Обоснование выбора района и маршрута похода, особенности похода и предпоходной подготовки

Камчатка! Кто из туристов не мечтает когда-нибудь побывать там. Конечно, ехать на Камчатку лучше тогда, когда за плечами достаточно богатый туристский опыт. Тогда уникальность этого региона предстанет перед вами во всей красе. Поэтому, планируя район похода для 6-го года занятий нашей туристской группы и имея за плечами водные, горные, пешие и лыжные маршруты 3-4 к.с., мы подумали что пора, пора готовить маршрут по Камчатке. И его можно рассматривать, как некоторый итог занятий спортивным туризмом в детском клубе.

При выборе маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями:

- Маршрут похода, по возможности, должен охватывать максимально большой район, быть ознакомительным;

- Необходимо поближе познакомиться с вулканами;

- Хотелось своими глазами увидеть ход красной рыбы на нерест;

- Все подъезды и отъезды должны осуществляться автомобильным транспортом на расстояние не более 200-300 км;

- Пройденный маршрут должен заполнить некоторые пробелы в современной информации о спортивных походах в этом регионе;

Планируя маршрут, мы столкнулись с большим дефицитом информации. В интернете, в основном, имеется информация о турах коммерческих турфирм очень краткого содержания, без технических подробностей. В библиотеке ФСТ-ОТМ имеются несколько отчётов о маршрутах, пройденных в 70-х, 80-х годах прошлого века и два отчёта 90-х годов. Информация в них, порой, недостаточно качественная и во многом (например, транспорт) устарела. Из современных маршрутов в библиотеке ФСТ-ОТМ имеется только отчёт руководителя Солода С.С. о пешем походе по южной Камчатке. В библиотеке Мосгорсютур есть три отчёта руководителей Либермана М.А. (пеший маршрут 2 к.с.), Лурье В.А. (пеше-водный 3 к.с.) и Шахновича В.И. (пеший 1 к.с.). Так же нам удалось ознакомиться в библиотеке ТССР с материалами о походах руководителя Налобина В.А. из Уфы, совершённых в 2002, 2003 г.г.

Проанализировав имеющуюся информацию, мы спланировали комбинированный пеше-водный маршрут, включающий сплав по известной и легкодоступной реке Быстрой (запасной вариант), сплав по менее известным и более труднодоступным рекам Левой Аваче и Аваче, сплав по совсем труднодоступной реке Опале и пешую часть по Налычевскому Природному парку. К сожалению, маршрут в спортивном плане имеет явный недостаток, он состоит из трёх независимых частей. Но, на наш взгляд, позволяет максимально полно решить поставленные выше задачи.

Подготовка к походу и часть маршрута проходила совместно с группой из ЮВАО Москвы, руководитель Суворов А.В. Совместная подготовка (обмен и анализ информацией) позволила глубже проработать одни вопросы, избежать дублирования других вопросов. Совместно мы решали вопросы приобретения билетов на самолёт, вопросы транспорта, вопросы размещения в Елизово, организацию экскурсии. Общая часть пройденного маршрута – восхождение на Авачинский вулкан, сплав по реке Быстрой, Левой Аваче и Аваче.

Предпоходную техническую подготовку мы проводили в рамках Первенства по туризму обучающихся образовательных учреждений г. Москвы. Участвовали в водных соревнованиях на реке М. Истра, на реке Мста, а также в горных соревнованиях в районе ст. Полушкино.

Своей физической подготовкой участники группы занимались самостоятельно.

К особенностям похода следует отнести:

- большую разницу местного и Московского времени (+9 ч. к Моск. вр.);

- большое количество дождливых и ненастных дней (из 29 дней 19 дней - дождь, ненастье);

- завалы и разбои в среднем и нижнем течении многих рек. Линия движения при прохождении разбоев может год от года меняться;

- большие перепады высот от подножия до вершины при восхождении на вулканы (1,5 – 2 км и более);

- заросли шеломайника и борщевика в сырых поймах рек и ручьёв (2-3 м. и более высоты), которые сильно затрудняют движение без тропы;

- малое количество троп;

- большое количество медведей, которых можно встретить везде;

- слабую населённость района (половина населения области проживает в г.Елизово и г.Перопавловсе-Камчатском, при этом средняя плотность населения – порядка 1 чел на кв. км);

- мало развитую сеть автомобильных дорог;

- дороговизну туристического сервиса, ориентированного на кошелёк иностранного туриста;

Запасные и аварийные варианты.

Были заявлены следующие запасные варианты:

- отказ или сокращение радиальных выходов;

- вместо траверса Пиначевского хребта от перевала Корякского до перевала Пиначевского – движение низом;

- вместо сплава по реке Опала - сплав по реке Быстрой (Малкинской);

Варианты 1 и 2 предполагалось использовать в случае плохой погоды, заболевания или плохого самочувствия участников. Вариантом 3 планировалось воспользоваться в случае затруднений с проездом в верховья реки Опала. На маршруте мы использовали все запасные варианты.

Аварийный выход при сплаве по реке Быстрой можно осуществить: на участке Ганалы-Малки – выходом к шоссе, проходящем по левому берегу долины на расстоянии до 5 км от реки; на участке Малки-Большерецкий мост – возвращение по левому берегу в посёлок Малки или выход на трассу (к Болшерецкому селу) по старой геологической дороге вдоль реки Камешкова или выход от остатков «японского» моста по старой дороге к селу Карымай.

При сплаве по реке Левая Авача аварийный выход возможен по грунтовой дороге левого берега (до 3-х км от реки). При сплаве по реке Авача – по дорогам левого или правого берега (до 2-х км от реки).

На пешей части маршрута аварийный выход возможен к одному из пунктов (в зависимости от их близости) – в посёлок Пиначево, к Семёновскому приюту (егерь, радиосвязь), к приюту Налычево (медпункт, радио и телефонная связь), к Авачинскому приюту (радиосвязь, медпункт, грунтовая дорога).

Наши рекомендации