Режимы работав- томобилей налинии   Возможные сменыработыпроизводственных зоницехов
  ЕО   Диагно- стика   ТО-1   ТО-2   ТР Цехи, связан- ныес постовы- мирабо- тами     Про- чие цеха   Склады
Односмен- ные 1 и2· 2 ' 2· ' 2и3 2· I· 1 ' ' и2· 2и3' 1 и2· 1· ' 1,2'З 1 и2· 1· ' 1, 2' 3 1 и2· 1· ' 1,2'3
и ии

Окончаниетабл.30.З

  Режимы работав- томобилей налинии   Возможныесменыработыпроизводственных зоницехов
  ЕО   Диагно- стика   ТО-1   ТО-2   ТР Цехи, связан- ныес постовы- мираба- тами     Про- чие цеха   Склады
Полугора- сменные (50%ОДНО- сменныхи 50%двух- сменных) 2и частьЗ; 2и3 1,2и частьЗ; 1,2и3 2и3; 2иЗ; J • 1 и'2; 1,2иЗ; 1. 1 •2 1,2и3; 1. 1 '2 1, 2иЗ; 1 . ' 1и2
Двухсмен- ные з 1,2и 3· 1 и'2 з·' 2и3 3;1; I и2; .1, 2и3 1,2и3; 1. ' lи2 1, 2и3; 1 .   1 '2 и 1, 2и3; ·1 ; 1 и2
и и

Классификация операцийТОпроводитсяпоследующимпри- знакам:повидамработТО;потрудоемкостиработТО;пострук- туреоперации ТО;поагрегатамисистемамавтомобиля;поместу выполненияоперацийнадавтомобилем;поспособувыполнения операций.Анализ операцийТОцелесообразнорассматриватьна примере типовойтехнологииТОгрузовогоавтомобиля.

Всоответствииспризнаком«видыработтехническогообслужи­ вания»объемработТО-1составляет92операции,ТО-2- 162опе- рации,СО- 185операций.Приэтомпрактическивсе операции

ТО-}.включенывсоставТО-2,аоперацииТО-2- вСО.Вобъе- меСОприсутствуют23специфическиеоперации. Анализ опера- цийповидамработТОпозволяетвыявить удельныйвесопера-

цийповидамобслуживания.

Всоответствииспризнаком«трудоемкостьработтехнического обслуживания»трудоемкостьболее40%операцийТО-1составляет до1 чел.-мин,трудоемкостьболее70%операций ТО-2 -до4чел.- мин,трудоемкостьболее85%операцийСО- до12чел.-мин.

ПовидамработТОоперацииможноранжировать почислу операцийиихтрудоемкости.

Почислуоперацийосновнуюгруппусоставляют:

приТО-1- смазочно-очистительные,крепежные,контрольно-

диагностическиеоперации- 72,8%;

приТО-2- крепежные,смазочно-очистительные,контрольно-

диагностическиеоперации(75,3%);

приСО- смазочно-очистительные,крепежные,контрольно-

диагностическиеоперации(76,8%).

Потрудоемкостиосновнуюгруппусоставляют:

при ТО-1- крепежные, смазочно-очистительные, электро- технические операции (71,6%);

при ТО-2- крепежные, регулировочные операции, атакже операции пообслуживанию системы питания (72,1%);

приСО- смазочно-очистительные, крепежные, контрольно- диагностические операции (68,7%).

Анализ потрудоемкости ичислу операций различных видов работТОпозволяет выявитьвидыработ,требующие наибольших трудовыхзатрат.

По структуреоперацииТО можно разделить надве группы:

регулярного инерегулярного ТО.

Кпервойгруппеотносятсяодноэлементные (исполнительские),

аковторойгруппе- двухэлементные (контрольно-исполнительс-

кие) операции ТО. Анализ типовой технологии показывает, что

40%операций ТО-1,ТО-2, СО- одноэлементные,60%- двух-

элементные. Анализопераций позволяет выявить путиснижения численности итрудоемкости операций.

Всоответствии спризнаком «поагрегатамисистемамавтомо­ биля»операции ТОанализируются почислуи трудоемкости опе- раций.

Почислуопераций наиболее значимы следующие агрегаты и системы автомобиля:приТО-1 - механизмы управления, ходо- ваячасть,двигательиегосистемы(50%);приТО-2- механизмы управления, двигательиегосистемы, ходоваячасть(59,3%);при СО- механизмы управления, двигатель иегосистемы, ходовая часть(54%).

По трудоемкости наиболеезначимы следующиеагрегатыиси- стемы:приТО-1- механизмы управления, ходоваячасть,двига- тельиегосистемы (58,7%);приТО-2- двигательиегосистемы, механизмы управления, трансмиссия (71,4 %);при СО- двига- тельиегосистемы, механизмыуправления, трансмиссия (56,4%). Анализопераций позволяетвыявитьагрегатыисистемы, требую- щиенаибольших трудовыхзатрат.

Поместувыполненияоперацийнадавтомобилем60%операций ТО-1выполняется снаружиавтомобиля надосмотровой канавой, трудоемкость этихопераций составляет66%. Такоежесоотноше-

ние характерно для ТО-2 иСО. Снизу автомобиля восновном выполняетсядвавидапрофилактических работ:крепежные исма- зочно-очисгительные.

Анализтиповой технологииТОпозволяетвыявитьвозможнос- тиодновременного выполнения различных операций.

Поспособувыполненияразличают операции сразборкой соеди-

нений, сразборкой иочисткой, сразборкой изаменой. Выпол-

нение операций ТО сразборкой соединений по трудоемкости: приТО-1- 11,6%;приТО-2- 38,1%; приСО- 69,1 %.Анализ операций позволяет выявить путиснижения трудоемкости.

Глава 31

Наши рекомендации