Закономерности изменения технического состояния автомобилей
Наизменениетехнического состоянияэлементовавтомобиля влияютвсепроцессы,имеющиеместовтечениеего«жиэненно- го»цикла.Этипроцессымогутбытьподразделенынадвегруппы:
• процессы,описываемыефункциональными зависимостями, гдеимеетместожесткаясвязьмеждузависимой (функцией) и независимой(аргументом)переменнымивеличинами(например,
зависимостьпройденногопутиотскоростии временидвижения);
• случайные(вероятностные)процессы,происходящиеподвли- яниеммногихпеременныхфакторов,значениякоторыхчастоне-
известны.Поэтомурезультатывероятностногопроцессамогутпри-
нимать различные количественные значения, т.е.обнаруживать рассеивание (вариацию). Этирезультаты называются случайными величинами.
Так,наработканаотказавтомобиляявляетсяслучайнойвели- чинойизависитотрядафакторов:первоначальногокачествама- териаладеталей;качествасборки;качестваТОиремонта;квали- фикацииперсонала;условийэксплуатации;качества применяе- мыхэксплуатационныхматериалов ит.п.Случайнойвеличиной являетсятрудоемкостьустраненияконкретной неисправности, расходматериалов,значениепараметратехническогосостояния вопределенныемоментывремениит.д.
Дляполногопредставленияометодах,режимахиобъемахтех- ническихвоздействийсцельювосстановления иподдержания работоспособногосостоянияэлементовавтомобилейнеобходима информацияозакономерностяхизменениятехническогосостоя- ния.Косновнымзакономерностямприменительнокавтомобиль- номутранспортуможноотнестиследующие:
• изменение технического состояния автомобиля (агрегата, узла,детали)по времениработыилипробегу(наработке)авто- мобиля;·
• случайныепроцессы,характеризующиеизменениетехничес- когосостоянияавтомобиля(элемента);
• закономерностипроцессоввосстановления,применяемыедля
рациональнойорганизациипроизводства.
Длязначительнойчасти узловидеталейпроцессизменения технического состояниявзависимостиотвремениилипробега носитплавный,монотонныйхарактер,приводящийвпределе к возникновениюпостепенныхотказов(зазорымеждутормозными колодкамиибарабанами,износгильзцилиндровит.п.).Приэтом характерзависимостиможетбытьразличным(рис.1.8).
Данныезакономерностипозволяютопределитьсредниенара-
у |
Знаниезаконов,описываю- щихслучайныепроцессы,по- зволяетболееточнопланиро- ватьмоментыпроведенияитру- доемкостьработТОиремонта,
определятьнеобходимоечисло запасныхчастейирешатьдру-
гиетехнологическиеиоргани- зационныевопросы.Вчастно- сти,наиболее характерныеза- коныраспределения применя- ютсявслучаях:
1
Рис.1.8.Возможныеформызави- симостипоказателя технического состояния уотпробега/:
Yn, Ун предельное иначальное значения показателясоответственно
• когданапротекание исследуемогопроцессаиегорезультат влияетсравнительнобольшое числонезависимых(слабозависи- мых)факторов,каждыйизкоторыхоказываетлишьнезначитель- ноедействиепосравнениюссуммарнымвлияниемвсех осталь- ных(например,наработкадоТО);
• когданеобходимоописать внезапные(нестареющие)отказы;
• когдавмногозвеннойсистеме(узле,агрегате,детали)выход
изстроякаждогоиззвеньев(элементов)влечетотказвсейсисте-
мы,т.е.ресурсизделиявцеломопределяетсянаиболееслабым егоучастком;
• вдругиххарактерныхситуациях.
Закономерностипроцессоввосстановления,применяемыедля
рациональнойорганизациипроизводства, такжепозволяютопре- делить,какоечислоавтомобилейсотказами данноговидабудет поступатьвзонуремонтавтечениесмены,будетлиихчислопо-
стояннымилипеременнымиоткакихфакторовонозависит:Вэтом случаеречьидетнетолькоонадежностиконкретногоавтомоби- ля,ноивсей группыавтомобилей,напримеравтомобилейзадан- ноймодели,подразделенияит.п.
Классификацияотказов
Отказыклассифицируютпоследующимкатегориям:по харак- терувозникновения и возможностипрогнозирования (постепен- ные,внезапные); попричиневозникновения; посвязисотказа- мидругихэлементов;попоследствиям;пометодамустранения; почастотевозникновения (наработке);по трудоемкостиустране- ния;повлияниюнапотерирабочеговремени.
