Особенности учебно-тренировочного похода

Прежде всего следует твердо сказать, что учебно-тренировочный поход (УТП) - не обычный поход. К сожалению, получается нередко так: отсидели энное количество вечеров на лекциях и занятиях ка-кой-нибудь школы или семинара, подготовились к походу, но не ус-пели выйти на маршрут, напрочь забыли о цели похода, превратив его в обычную развлекательную поездку (чаще так бывает в школах начальной подготовки). И этим самым зачеркнули, по сути дела, весь семинар или школу, потому что учебно-тренировочный поход -это закрепление теоретических знаний и навыков непосредственно на местности, то есть на практике. Основная задача УТП - не про-сто движение по маршруту, не покрытие какого-то расстояния, а обеспечение учебного процесса в походных условиях. И поведение слушателей в походе поэтому должно быть активно-творческим, а не пассивно-потребительским.

Особенность УТП начинает проявляться еще на стадии подготсв-ки к походу. Прежде всего формирование отделений-групп УТП на-чинается на определенном этапе - значительно раньше, чем порой комплектование групп обычного категорийного похода; количествен-ный состав групп-отделений не случаен, направлен на то, чтобы создать наилучшие возможности для обучения слушателей. В школах начального уровня - участников походов I категории сложности, организаторов туризма в секциях учреждений и предприятий - оо-став отделения-группы должен быть от 6 до 15 человек (оптималь-ное количество - 10-12 человек); в школах базового и специализи-рованного уровня - участников походов Н-1\/ категорий сложности, гидов-проводников и инструкторов, старших гидов-проводников и старших инструкторов спортивного туризма - от 6 до 12 человек (оптимальный состав - 8-10 человек); в школах высшего уровня -участников походов V категории сложности, гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма международного класса - 6-10 человек (оптимальный состав - 6-8 человек).

Общая тенденция в учебном процессе при повышении уровня обучения - не только (вернее, не столько) повышение категорий сложности походов, усложнение дорожных условий и увеличение естественных препятствий в учебно-тренировочных походах, сколько более глубокое и детальное проникновение в специфику велотуриз-ма, в его тактическую и техническую суть, расширение «ассортимен-та» применяемых приемов и предметов снаряжения, а самое глав-ное - все более деятельный и творческий подход всех членов груп-

___________Особенности учебно-тренировочного похода

пы к организации похода, к разработке и прохождению маршрута и оформлению его результатов.

Подготовка к обычным категорийным походам проходит в боль-шей или меньшей степени автономно, участники встречаются в ос-новном на тренировках (в тренировочных походах выходного дня). В рамках школы (семинара) дело обстоит иначе. Чем больше подгото-вительных процессов группа-отделение будет осуществлять вместе, тем успешнее пройдет сам УТП, тем более результативным будет обучение слушателей.

Поскольку кое-что из снаряжения и материального обеспечения туристам пока приходится создавать самим, очень полезно многие подготовительные мероприятия (особенно в школах начальной подго-товки) проводить вместе, под руководством инструктора, а не по-рознь по домам, при этом члены отделения-группы, обладающие какими-то практическими навыками, помогают инструктору обучать остальных. Речь идет не только о школах I уровня. Мало того, по-ложение о системе подготовки кадров в спортивном туризме даже специально нацеливает проводить занятия в школах III уровня в форме обмена опытом. В самом деле, всегда кто-то приобрел боль-шой опыт и навыки в одном, кто-то в другом, и во время совмест-ных практических занятий более высокий опыт становится достояни-ем других членов группы-отделения или даже всех слушателей шко-лы. В совместных ремонтно-подготовительных работах лучше и бы-стрее усваиваются практические навыки, обеспечивается своевре-менная и более основательная подготовка велосипедов и снаряже-ния. Более эффективно общими силами готовится и общегрупповое снаряжение. Особенно это относится к УТП сложных категорий, в которых необходимо использование специального (например, горно-го) снаряжения.

Не менее важен психологический аспект. Совместная подготовка способствует сплочению группы, становится неким компенсационным фактором, поскольку учебные сборы и школы часто собирают не знакомых друг другу людей.

В учебно-тренировочных походах высшей туристской подготовки больший упор делается на разбор слушателями конкретных походных ситуаций.

