Связь между решениями прямой и двойсвт.задач при реш.прям.задачи симплекс методом
Пусть х=(х1,х2,..,хn)-некот.планисх задачи 1-3,а векторн.у=(у1,у2,..,уn)план двой-й задачи4-5тогда знач-е усл.фу-и исх.задачи.При плане х всегда не превосходит зн-й усл.фу-идв.задачи при плане у . f(y)=F(x)
Если зна-я усл.фу-й 1и4 равны для нек.плановF(x^*)=f(y^*)тогда х*явл.оптим.планомисх.задачи а у*двойств.
11. первая и вторая теорема двойственности.примеры применения теоремдвойст-и.
1теор.двойст-и.Если одна из пары дво-й задачи 1-3 или 4-5имеет оптимплан,то и др.тоже имеет оптим план и зн-я усл.фу-й для этих оптим.планов равны между собой Fmax=Fmin.F(x*)=f(x*)
Если усл.ф-ии одной из пары дв.задачи не огранич.дляисх.задачи сверху для ов.снизу,тодр.задача вообще не им.планов.
2.вторая теор.двойстве-и.план х*=(х1*,х2*,..,хn*)задачу 1-3,и план дв.задачиy*=(y1*,y2*,..,ym*)явл.оптим-м для своих задач тогда и только тогда,когда для люб.индексаjвып-ся равенство: Vj(j=1n).
F=2x1+7x2->max
12.Транспортная задача.сост.трансп.таблицы.плантранспортн.задачи.закр.(сбалансир-я) и открытая(несбалан-я)
1)всякое неотриц-е рещениесист-ы огранич-я(2)опред-я матрица х наз-я транспортной задачей.
• Транспортная задача называется закрытой, если a = b . Если же
a ≠ b , то транспортная задача называется открытой.
Х*=(хij*)при кот.целевая фу-ях1 приним.своёминим.знач-е наз-я оптимальным планом ТЗ.
Если общая потреб.в грузе в пунктах наз-я равна запаса груза в пунктах отпр-я то такая тзназ-я закрытой или сбалансир-й
13.Сост.опорного плана транспортной задачи
Методом северо-зап-ого угла и методом
Миним-о элемента.
методом северо-зап-ого угла
На каждом этапе максимально возможным
числом заполняют левую верхнюю клетку
оставшейся части таблицы. Заполнение таким
образом, что полностью выносится груз из
или полностью удовлетворяется потребность .
1) Полагают верхний левый элемент матрицы X
x 11 = min(a 1 ,b1)
Возможны три случая:
а)если a1 < b1, то х11=а1 и всю первую строку начиная со второго элемента заполняют нулями.
б)если a1 > b1, то Х11=b1, а все оставшиеся элементы первого столбца заполняют нулями.
в)если a1 = b1, то х11 = a 1 = b 1 , и все оставшиеся элементы первых столбца и строки заполняют нулями.
На этом один шаг метода заканчивается.
2) Пусть уже проделано к шагов, кm-й шаг состоит в следующем.
Определяют верхний левый элемент незаполненной части матрицы X. Пусть это элемент хl, m.
Тогда полагают хl,m = min(аkl, bkm),
где аkl = al - Σxlj
bkm = bm - Σxim
Если аkl<bkm, то заполняют нулями l -ю строку начиная с (m + 1)-го элемента. В противном случае заполняют нулями оставшуюся часть m-го столбца.
Метод минимального элемента позволяет построить
начальный опорный план транспортной задачи и является
вариантом метода северозападного угла, учитывающим
специфику матрицы С=(cij)m,n. В отличие от метода
северо-западного угла данный метод позволяет сразу
получить достаточно экономичный план и сокращает
общее количество итераций по его оптимизации.
Схема метода: элементы матрицы С нумеруют начиная
от минимального в порядке возрастания, а затем в этом
же порядке заполняют матрицу Х0.
Пусть элементом с минимальным порядковым номером
оказался элемент x0ij .
Тогда полагают x 0 ij = min (ai, bj)
Возможны три случая:
а) если min (ai, bj) = ai, то оставшуюся часть i-й строки
заполняют нулями; (a1, b1) = bj, то
оставшуюся часть j-ro столбца заполняют
нулями.
б) если min (a1, b1) = bj, то оставшуюся часть j-ro столбца заполняют нулями.
в) если ai = bj, то оставшуюся часть строки и столбца
заполняют нулями.
Далее этот процесс повторяют с незаполненной частью
матрицы.
Пусть элементом с k -м порядковым номером оказался
ХklmТогда хklm = min(akl, bkm),
гдеа k l = al - Σxglj, g = 1..l-1
bkm = bm - Σxuim, u = 1..k-1
Возможны три случая:
а) аkl<bkm, тогда хklm = аkl и оставшуюся часть строки l заполняют нулями;
б) аkl>bkm, тогда хklm = bkm и остаток столбца m заполняют нулями;
в) аk = bkm, тогда оставшуюся часть строки l и столбца m заполняют
нулями.