Похарактеру (закономерности) возникновенияи возможности прогнозированияразличают постепенные (монотонное измене- ние показателя технического состояния) ивнезапные (скачко- образное изменение показателя технического состояния) отка- зы.Постепенные отказывозникаютврезультатеплавногоизме- нения показателейтехническогосостояния объекта,чащевсего вследствиеизнашивания. Дляпостепенных отказовхарактерен последовательныйпереходизделияиз начальногоисправногосо- стояния всостояние отказа через ряд промежуточных состоя- ний.
Постепенный отказхарактеризуетсяпостепеннымизменением одногоилинесколькихзаданныхпараметровмашины.Например, постепенноепадениемощностидвигателя из-заизносапоршне- вых колецигильзцилиндра.Тожеотноситсякуменьшениюве- личиныпрогибарессорыиз-застаренияметаллаее листовипо- териимиупругости.
Внезапныйотказхарактеризуетсяскачкообразным изменени- емодногоилинесколькихзаданныхпараметров,определяющих
работоспособностьмашины,вследствие превышениянагрузок,а такженекачественного состояния элементовавтомобиля. Ктаким отказамотносятполомкии разрывыконструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.
Попричиневозникновенияразличаютотказы:конструкционные,
возникающиевследствиенесовершенстваконструкции;производ ственные вследствиенарушенияилинесовершенстватехноло- гическогопроцессаизготовленияилиремонтаизделия;эксплуа
тационные, вызванныенарушениемдействующихправил(напри- мер,перегрузкой автомобиля,несвоевременнымпроведением техническогообслуживанияит.п.).
Посвязисотказамидругихэлементовразличаютзависимыеи независимыеотказы.Зависимымназываетсяотказ,обусловленный отказомилинеисправностьюдругихэлементовизделия.Независи мыйотказтакойобусловленностинеимеет.
Наавтомобилях такжевстречаетсяособый,такназываемый перемежающийся отказ,отличающийсятем,чтомногократновоз- никаетисамоустраняется.Такойотказ,например,можетвозник- нутьприослаблениикрепленияэлектрическогоконтакта.
Последствиямиотказовмогутбытьизъятиеобъектаизэксплу-
атацииилипродолжениееепослеустраненияотказа.
Методамиустраненияотказовмогутбытьзаменаэлементовили
восстановлениетребуемойвзаимосвязимеждуними.
Почастотевозникновения(наработке)длясовременныхавто-
мобилейразличаютотказысмалойнаработкой(3...4тыс.кмв
зависимостиоттипа,маркиимоделиавтомобиля),средней(до
16тыс.км)ибольшой(свыше16тыс.км).Следуетиметьввиду, чтонаработкимеждуотказамисущественносокращаютсяприуве- личениипробегаавтомобилясначалаэксплуатации(табл.1.2).
Таблица 1.2
Изменениенекоторыхпоказателейработыавтобусовбольшогокласса взависимостиотпробегасначалаэксплуатации, %*(поданным
МАДИ)
Интервал пробега, ТЫС.КМ | Наработка | Потери линейного времени из-за отказов | Простои времонте | Доходы на 1 автобус | |
наотказ | на линейный отказ | ||||
0...100 100...200 200...300 300...400 Свыше400 | 1()0 | 1()0 |
*100% впервой строке - условно.
Потрудоемкости устраненияотказыможноразделитьнатребу- ющие малую (до 2 чел.-ч), среднюю (2...4чел.-ч) и большую (свыше4чел.-ч)трудоемкостьвосстановленияавтомобиля.
Повлияниюнапотери рабочего времениотказыподразделяют
наустраняемыебезпотерирабочеговремени,т.е.приТОилив нерабочее(межсменное) время, иотказы,устраняемые споте-
рейрабочеговремени.
ПриорганизацииТОиремонтаиопределениипотребностив
рабочейсилеисредствахобслуживанияважнознатьраспределение
неисправностейпоагрегатам,механизмамиузламавтомобиля.Для организацииснабженияиопределениясоответствующихнормне-
обходимотакжезнатьихарактеротказовкаждойдетали,ихпричи- ны,характер поврежденияивозможностьвосстановлениядетали илиизделия.Всвязисэтимразличаютвосстанавливаемыеиневос-
станавливаемые,ремонтируемыеинеремонтируемыеизделия.