Важно перед УТП провести весь комплекс тренировок, о кото-рых сказано в соответствующем разделе книги, а еще важнее -полностью осуществить программу одно-двухдневных тренировочных походов с постепенным наращиванием нагрузок и максимально воз-можным прибпижением этих поездок (особенно последней двух-трехдневной) к тем условиям (техническим и тактическим), которые будут в самом УТП. При этом очень важно с самого начала сто-процентное участие в этих поездках всех членов группы, что дает возможность своевременно определить уровень физической и техни-ческой подготовленности к УТП (а порой выявляется даже неготов-ность кого-то к многодневному походу вообще, особенно среди но-вичков в туризме), провести с кем-то дополнительные тренировки, может быть, даже переформировать отделения по силам и т.д.

В тренировочных походах обязательно проводится медицинский контроль туристов, а после поездок - подробный разбор их физиче-ского состояния с указанием на недоработки и ошибки на маршруте,

267ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ________

на способы их исправления.

К началу занятий школы или семинара район проведения учеб-но-тренировочного похода и маршруты отделений-групп должны быть хорошо известны инструкторскому составу. Всякий маршрут УТП должен предусматривать, с одной стороны, максимально возможное в пределах данной категории разнообразие дорожных условий и препятствий, а с другой - достаточное количество времени для про-ведения практических занятий, чтобы технически однообразное пе-ремещение по однородным по характеру протяженным участкам дорог не поглотило время, необходимое на учебные мероприятия. Именно поэтому протяженность маршрута УТП разрешается умень-шать относительно нормативных (при сохранении набора препятст-вий) на 25%.

В школах II, а особенио III уровней прокладка маршрутов должна осуществляться самими слушателями (естественно, под руководством преподавателей-инструкторов). Если есть достаточно картографиче-1 ских материалов, литературы на район похода, полезно каждому слушателю дать задание разработать маршрут с разбивкой по дням. [ При этом задаются основные параметры похода: километраж, про-должительность, определенный набор препятствий, необходимость предусмотреть общий сбор всех групп-отделений школы (если такая встреча предусмотрена) и т.д.

При разработке маршрутов слушатели должны предусмотреть за-пасные варианты маршрутов на непредвиденные обстоятельства и резкое ухудшение погоды. Разработанные маршруты разбираются на занятиях, отмечаются слабые и сильные их стороны, принимается лучший вариант. После обсуждений по отделениям инструкторский совет школы утверждает окончательные варианты маршрутов, место для общей встречи групп. Составляется расписание занятий на маршруте и на общей встрече. Совместно со слушателями заполня-ется маршрутная книжка.

В учебно-тренировочных походах начальной подготовки преобла-дает принцип обучения «преподаватель - ученики». В УТП школ более высоких уровней, в том числе инструкторской подготовки, группа достигает адекватной эффективности обучения в том случае, если она идет по маршруту на принципах самоуправления. Вот один из вариантов осуществления на практике этого принципа. Назнача-ется руководитель и его заместитель. При этом целесообразно, что-бы руководителем был менее опытный, а его заместителем - более опытный турист. Психологически это крегжая и надежная система: с одной стороны менее опытные или менее решительные получают большую практику руководства, но в то же время не ущемляется самолюбие более опытных: им предлагается почетная роль настав-ников, с которыми дежурные руководители имеют возможность по-стоянно советоваться. (В маленькой группе-отделении руководителем становиться каждый). А инструктор непосредственно на маршруте становится «рядовым» участником похода (причем самым дисципли-нированным, подавая хороший пример остальным) и использует всю полноту свой инструкторской власти в случае, если нужно предот-вратить серьезное нарушение графика или ЧП.

В группе УТП, как и в обычном походе, распределяются обязан-ности: завхоз, механик, санинструктор и т.д. Кроме того непременно

_______Особенности учебно-тренировочного похода

выявится, что один любит и умеет хорошо готовить еду, другой мас-тер разжигать костры, третий быстро ориентируется на местности... Но цель учебно-тренировочного похода - дать как можно больше разнообразных навыков всем слушателям, и тут важно не пойти по пути наименьшего сопротивления (как, увы, нередко бывает), когда каждый делает то, что у него хорошо получается, а остальные оста-ются в роли пассивных потребителей. Поэтому здесь полезно ввести тот же принцип, о котором сказано выше, то есть в группе неофи-циально утверждаются главный повар, главный костровой, главный механик и т.д., которые не сами варят кашу, разжигают костры, ме-няют спицы колес, а следят за тем, как это делают дежурные пова-ра, костровые и механики, лишь направляя их и подсказывая в слу-чае необходимости. Таким образом умельцы становятся самыми хорошими помощниками инструктора.

Например, турист, лучше всех владеющий техникой езды на ве-лосипеде, показывает, как постараться преодолеть трудный участок в седле, а инструктор в это время со стороны показывает осталь-ным особенности действий в этой конкретной дорожной обстановке, отмечает ошибки (если они есть). Потом участок преодолевают ос-тальные члены группы.

«Главный» костровой подсказывает дежурным разные типы и ви-ды костров, показывает меры противопожарной безопасности. «Глав-ный» механик и инструктор не только учат устранять возникающие в походе поломки и неисправности, но и, предполагая другие типич-ные поломки, объясняют, как их исправлять. То же самое относится к доврачебной медицинской помощи. Если позволяет время, можно в походе каждому дать задание разведать вариант маршрута ради учебных целей.

Поскольку учебно-тренировочный поход формирует походный стиль и на дальнейшую туристскую жизнь, очень важно четко и без пропусков осуществлять намеченную программу, ехать по дорогам строго по Правилам дорожного движения и в соответствии с турист-скими законами, подачей всех сигналов и знаков о начале движе-ния, поворотах, объездах препятствий, остановках и т.д.

Весь УТП должен представлять собой учебный процесс, но центр тяжести в методическом плане приходится на вечер, поэтому группа должна вставать на бивак раньше, чем в обычном походе. После ужина происходит разбор дня и смена «рутоводства». Предложим в качестве одного из вариантов следующий порядок разбора дня:

1. Высказывания участников похода по очереди о том, как про-шел день, характеристика действий дежурного руководителя и других членов группы, предложения.

2. Отчет дежурного руководителя о прошедшем дне, разбор так-тики преодоления встретившихся за день сложных участков, препят-ствий, анализ возникавших аварийных ситуаций, ошибок участников похода, ответы на вопросы и замечания членов группы.

3. Резюме инструктора, подведение итогов дня.

4. Слово заступающему на следующие сутки дежурному руково-дителю, который объявляет (или напоминает), кто на следующий йень будет дежурить у костра, кто направляющий и замыкающий. Затем будущий руководитель знакомит группу с планами на пред-стоящий день, сообщает, каков график дня, где предполагается обед,

269ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ

какие встретятся препятствия и сложные участки пути, какие досто-примечательности, где должны встать на следующий ночлег, предла-гает варианты в случае ухудшения погоды. Понятно, что этому вы-ступлению будущего руководителя должна предшествовать опреде-ленная подготовка.

В конце дня инструктор оценивает работу участников похода за прошедший день, А чтобы они лучше знали о своих сильных и сла-бых свойствах, полезно выставлять оценки по рубрикам или отдель-ным сторонам деятельности группы:

1. Решителыность и уверенность в принятии решений.

2. Ориентирование на местности, оперативность в получении информации.

3. Точность соблюдения графика дня.

4. Дисциплина в группе.

5. Моральная обстановка в группе.

6. Четкость движения на маршруте (соблюдение рядности, ком-пактность и т.д.).

Инструктор может оценки участникам похода объявлять каждый вечер, а может вывести средние за весь поход и объявить их на разборе после прохождения маршрута.

Хорошо, если привычка у велотуристов к вечернему разбору за-крепится, и они будут ощущать в нем потребность и в обычных по-ходах. Такой разбор полезен не только в учебно-методическом пла-не, не только ради оттачивания мастерства руководства походным коллективом, велика его и психологическая роль.

Для того, чтобы учебно-тренировочный поход групп-отделений школы представлял собой единый учебный процесс, его организуют в виде туриады, то есть хотя бы один раз где-то в середине или в конце маршрута все группы собираются вместе и встают одним лагерем, причем надо стараться не ограничиваться общим ночлегом, а организовать дневку. Обмен мнениями здесь полезен и между слушателями, и между инструкторами, ведь обучение - постоянно развивающийся творческий процесс. Такая встреча целесообразна и с тактической точки зрения, особенно если группы попарно идут по одним и тем же маршрутам навстречу друг другу.

В месте встречи можно предусмотреть активный отдых с играми в мяч, но основное время должно быть уделено учебным целям. Причем все совместные мероприятия должны быть построены на принципах соревновательности. Речь идет о конкурсах на лучший бивак, на самый вкусный туристский ужин, и полезно провести со-ревнования по фигурному вождению велосипеда, по ориентирова-нию, организовать триал или ралли по трассе с разнообразными дорожными трудностями и естественными препятствиями. Поэтому для общего лагеря желательно найти такое место, чтобы около него были крутой склон, песчаный участок, грунтовая дорога, бревно через ручей или овраг и т.д.

Если общий сбор намечен на конец учебно-тренировочного похо-да, то на нем обычно устраивают и общий разбор всего УТП - сна-чала по группам-отделениям, потом все вместе. Разбор проводится по той же общей схеме, что и разбор дня: сначала высказывают свои мнения и замечания участники, потом итоги подводит инструк-тор. Очень полезен публичный обмен мнениями слушателей разных

Скоростные велопутешествия

групп - не только для них самих, но и для инструкторского состава. Основная цель общего разбора для участников - исправление заме-ченных у них тактических и технических недостатков, выявленных непосредственно на маршруте, конкретизация путей дальнейшего совершенствования в спортивном и туристском плане.

Письменные отчеты о походах низших категорий сложности обычно не составляют, но после учебно-тренировочных походов по-лезно отчеты писать - это хорошая возможность для осмысления совершенного похода, к тому же когда придет пора в обязательном порядке составлять отчет, это дело не будет представляться чем-то неизвестным.

На всех этапах семинаров инструкторской подготовки, в том числе в учебно-тренировочном походе, слушатели должны побыть в роли не только руководителей, но и инструкторов. После УТП слуша-тели школы инструкторской подготовки составляют дома методиче-ские разработки на тему «Как провести учебно-тренировочный по-ход», исходя из тех знаний, навыков и личных впечатлений, которые они привезли из похода. Потом производится взаимное рецензиро-вание разработок слушателями, после чего делает свои заключения преподаватель-инструктор.

СкОрОСТНЫЕ ВЕЛОПуТЕШЕСТВИЯ

Считается, что скоростные (или спортивные) велопутешествия -молодой для нашей страны вид туризма, что он пришел с Запада. Но скорее это - хорошо забытое старое. Собственно говоря, весь русский многодневный велотуризм начинался в конце прошлого века со скоростных (с учетом велосипедов и дорог того времени) пробе-гов, в частности, йз Москвы в Санкт-Петербург, который до 1917 года почти ежегодно проводили московские «велосипедисты-циклис-ты». Не случайно поэтому самым престижным и популярным пробе-гом спортивных велотуристов стал возрожденный в 1986 году вело-марафон «Белые ночи» по маршруту Москва - Ленинград (теперь опять Санкт-Петербург).

Что же заставляет людей, затемно выезжая из Москвы, крутить педали почти непрерывно тридцать, а то и сорок часов, чтобы, вко-нец измученными, добраться на следующий день до берегов Невы вместо того, чтобы, отъехав километров пятьдесят от Москвы, уст-роиться на привап на уютной опушке леса? На это можем ответить: наверно, то же самое, что альпинистов заставляет штурмовать Эве-рест, хотя на свете есть много небольших «уютных» гор.

Главным отличием скоростного велотуризма от других его на-правлений является спортивиая ориентация, большее внимание соб-ственно езде, нежели привалам, хотя езда без привалов - это, ко-нечно же, не туризм. Предпочтение при этом, естественно, отдается гоночным велосипедам и гладким дорогам. Неудивительно, что в конце XX века появились модели, предназначенные лишь для со-временных дорог.

По европейским понятиям, к велопутешествиям относят именно скоростные пробеги, а велопоходы по трудным дорогам или вообще бездорожью, когда велосипед местами несут на плече, - это вообще

267ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ__________

наша российская специфика, прозванная «путешествиями с велоси-педом». Это разные виды туризма, хотя некоторые велотуристы сочетают в себе любовь и к тому, и к другому виду путешествий.

Но... хороших асфальтированных дорог в современной России, несмотря ни на что, становится все больше.

Спортивный стиль в велотуризме требует от его поклонников не только хорошей физической подготовки, но и профессионализма в обслуживании, ремонте и регулировке велосипеда, рыцарского к нему отношения. Поэтому спортивный велотуризм можно назвать техническим видом туризма.

Существует множество видов скоростных велопутешествий -

велопробегов, походов выходного дня, марафонов, поездок с эле-ментами экспедиций.

О скоростных походах выходного дня мы сказали в соответст-вующем разделе. Обычно группы таких походов небольшие (6-10 человек).

Исторически сложилось, что в России (Советском Союзе) вело-пробегамн на средние и длинные дистанции назывались поездки протяженностью более 100 и 200 км соответственно (порой еще употребляется термин «сверхдлинные дистанции» - бопее 500 км). Веломарафон - термин европейский, полностью соответствующий нашим пробегам на длинные дистанции; однако в последнее время под влиянием американцев европейская планка была снижена до 160 км (то есть до ста американских миль).

Четкой границы между велопоходами, велопробегами и велома-рафонами нет. Скоростные походы выходного дня, совершаемые велосипедистами от дома до дома, вполне могут считаться пробега-ми. Но у велопробегов наиболее важным является спортивный ас-пект, контрольное время прохождения всего маршрута, а иногда и отдельных его участков. Отличие же от велогонок состоит в том, что конкретное время прохождения дистанции (первенство на ней) в пробеге не так важно, а лимит времени, как правило, достаточно большой. Пробеги проводятся под эгидой какого-либо велоклуба и рассчитаны на туристов, а не велогонщиков. Они планируются обыч-но заранее.

В велопробеге возможно использование автомобиля сопровожде-ния, который везет часть багажа, продукты, запасные части. Осо-бенно полезно сопровождение в линейных пробегах, когда велосипе-дисты стартуют из одного города, а прибывают в другой.

В нынешнее время пробеги в нашей стране проводятся с 1979 года. Это «Пробеги России», организуемые в Центрапьной России велоклубами Москвы, Черноголовки, Твери, Калуги, Новомосковска, Новгорода по исторически сложившимся для каждого велоклуба тра-дициям (большинство пробегов имеют собственные имена) по мар-шрутам Москва - Ярославль, Москва - С.-Петербург, Москва -Тверь - Дубна, Боровичи - Новгород, Калуга - Тула - Калуга. В 1979 году взяли начало самые заслуженные так называемые Кир-жачские пробеги, которые проводятся, как правило, несколько раз в год по разным маршрутам протяженностью 150-300 км.

Пробег из Москвы в Ярославль - характерный однодневный ма-рафон около 270 км, в восьмидесятые годы он проводился в разгар

Скоростные велопутешествия

лета, а с девяностых годов - в предпоследнюю субботу мая.

С 1986 года в целях возрождения традиций русских велосипеди-стов ежегодно в июне проводится 700-километровый пробег «Белые ночи». Свое название пробег получил в честь велофестиваля петер-бургских велотуристов, на который участники марафона прибывают своим ходом из Москвы. Велофестиваль проводится в самую корот-кую ночь с субботы на воскресенье; соответственно велопробег стартует из Москвы накануне ранним утром в четверг или пятницу.

А с середины 90-х годов в России несколькими велоклубами, например, Волгограда, Екатеринбурга, С.-Петербурга, начали прово-диться популярные в велосипедном мире пробеги ВРМ (Вгеуе(з с!е ВапЬоппеигз МопсПаих), что очень приблизителы-ю можно перевести как «прогулочные пробеги всего мира», причем слрво «прогулоч-ные» в данном случае означает, что это не спортивное соревнова-ние, а езда ради удовольствия. Пробеги эти проводятся на дистан-ции 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км. Координирует эти пробеги парижский клуб Аийах с!иЬ Рапз!еп, по традиции занимающийся всеми информационно-регистрационными вопросами. На пробегах до 600 км лимит времени соответствует прохождению дистанции с ми-нимальной средней скоростью 15 км/час, а на 1000-1200 км - 13 км/час (при этом учитывается и время движения, и время остано-вок для отдыха). Наши клубы, начавшие проводить пробеги после контактов с организаторами ВРМ, полностью используют их правила, дистанции и контрольное время.

Несколько лет назад в Европе на четырех языках стал издавать-ся ежегодник «Веломарафоны в Европе и Северной Америке». При-ятно, что российский скоростной велотуризм был там отмечен по достоинству - из стран Восточной Европы признаны заслуживающи-ми внимания и анонсируются лишь чешские и российские велома-рафоны, а также тартуский марафон. Таким образом, большинство из велопробегов, в течение многих лет проводившихся в Централь-ной России, включено теперь в общеевропейский план.

Экспресс-транспортные пробеги. Спортивные велотуристы не-редко соединяют приятное с полезным, например, на выходные дни едут на дачу, до которой сотня-полторы кипометров, на велосипеде. Рано утром выезжают из города и к полудню добираются до места назначения, обгоняя на некоторых участках раскаленные на солнце, пыхтящие, набитые до отказа рейсовые автобусы.

Сущность таких пробегов отражена в самом названии. «Экс-пресс» - потому что быстро и с малым количеством остановок, «транспортные» - в этих пробегах велосипед используется как транспортное средство для того, чтобы добраться куда-нибудь, то есть заменяет электричку или автобус. Совершать их лучше вдвоем-втроем, можно и в одиночку, если не скучно ехать одному.

Некоторые спортивные велотуристы и в командировку отправля-ются на велосипеде. Элегантный гоночный велосипед обычно разре-шают держать прямо в гостиничном номере.

К многодневным скоростным велопутешествиям прежде всего нужно отнести туристские велопутешествия в традиционно русском стиле: ночевки в палатках или просто под открытым небом, приго-товление пищи на костре, все снаряжение туристы везут с собой.

269ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ__________

Здесь отличие от классических (нескоростных) велопоходов только в скорости езды (25-35 км/час) и дневном пробеге, который может доходить до 200 км, но при этом резко возрастают требования к подбору слаженной команды и ее численности. Сложно совершать многодневные скоростные походы большим численным составом. Практика показывает, что оптимальный состав таких велопоходов -как правило, компании из 2-5 человек.

Многодневные велопутешествия в «европейском» стиле про-водятся с заранее запланированными ночевками в гостиницах, кем-пингах, мотелях. Как правило, маршрут прокладывается по хорошим асфапьтированным дорогам, но не магистральным. Порой такие пу-тешествия называются многодневными велопробегами. Питание в этих путешествиях осуществляется в столовых и кафе и обычно тоже планируется заранее. «Европейским» этот стиль стал назы-ваться совсем недавно, когда у наших велотуристов появилась ре-альная возможность выезжать за границу и знакомиться с опытом других стран. В Европе этот стиль доминирует.

Примером таких путешествий может служить Международная ту-ристская велогонка Мира, проводящаяся по странам Восточной и Центральной Европы. По сути - это не велогонка, а название свя-зано с историей возникновения мероприятия. В начале 80-х годов велотуристы из ГДР и Польши решили совершить летнее путешест-вие, в точности повторяя маршрут майской Велогонки Мира, бывшей в то же время самым престижным спортивным соревнованием ве-лосипедистов-шоссейников социалистических стран. Опыт удался, и с 1984 года мероприятие стало проводиться ежегодно.

К настоящему времени спортивная Велогонка Мира уже прекра-тила свое существование, а туристская, наоборот, окрепла и прово-дится теперь под эгидой Федерации спорта и туризма германской земли Бранденбург. По традиции, сохранившейся от спортивной Ве-логонки Мира, протяженность маршрута обычно составляет около 2000 км. Он разбивается на 15-16 этапов, а в середине пути преду-сматривается один день отдыха. Оптимальное число участников -70-120. Практикуется сопровождение на нескольких машинах. Ис-пользуются три рабочих языка: немецкий, русский и польский.

Общий старт обычно дается в 8 часов, на каждом этапе туристы преодолевают 120-160 км от одного города до другого. Из сопрово-ждения две машины сразу отправляются к месту следующей ночев-ки. Чтобы заранее решить вопросы размещения и питания группы, одна из них (самая большая) везет весь багаж. Остальные обеспе-чивают питание на трассе (бутерброды, чай, фрукты, овощи, шоко-ладные батончики и т. п.) и подвозят тех участников, которые по какой-либо причине сошли с трассы (плохое самочувствие, поломка велосипеда и т. д.). Велотуристы перед каждым этапом обеспечива-ются легендами движения, где указывается маршрут, адрес места назначения, места двух пунктов питания, организуемых сопровожде-нием, и интересные туристские объекты. Маршрут движения не яв-ляется обязательным, желающие могут посетить интересующие их места вне трассы. Лимита времени прибытия на финиш этапа нет, но сильно опаздывающие рискуют остаться без ужина (обычно он планируется на 18.00).

Скоростные велопутешествия

Вечером - отдых, осмотр достопримечательностей. Нередко уст-раиваются посещение ратуши и встреча с мэром города или другим высокопоставленным лицом, ведь попутно велогонка пропагандирует идею мира среди народов. Руководитель пробега вручает мэру па-мятный сувенир от мэра Потсдама - столицы земли Бранденбург. Что особенно приятно - как правило, мэр считает честью лично дать на следующий день старт этапа на ратушной площади города.

Многодневными экспресс-транспортными походами увлекают-ся наиболее вольные и подвижные велотуристы. Они тоже редко совершаются компаниями больше, чем в 2-4 человека. Как правило, группа намечает несколько пунктов (городов, представляющих тури-стский интерес), где вепосипедисты останавливаются на один или несколько дней (у родственников, знакомых или в гостиницах). Кро-ме чисто туристских целей эти остановки необходимы и как дни полноценного отдыха, поскольку в другие дни режим движения весьма жесткий. Но это, конечно, не означает полного отказа от велосипеда в дни отдыха. Проехаться налегке по окрестностям бы-вает очень приятно.

Между этими опорными пунктами-городами велосипед использу-ется в основном как транспорт. Если по пути нет заслуживающих внимания туристских объектов, то дневной пробег обычно превыша-ет 200 км, а по хорошим дорогам может достигать 300 км. В бага-же везут минимум вещей. Иногда берут спальный мешок, но о па-латке или о чем-нибудь подобном речь не идет. Ночлеги в кемпин-гах, мотелях, дешевых гостиницах, у местных жителей где-нибудь на сеновалах и т. п. За более комфортабельные условия приходится до-вольно дорого платить. В теплое время можно поспать и под откры-тым небом, правда, здесь потребуется хорошее умение предсказы-вать погоду.

Для наших велотуристов этот вид путешествий может быть осо-бенно полезным в Центральной и Западной Европе, где ставить палатки и жечь костры, как правило, разрешается только в строго отведенных местах.

Велопробеги-экспедиции по характеру движения очень близки к эксперсс-транспортным велопоходам, но велопутешествие здесь не является единственной или главной целью. План путешествия обыч-но в деталях заранее не составляется. На некоторых участках ис-пользуются поезда или автобусы.

Например, в 1990 году основными целями путешествия группы московского велоклуба «Караван» были наблюдение солнечного за-тмения на севере Карелии, изучение Соловецких островов.

Очень часто бывает, что у одного-двух спортивных велотуристов не оказывается партнеров, с кем он (или они) мог бы совершить скоростной поход или путешествие, но зато есть компания «медлен-ных» велотуристов. В подобных случаях практикуются разные фор-мы сочетания скоросгного спортивного и неспешного оздорови-тельно-познавательного вепотуризма. Например, скоростные вело-туристы могут организовать свой маршрут (любой протяженности и длительности) так, чтобы привал или ночлег совпал с привалом (ноч-легом) «медленных» велотуристов. (Таким же образом можно встре-

271титься и с туристами-пешеходниками, байдарочниками, а в марте даже с лыжниками).

Еще одна форма - экспресс-сопровождение. Основная группа едет сравнительно медленно, а один-два спортивных велотуриота уезжают вперед, осматривают большее число достопримечательно-стей (из чего видно, что термин «оздоровительно-познавательный велотуризм» - скорее условный) и выполняют какие-то общегруппо-вые задания: посылают телеграммы, закупают еду на привал, по-дыскивают место для ночлега, фотографируют и т. д. Естественно, необходима хорошая координация, то есть четкие договоренности, где и когда встречаться, а также - что делать, если к условленному времени кто-то не приехал.

Еще один вариант сочетания групп с разными темпами движе-ния - запланированное «преследование». Две, три или более групп едут по одному маршруту, но тратят они на это разное время. На-пример, какую-то дистанцию одна группа планирует пройти за семь дней, а другая - за пять, выезжая при этом на два дня позже. Первая группа оставляет для второй «дорожные записки» в услов-ленных местах (например, на определенных километровых столбах через каждые 20 км, на дорожных знаках въезда в крупные города и т. п.) Вторая группа эти записки собирает и ориентируется, как ей лучше поступить. В какой-то день (обычно последний или предпо-следний) вторая группа догоняет первую, и путешествие продолжают вместе.

В походе-«преследовании» тоже необходима хорошая координа-ция групп, четкие договоренности, где оставлять (и искать) записки, если условленного километрового столба на дороге не оказалось. Заметим, что дорожные записки оказываются и непосредственными походными документами, и своего рода дневниками похода.

Для велотуристов, чьи семьи не слишком склонны к велотуризму, а предпочитают отдыхать где-нибудь в пансионате или на море, возможен вариант велопутешествия до этого пансионата (до моря).

Фактически это - многодневный экспресс-транспортный велопо-ход. Начать его можно дома, а если семья далеко, то часть пути можно проехать на поезде. Например, для москвича, чья семья отдыхает в Сочи, начать велопутешествие можно в Ростове-на-Дону. Вторая часть - пребывание в одном месте, что для многих туристов почти невыносимо, - может быть скрашена радиальными выездами по окрестностям.

Виды велосипедов, экипировка и организация движения в

скоростном велотуризме имеют много общего с тем, что принято в велоспорте. Отличие, пожалуй, в одном: велотурист везет с собой некоторый груз. В скоростных походах выходного дня нередко обхо-дятся без багажника, в многодневных же путешествиях багажник необходим.

В былые советские времена наиболее распространенными для спортивного велотуризма были велосипеды типа «Старт-шоссе» (лю-бительский) или «Чемпион-шоссе» («профессиональный») Харьковско-го велозавода. Это сравнительно легкие велосипеды на трубках, имеющие две ведущие звездочки и 5-6 ведомых. Сейчас, к сожале-нию, качество серийно выпускаемых в Харькове велосипедов пере-

Скоростные велопутешествия

стало удовлетворять многих велосипедистов, им приходится ориенти-роваться либо на зарубежные аналоги, либо на велосипеды для спортсменов-«профессионалов», производимые в нашей стране част-ными фирмами по спецзаказам. Подчеркнем, что лучше всего ори-ентироваться именно на современные «профессиональные» велоси-педы. Все технологические новации (в том числе в области безо-пасности движения) идут в первую очередь в велосипедный спорт, а до ширпотреба доходят только через десятки лет. И даже упомяну-тые «Старт-шоссе», даже если их изготавливать по всем правилам, -это уровень технологии середины XX века.

Практически все велосипеды оснащаются сейчас импортной «на-веской» (тормозами, переключателями и т. п.). Очень важно удобное спортивное седло, достаточно жесткое и узкое.

Все механизмы велосипеда должны быть в абсолютно исправном и хорошо отрегулированном состоянии. В случае поломки или разре-гулировании какого-либо узла ремонт надо производить тут же. При этом использование первых попавшихся под руку материалов (про-волоки, изоленты и т. д.) не рекомендуется. Вообще техническая эс-тетика в велотуризме - существенный фактор. Всегда приятно смот-реть на хорошую технику, ообенно когда она в движении.

Новичку очень сложно отличить качественный велосипед от под-делки, причем большая цена не гарантирует качества. Поэтому при покупке советуем не ориентироваться на рекламу, а обратиться за помощью к опытным спортивным велотуристам.

В скоростном велотуризме применяется одежда велоспортсме-нов, прежде всего речь о велорубашке, велотрусах и велотуфлях. Помимо того, что такая одежда наиболее подходит для педалирова-ния в быстром темпе в течение долгого времени, она еще и эсте-тична, и увеличивает безопасность, поскольку отношение автомоби-листов к велосипедисту в нарядной форме куда почтительнее, чем к человеку в серо-зеленой штормовке.

Традиционную штормовку, соответствующие штаны и обувь в скоростные велопутешествия берут в качестве запасной одежды (для привалов), особенно в многодневных походах. А спортивную одежду и легкие ветровки на привале лучше поберечь - летящие искры прожигают их довольно часто. Комплект традиционной туристской одежды нужен еще на случай, если предполагается участок грунто-вой лесной дороги, особенно если там много комаров, приходится пробираться заболоченной местностью, обходить упавшие деревья или даже использовать пешеходные тропы. При включении такого участка в маршрут получается комбинация разных видов велотуриз-ма, требующая и различной экипировки.

В чисто скоростные велопутешествия вещей берут обычно мало: дополнительную одежду на случай ухудшения погоды, еду, если пи-тание не з

Наши рекомендации